Конспект урока внеклассного чтения «М.В. Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Конспект урока внеклассного чтения «М.В. Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (чтение, музыка); активизировать познавательную активность на уроках внеклассного чтения, развивать интерес к чтению;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения «М.В. Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»»
Конспект урока внеклассного чтения
Тема: «Михаил Васильевич Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Цель: углубление знаний о творчестве М.В. Исаковского.
Задачи: образовательные: расширить знания о творчестве М.В. Исаковского, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии автора, соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет; учить элементам анализа лирических стихотворений, выразительному чтению стихов;
коррекционно-развивающие: способствовать развитию связной устной речи;
воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости за подвиг своего народа, ответственности перед Родиной.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности учащихся: выразительное чтение наизусть, исполнение песен на стихи М.В. Исаковского, частичный анализ стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка рисунков учащихся о Великой Отечественной войне.
Слово учителя: Доброе утро, дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке внеклассного чтения по теме: «Михаил Васильевич Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
2.Литературно- музыкальная композиция.
1.Формулировка темы и целей урока.
Учитель:
- Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Правильно, мы будем расширять и углублять наши знания о творчестве Михаила Васильевича Исаковского, осмыслим подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, выясним, какое значение имели и имеют стихи и песни военной тематики в жизни людей.
- А начать урок я предлагаю с зажжения свечи в память о тех, кто был свидетелем трагических событий Великой Отечественной войны.
- Отгремели далёкие 40-е, но мы до сих пор помним о тех трагических событиях, которые заставили сплотиться весь народ, все поколения против общего врага – Фашизма. Враг заставил встать плечом к плечу на защиту своей страны и близких. Не остались в стороне от трагедии и писатели, и композиторы – все люди искусства, как могли, выражали свою общую признательность и солидарность общей боли и общему делу. На уроках чтения в 5-7 классах мы прослушали множество стихов, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.
Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном поэте, поэте – песеннике, М.В. Исаковском, который по-своему выразил сопричастность к этим событиям. «Эх, дороги», «Катюша», «В землянке» - эти и другие стихотворения, ставшие известными песнями, надолго запомнятся и будут передаваться молодым поколениям во все времена. В песнях военных лет М. Исаковского сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.
- А теперь, ребята, прежде чем мы будем читать и обсуждать стихи М. Исаковского, петь песни, делиться своими впечатления, высказывать своё мнение о понравившихся стихах и песнях, давайте вспомним некоторые факты из биографии поэта.
Ученик 1(краткий рассказ с зачитыванием некоторых строчек из биографии поэта):
19 января исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Исаковского. Его стихи были востребованы в любой обстановке и уместны в любой ситуации: на фронте и в тылу, в производственном цеху и на завалинке, в городе и в деревне.
Родился М.В. Исаковский в деревне Глотовка в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. Одно из ученических стихотворений Исаковского - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников.
Большое место в творчестве М.В. Исаковского занимают стихи о Великой Отечественной войне. Многие стихи Исаковского, положенные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всём мире.
Учитель:
-Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Ученик 2 (чтение стихотворения наизусть):
До свидания города и хаты
До свиданья города и хаты,
Нас дорога дальняя зовёт.
Молодые смелые ребята
На заре уходи мы в поход.
Мы развеем вражеские тучи,
Разметём преграды на пути.
И врагу от смерти неминучей,
От своей могилы не уйти.
1941
Учитель:
- Великая Отечественная война стала самой разрушительной за всю историю человечества. Фашисты сжигали города, деревни, сёла. Простой народ не сдавался, брался за оружие и надеялся на скорую победу. Однако, война затянулась на целых четыре года.
Ученик 4(чтение стихотворения наизусть):
В огне заводы
В огне заводы, сёла, полустанки,
Дрожит земля – идёт жестокий бой…
Вам Гитлер дал орудия и танки,
И вы пришли в Россию на разбой.
Нет, вам добром не кончить поединка,
Не выбраться живыми из страны,
Где весь народ, где каждая былинка
Встают на поджигателей войны.
Где гибель ждёт вас у любого дома,
Грозится пулей каждое окно…
Пишите ж письма близким и знакомым,
Что вам назад прийти не суждено.
Учитель:
- Не смотря на страшные события, люди продолжали петь песни. С песней солдаты поднимались в атаку и шли на бой, пели песни и перед боем, когда ненадолго затихала стрельба со стороны фашистов.
Ученик 6(чтение стихотворения наизусть):
Перед боем (отрывок)
У выжженной врагами деревушки,
Где только трубы чёрные торчат,
Как смертный суд, стоят литые пушки,
Хотя они пока ещё молчат.
III. Итог урока.
Учитель:
По мнению Исаковского писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом- значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
-Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?
- Прав ли был М.В. Исаковский, говоря о том, что песня необходима на войне? Поясните.
- Каждая песня, каждое стихотворение - это частица чьей-то жизни, события чьей-то судьбы. В них мы слышим гордость за свой народ, боль от потери близких, видим отражение чувств к любимым и родным людям, желание защитить Родину.
- Сейчас я затушу нашу свечу Памяти, но хочу, чтобы она продолжала гореть в ваших сердцах. И закончить урок мне хочется строчками поэта:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
- Я благодарю всех присутствующих за внимание, за участие в уроке.