kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и её состав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование "Почва и её состав" для детей с ОВЗ по слуху.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и её состав"»










































Тема: "Почва и ее состав"


Цели:

  • формировать у учащихся понятие “почва”;

  • ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

  • продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе;

  • пополнять словарный запас, развивать слуховое восприятие;

  • развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;

  • создать условия для экологического воспитания.


Оборудование:

  • образцы почвы,

  • прозрачные стаканы с водой,

  • палочки,

  • наглядные пособия по теме: «Среда обитания»;

  • ноутбук;

  • наглядное пособие к теме: «Состав почвы


Словарь: исследователь, почвовед, кроссворд, земля, почва, воздух, песок, глина, минеральные вещества, перегной, вода, крот, дождевые черви, микробы.



Ход урока


  1. Организационный момент

(за экраном)

-Какой сейчас урок?

- Сейчас урок окружающий мир?

- Что мы будем делать на уроке?

Мы будем говорить, читать, писать, рисовать, думать.

- Еще сегодня на уроке мы будем проводить опыты?



- Сегодня дежурный звук «К», следим за правильностью его произношения.


2. Вступительное слово учителя

- Дорогие ребята. Посмотрите на доску

- Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию.

- Какие исследования он проводил? ( Он исследовал почву.)

Сегодня мы тоже станем учеными – исследователями, почвоведами.





3. Проверка домашнего задания


- Для начала давайте проверим домашнее задание?



- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Мы изучали на прошлом уроке среды обитания живых организмов.

- Назовите мне, какие вы знаете среды обитания?

- Водная среда;

-Наземно – воздушная среда;

- Почвенная среда

- Посмотрите внимательно на доску, что нарисовано на доске?

- Кроссворд.

- Сейчас вам предстоит, ответить на мои вопросы и заполнить кроссворд.


(заполнение кроссворда)

- Молодцы ребята!



4. Изучение нового материала

- Сейчас мы с вами повторили среды обитания живых организмов и одной из них является почвенная среда.

- Сегодня на нашем уроке, мы узнаем из чего состоит почва!

- Посмотрите на экран, что здесь изображено?

- Как вы понимаете слова «Земля»?


Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём


Земля – это суша как противоположность водному и воздушному пространству


- Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди?

( Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы.)

- Всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека?

(В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.)

- Сможете ли вы назвать признак того, что в данном месте есть слой почвы?

(Там растут растения)

Почва - это плодородный слой земли.

Плодородие – главное свойство почвы.









5. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся -
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)


6. Практическая работа.

- Для того чтобы узнать состав почвы нам поможет практическая работа, в ходе которой мы проведем опыты и исследуем состав почвы

-Выясним из чего состоит почва и дополним результаты в схему.



Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.


5.Закрепление материала

1. Игра “Хлопки» (если учитель называет состав почвы то дети хлопают в ладоши, если учитель называет не состав почвы, то дети не хлопают в ладоши)

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)


Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.


Демонстрация животных живущих в земле (кроты, дождевые черви)

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

6. Итог урока

Назовите тему урока?

Тема урока: «Состав почвы»

Что нового вы узнали на уроке?

Что входит в состав почвы?

Что в состав почвы входят: перегной, воздух, песок, глина, минеральные вещества, вода.

Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке



7. Домашнее задание

Зарисовать проведенные опыты.

Выучит вывод, которые мы сделали на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и её состав"

Автор: Клычёва Кристина Джумберовна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства