Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и её состав"»
Тема: "Почва и ее состав"
Цели:
формировать у учащихся понятие “почва”;
ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе;
Мы будем говорить, читать, писать, рисовать, думать.
- Еще сегодня на уроке мы будем проводить опыты?
- Сегодня дежурный звук «К», следим за правильностью его произношения.
2. Вступительное слово учителя
- Дорогие ребята. Посмотрите на доску
- Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию.
- Какие исследования он проводил? ( Он исследовал почву.)
Сегодня мы тоже станем учеными – исследователями, почвоведами.
3. Проверка домашнего задания
- Для начала давайте проверим домашнее задание?
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы изучали на прошлом уроке среды обитания живых организмов.
- Назовите мне, какие вы знаете среды обитания?
- Водная среда;
-Наземно – воздушная среда;
- Почвенная среда
- Посмотрите внимательно на доску, что нарисовано на доске?
- Кроссворд.
- Сейчас вам предстоит, ответить на мои вопросы и заполнить кроссворд.
(заполнение кроссворда)
- Молодцы ребята!
4. Изучение нового материала
- Сейчас мы с вами повторили среды обитания живых организмов и одной из них является почвенная среда.
- Сегодня на нашем уроке, мы узнаем из чего состоит почва!
- Посмотрите на экран, что здесь изображено?
- Как вы понимаете слова «Земля»?
Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём
Земля – это суша как противоположность водному и воздушному пространству
- Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди?
(Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы.)
- Всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека?
(В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.)
- Сможете ли вы назвать признак того, что в данном месте есть слой почвы?
(Там растут растения)
Почва - это плодородный слой земли.
Плодородие – главное свойство почвы.
5. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся - (туловище вправо, влево) больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)
6. Практическая работа.
- Для того чтобы узнать состав почвы нам поможет практическая работа, в ходе которой мы проведем опыты и исследуем состав почвы
-Выясним из чего состоит почва и дополним результаты в схему.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.
(Дети делают запись в рабочих тетрадях)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
5.Закрепление материала
1. Игра “Хлопки» (если учитель называет состав почвы то дети хлопают в ладоши, если учитель называет не состав почвы, то дети не хлопают в ладоши)
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?
Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.
Учитель: Какое главное свойство почвы?
Дети: Плодородие – главное свойство почвы.
Демонстрация животных живущих в земле (кроты, дождевые черви)
Учитель: Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
6. Итог урока
Назовите тему урока?
Тема урока: «Состав почвы»
Что нового вы узнали на уроке?
Что входит в состав почвы?
Что в состав почвы входят: перегной, воздух, песок, глина, минеральные вещества, вода.