Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
4.Самомассаж пальчиков.
Цель: активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.
Стихи про пальчики, проговариваются при самомассаже пальчиков.
Этот пальчик — самый большой,
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный,
Он серьезный и внимательный.
Этот пальчик — средний,
Он не первый и не последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик.
Игра с массажным мячом
Цель: Стимуляция нервных окончаний на ладонях рук, а также для улучшения циркуляции крови, для развития мелкой моторики и речевой активности детей.
«Непростой мячик»
Этот мячик непростой, он колючий весь такой! Меж ладошками кладем, Им ладошки разотрем. Вверх, вниз его катаем, Свои ручки развиваем.
(Движения соответствуют тексту) Игра с массажным мячиком Су-джок
Будем с шариком играть
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
(катаем шарик горизонтально)
5.Развитие тактильной чувствительности:
Игры и задания на развитие тактильных ощущений:
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
«Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям потрогать дощечки с разной поверхностью и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям. «Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь найти нужный предмет.
6.Физкультминутка
Мы хлопаем руками-хлоп-хлоп-хлоп!
Мы топаем ногами. Топ-топ-топ-топ!
Качаем головой!
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы руки подаем и бежим бегом!
7.Ходьба по сенсорным дорожкам
Распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.