Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложные слова»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОКУЧАЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 27»
Конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе
Тема: «Сложные слова»
Подготовила:
учитель Никитина О. С.
2019-2020 уч. г.
Тема. Сложные слова.
Цель урока: углубить знания о сложных словах, познакомить обучающихся с условиями выбора соединительной гласной в сложных словах.
Задачи:
познакомить со способами образования сложных слов;
учить правильно писать слова с соединительными гласными о и е;
развивать и корригировать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, обобщений, орфографическую зоркость, долговременную память, устойчивое внимание;
развивать связную устную речь обучающихся на основе их полных ответов;
пополнять и обогащать пассивный и активный словарь за счет сложных слов, расширять кругозор;
воспитывать интерес к урокам русского языка, положительную мотивацию к учению; усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: наглядный, словесный, дидактические игры «Конструкторы», «Путаница», прием «Исследование», кроссворд «Состав слова».
Оборудование:ноутбук, дидактический материал, таблица «Сложные слова», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Подготовительный этап
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой
- Здравствуйте
Ученик.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено мне Вас сегодня встречать,
Учитель.
- Начнём же урок – не будем зря время терять.
- Садитесь, ребята.
- Будем надеяться, что настроение у всех хорошее, а будет ещё лучше.
- Послушайте историю.
В класс пришёл новый ученик. Учительница посадила его с Сашей. Помолчал Саша немножко, а потом тихонько похвастал:
- А я умею на одной ножке крутиться, кошку дрессировать, сальто делать.
- А ты что умеешь?
- Учительницу слушать – ответил новичок.
- Какое умение важнее всего на уроке.
- Я предлагаю установить правила нашего урока:
1. Внимательно слушать
2. Правильно писать
3. Грамотно выполнять задания.
- Вы согласны?
Отчёт дежурного, проверка по журналу.
II. Основной этап
1. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлых уроках русского языка?
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
И сам раскрыть секреты слов.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей!
- Вспомним, из каких частей состоит слово. Кроссворд «Состав слова».
Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.
Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.
Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
2. Подготовка к восприятию темы.
- Большинство новых слов образуется с помощью приставок и суффиксов, как вы правильно сказали. Но есть еще ряд слов, которые в русском языке образуются путем сложения.
А вот что складывают, мы сейчас с вами выясним.
- Что вы складываете на уроках математики?
- Какой математический знак обозначает сложение?
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
Загадка
Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Что же это - водопад.
- Выделим корень. Два корня.
- Из каких частей состоит это слово? Из двух корней.
Слова, которые получаются при помощи сложения двух корней, называются сложными.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться составлять сложные, находить их среди других слов, будем правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.
4. Работа по теме урока.
а) исследование (образование сложных слов)
- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова, так чтобы эти буквы были в середине слова.
Вод о лаз Земл е коп
- Какие слова у вас получились?
- Запишите эти слова. Из карточек составляю на доске.
- Как получили слова?
- Сколько в новых словах корней?
- Выделите их. Выделяю на доске.
- Подчеркните гласную, которая их соединила
- Как вы думаете, эти слова сложные? Почему?
- От каких слов образовались эти слова?
- Подведем итог нашего исследования.
- Как получили сложные слова? Какие буквы нам в этом помогли?
б) чтение правила на таблице
Сложные слова – это слова, образованные путем сложения двух корней с помощью соединительных гласных «о» и «е». Например: пароход, птицелов, водопад.
в)исследование 2 (образование сложных слов)
- Гласные «о» и «е» называются соединительными.
- Когда же в сложных словах пишется соединительная гласная «о», а когда «е».
- Образуем сложные слова
ПАРОВОЗ ПАР ВОЗИТ
САМОЛЕТ САМ ЛЕТАЕТ
ЛЕСОРУБ ЛЕС РУБИТ
СТАЛЕВАР СТАЛЬ ВАРИТ
ПЕШЕХОД ПЕШКОМ ХОДИТ
ПТИЦЕЛОВ ПТИЦ ЛОВИТ
- Посмотрите на буквы перед соединительными гласными
- Какие они? (твердые, мягкие, шипящие и ц)
- После каких согласных пишется «о»? (после твердых)
- После каких пишется «е»? (после мягких, шипящих и «ц»)
Соединительная ГЛАСНАЯ «О» ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО.
Соединительная ГЛАСНАЯ «Е» ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКОГО СОГЛАСНОГО,
ПОСЛЕ «Ж» , «Ш», «Ц».
г) чтение правила в стихах:
Соединительных гласных только две:
Ты их запомни О и Е.
Эти сложные слова не выносят букву А.
Твёрдо помни: не пиши в сложном слове букву И.
5. Первичное закрепление изучаемого понятия
а) работа с учебником:
- Я предлагаю вам выполнить упр.25 на стр. 23, выписать слова в два столбика: с соединительными гласными о, е.
- Все слова выписали? Какие слова остались? Что можно сказать о них?
- Без соединительной гласной
б) чтение правила
Сложные слова могут быть образованы и без помощи соединительных гласных,
путем сложения части слова с целым словом: детсад, турпоход, физкультура.
д) работа в парах по карточкам (дифференцированно).
- Давайте потренируемся в сложении корней, в образовании сложных слов. Каждой паре я даю конверт, в котором лежат карточки с заданиями. Работаем в тетрадях.
1) Низкая степень сложности.
Задание: Образуй сложные слова с помощью корней. Соединительную гласную подчеркни.
Камн пад
Цвет вод
Сам вар
Овц бык
Скал лаз
2) Средняя степень сложности:
Задание: Образуй сложные слова. Выдели корни.
Сено косить –
Лес рубить –
Кофе молоть –
Общество знать –
В море ходить –
3) Средняя степень сложности:
Составь сложные слова:
вертит летит, хлеб режет, землю пашет, земля трясется,
новая луна, сам катит.
е) упражнение «Самый внимательный»
- Какие профессии вы увидели?
- Ребята, вам тоже скоро предстоит выбрать профессию. – Как вы считаете, какие качества важны, чтобы стать хорошим профессионалом, мастером своего дела?
- Я знаю сложное слово, одним из корней которого является «труд». Назовите это слово (трудолюбие)
- Как назовем человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый)
III. Заключительный этап.
1. Итог урока (рефлексия).
- Вы сегодня хорошо потрудились.
- Что узнали нового об образовании сложных слов?
- Как образуются сложные слова? (путем сложения корней)
- После каких согласных пишется соединительная гласная «о»? (после твердых)
- После каких согласных пишется соединительная гласная «е»? (после мягких и шипящих)