Игровой тренинг по развитию социальных взаимоотношений детей."Давайте жить дружно"
Игровой тренинг по развитию социальных взаимоотношений детей."Давайте жить дружно"
Игровой тренинг по развитию социальных взаимоотношений детей. Повышение уровня сплоченности группы. Воспитание доброжелательных отношений детей друг к другу, чувства товарищества, взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые результаты: ребёнок должен научиться поддерживать беседу о дружбе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражать положительные эмоции (интерес, радость).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. Ребята, сегодня мы поговорим о... Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню ....
Звучит песня «Верный друг».
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы будем говорить?» ( Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях.)
II. Введение игрового момента.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в гости к самому доброму коту - Леопольду. Назовите всех героев мультфильма «Кот Леопольд».
Воспитатель сажает на стол игрушку — кота Леопольда.
- Какие слова повторял кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно.)
- Почему он хотел дружить с мышами?
III. Развитие речи. «Мои друзья».
- Ребята, а кто такой друг?
Друг - это когда играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся.
- Верно, это тот с кем интересно играть, кто делится игрушками, сладостями. Друг никогда не обидит, он может пожалеть, помочь и поддержать в трудную минуту, может вместе с другом и порадоваться. А у вас есть друзья? Расскажите о своем друге из нашей группы, не называя его по имени. А мы отгадаем, о ком идёт речь. (Рассказ 3-4 детей)
- Назовите имена своих друзей. В какие игры вы любите играть со своими друзьями?
- Что вы любите делать вместе?
- Когда человеку лучше: одному или с друзьями?
- Почему все люди должны дружить?
Ребята, давайте мы с вами расскажем, что такое дружба.
- Кого можно назвать своим другом?
- Для чего нужно уметь дружить?
Воспитатель: А бывает так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает.)
Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не ссориться? ( Чтобы не ссориться, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила уметь прощать.)
Воспитатель: Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.
IV. Игровой тренинг по развитию социальных взаимоотношений детей.
Воспитатель: Кот Леопольд и говорит, что он устал уже говорить непонятливым мышатам о дружбе. Просит вас помочь ему в этом. Для того чтобы им помириться нужно выполнить несколько заданий, но одному Леопольду не справиться.
Воспитатель: Ребята поможем помириться?
(Ответы детей)
Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Второе задание. Назови противоположное слово. Противоположные слова называются антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне.
хороший – плохой,
злой – добрый,
смелый – трусливый,
нежный – грубый,
весёлый – грустный,
щедрый – жадный.
Игра «Комплименты»
Воспитатель: Грустно бывает без друга. В друзьях нужно видеть только хорошие качества и друг будет стремиться быть таким. Ну а теперь, ребята, мы немного отдохнем и выполним упражнение, которое называется «Комплименты», похвалим друг друга, скажем несколько добрых слов. Я думаю, что каждый их заслужил.
-А кто знает, что такое комплименты? (правильно, это добрые, слова от которых на душе человека становиться тепло и радостно, от этих слов людям приятно).
Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Начинаем со слов «Мне нравиться в тебе, мне нравиться, что ты…
Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем дарит комплимент своему соседу. И так продолжается до тех пор, пока каждый получит комплимент. -Вот сколько хороших и добрых слов мы можем сказать друг о друге.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, только слушайте его внимательно, потому что потом я задам вам вопросы:
Когда ещё никто не знал ни слова - Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,- Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык. И корчить рожи (что одно и то же), Но словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю, Не для того наш предок шёл сквозь мрак, Чтоб встретив друга, я кричал «дурак!» Показывал язык или кулак И корчил рожи (что одно и тоже). И злое слово я приберегу, Пускай оно достанется врагу!
Вопросы:
1. Зачем человеку понадобился друг?
2. Можно ли другу корчить рожи, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?
Ситуация 1.
Воспитатель: Молодцы какие. На все вопросы ответили. Я увидела, что стихи вы слушать умеете, а теперь посмотрим умеете ли вы слушать рассказы. Сейчас я вам прочитаю маленький рассказ, а вы выскажите свое мнение, как бы вы поступили в такой же ситуации.
«Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга: обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже.
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
Вопросы:
- За что мама наругала Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
Ситуация 2.
Воспитатель: Наташа ставит кубик на кубик, кубик на кубик, построила высокую башню. Прибежал Кирилл: Дай, башню!
-Не дам! -Дай хоть кубик! -Один кубичек возьми! Кирилл протянул руку и хвать нижний кубик. И вмиг – трах - тарарах- вся Наташина башня раз-ва-ли-лась. Воспитатель: Такая ситуация бывает и у нас в группе. -Как вы думаете, что сказала бы Наташа Кириллу? -А что Кирилл ей ответит? -Смогут, ли дружить ребята, если наговорят друг другу столько обидных слов? -Как надо играть, относиться к игрушкам. Ситуация 3.
Воспитатель: А вот послушайте, какая история произошла с друзьями Павликом и Толиком.
Павлику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Павлик, довольный помчался во двор.
Толик машину увидел, и вот
Молча у друга её он берёт.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Павлик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись, ему:
«Я с тобой Толя совсем не дружу».
Воспитатель: Ребята, скажите, почему Павлик решил не дружить с Толей?
(Толя хотел отнять машину у друга)
Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?
(дети предлагают свои варианты)
Воспитатель: Правильно. Толе нужно извиниться за свой поступок и попросить разрешение поиграть с машиной.
Послушайте, как закончилась эта история:
Толик сказал: «Извини! Мы с тобой друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Павлик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми! »
Воспитатель: Для того чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться, уступать друг другу. Вы уже, наверное, устали? Давайте немножко сейчас отдохнем.
Игра «Нам не тесно».
Воспитатель: Давайте все вместе поиграем в игру, чтобы никто друг на друга не обижался и не ссорился.
Жили, были
Я ли, ты ли
Между нами вышел спор
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
Все встаём в кружок
Проводится подвижная игра «Нам не тесно». В ходе игры педагог помогает детям соблюдать правила: не толкаться, считаться друг с другом, выполнять определённые согласованные движения в ограниченном пространстве.
Ножки, ножки
Бежали по дорожке
дети бегут друг за другом
Бежали лесочком
Прыгали по кочкам по кругу.
Прыг – скок, прыг – скок.
прыгают на двух ногах по кругу
Прибежали на лужок,
останавливаются
Потеряли сапожок,
поворачиваются то в одну сторону, то в другую, будто ищут сапожок
Нашли сапожок!
Игра может повторяться.
Игра «Топай- хлопай» .
А давайте поиграем в игру «Топай- хлопай» Если поступок который я назову правильный, вы хлопайте, а если неправильный- топайте.
Ударить товарища.
Уступить место в транспорте пожилому человеку.
Умываться и причёсываться, выходя из дома.
Толкнуть и не извиниться.
Пропустить старшего в дверях.
Отнять игрушку у малыша.
Поднять упавшую вещь.
Кричать в помещении.
Поблагодарить за помощь.
Перебивать говорящего.
Бегать в комнате.
Уходя - попрощаться.
Упражнение «Кто с кем дружит? » (Участники стоят в кругу) .
Воспитатель: Я знаю, что все очень любят сказки и мультфильмы. А вы любите?
(Ответы участников: да, конечно и т. д.)
Воспитатель: Замечательно, значит, вы легко справитесь со следующим заданием. Я буду кидать по очереди мяч каждому из вас, и называть сказочного героя, а тот, кто поймал мяч, должен называть друга (друзей) этого сказочного персонажа и вернуть мяч мне. Начали:
Малыш и (Карлсон).
Буратино и (Мальвина, Пьеро) .
Бурундуки Чип и (Дейл).
Белоснежка и (семь гномов) .
Вини Пух и (Пятачок).
Герда и (Кай).
Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)
Крокодил Гена и (Чебурашка) .
Баба – яга и (Кощей, Леший).
Лиса Алиса и (Кот Базилио).
Воспитатель: Молодцы, справились. А теперь встали в круг и взялись за руки.
Шире, наш чудесный круг.
отходят назад, делают круг шире
Я твой друг и ты мой друг,
руки вытянуть вперед, прижать к груди
Влево, вправо, повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
поворачиваются влево, вправо
Руки к солнцу протяните
поднимают руки вверх
Лучики его возьмите
сжимают, разжимают кисти рук
И к груди своей прижмите
прижимают руки к груди
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
повторить 2 раза
Дети садятся на стулья.
V. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все дружно играли, никто не ссорился. А если вдруг произойдёт этот неприятный случай, то теперь вы знаете, как надо поступить, какие вежливые слова следует говорить при этом. Давайте ещё раз их повторим.
(Дети называют «извини меня, пожалуйста», «прости меня, пожалуйста».
Воспитатель: Во все времена люди ценили дружбу, берегли её. Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту.
Спасибо вам за работу. Думаю, теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее и доброе. - Понравилось ли вам занятие? - В какие игры было трудно играть? - Какое настроение бывает у человека? - Кто такой друг? - Наше занятие заканчивается. Мне было очень приятно с вами общаться и играть!
Ярче солнечных лучей Дружба в целом свете. Ведь с друзьями веселей На любой планете!
Давайте не будем ссориться и скажем друг другу, как терпеливый и добрейший кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
VI. Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
-А можете ли вы различать друг друга по голосу? Ведь вы все разные и голоса у вас разные.
-Сейчас мы это проверим. Мы поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто тебя позвал? ». Встаньте все в круг. Повторите за мной фразу и запомните ее: «Водим, водим хоровод! Угадай-ка, кто зовет! » Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Глазки не открываем, иначе я не смогу определить, узнаете вы друг друга по голосу или нет. До кого я дотронусь рукой, тот громко произнесет еще раз эту фразу и позовет по имени водящего.
-Ребята, запомнили? Давайте повторим еще раз все вместе эту фразу. (Тот, кого узнает по голосу водящий, занимает его место в центре круга.)