Просмотр содержимого документа
«Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.»
Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.
Основной задачей обучения языку является овладение глухими диалогической речью как средством общения.
Специальных уроков в разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел "Развитие разговорной речи".
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
3) отвечать на вопросы и задавать их;
4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;
5) участвовать в диалоге.
Обучение разговорной речи в школе глухих начинается с усвоения побудительных предложений. Советские сурдопедагоги С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Т.В. Нестерович, А.Ф. Понгильская в своих работах обосновали это следующими факторами:
побудительные предложения просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этих действий;
использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначения слова и фразы, так как речь педагога требует немедленного воплощения, сказанного в их поступках;
использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и понимания обращенной речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речью в норме;
учащиеся легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения.
В первом классе глухие школьники учатся всем перечисленным видам коммуникации в дактильной форме, овладевая, прежде всего побудительными предложениями, в 1-4 классах эта работа продолжается уже в устной форме.
С каждым годом обучения возрастает активная речевая деятельность детей и соответственно уменьшается ведущая роль педагога.
Типовые фразы усложняются и по лексическому составу, и по синтаксической структуре.
Третий план возрастания требований программы относится к овладению диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В 1-4 классах школьники учатся более развернутому диалогу не только между двумя лицами, но и между большим количеством участников. С.А. Зыков подчеркивал, что программа предусматривает обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. Дети с самого начала учатся спрашивать именно потому, что им интересно или нужно узнать, т.е. речь должна быть для них мотивированной. С 1-4 классов весь материал разговорной речи дети воспринимают слухозрительно. Обязательно отрабатывается произношение фраз, предназначенных для активного усвоения.
Значительно повышаются требования к навыкам учащихся по ведению диалога и беседы. Уже в 5 классе навыки речевого общения включают в себя:
Умение начать разговор:
Можно мне задать вам несколько вопросов?
Я хочу поговорить с вами…,
Продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы для развития темы:
Я узнал, куда и когда поедем на экскурсию, а теперь хочу спросить о другом;
Закончить разговор или подвести итоги беседы:
Давайте поговорим об этом еще и в другой раз.
В 5-7 классах остается обязательным требование к учителю развивать разговорную речь учащихся в условиях различных видов деятельности. В этом состоит преемственность в методике работы с начальным звеном.
Отбор речевого материала и способы его введения в речь детей
С.А. Зыковым (автором коммуникативной системы обучения глухих языку) и Вишневской Е.Е. предложены 3 гр. отбора речевого материала.
Материал для фиксации знаний, умений, навыков.
Высказывания для общения учителя и учащихся.
Высказывания для общения учащихся друг с другом: предложение оказать помощь, оценка работы товарища.
I гр.
Понятия и представления
II гр.
Фразеология для общения
учителя и учащихся
III гр.
Фразеология для общения
учащихся между собой
Туловище, голова,
матрешка кр., син., бел.,
пластилин,
размять, прилепить
Учащиеся:
Что мы будем лепить?
Дайте, мне, пожалуйста,
пластилин
Помогите мне, пожалуйста
У меня не получается
К дежурному:
- Дай, пожалуйста, пластилин,
воду
К товарищу:
Покажи свою работу
У тебя есть желтый пластилин?
Учитель:
Кому непонятно?
Скажи…
Попроси…
Помоги мне…
Возьми у меня…
При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Речевой материал может быть преподнесен детям в устной, устно-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках, плакатах).