kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье акцентируется внимание на задачи и содержание разговорной речи неслышащих школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.»

Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.


Основной задачей обучения языку является овладение глухими диалогической речью как средством общения.

Специальных уроков в разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел "Развитие разговорной речи".

Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:

1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;

2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;

3) отвечать на вопросы и задавать их;

4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;

5) участвовать в диалоге.

Обучение разговорной речи в школе глухих начинается с усвоения побудительных предложений. Советские сурдопедагоги С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Т.В. Нестерович, А.Ф. Понгильская в своих работах обосновали это следующими факторами:

побудительные предложения просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этих действий;

использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначения слова и фразы, так как речь педагога требует немедленного воплощения, сказанного в их поступках;

использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и понимания обращенной речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речью в норме;

учащиеся легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения.

В первом классе глухие школьники учатся всем перечисленным видам коммуникации в дактильной форме, овладевая, прежде всего побудительными предложениями, в 1-4 классах эта работа продолжается уже в устной форме.

С каждым годом обучения возрастает активная речевая деятельность детей и соответственно уменьшается ведущая роль педагога.

Типовые фразы усложняются и по лексическому составу, и по синтаксической структуре.

Третий план возрастания требований программы относится к овладению диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В 1-4 классах школьники учатся более развернутому диалогу не только между двумя лицами, но и между большим количеством участников. С.А. Зыков подчеркивал, что программа предусматривает обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. Дети с самого начала учатся спрашивать именно потому, что им интересно или нужно узнать, т.е. речь должна быть для них мотивированной. С 1-4 классов весь материал разговорной речи дети воспринимают слухозрительно. Обязательно отрабатывается произношение фраз, предназначенных для активного усвоения.

Значительно повышаются требования к навыкам учащихся по ведению диалога и беседы. Уже в 5 классе навыки речевого общения включают в себя:

Умение начать разговор:

Можно мне задать вам несколько вопросов?

Я хочу поговорить с вами…,

Продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы для развития темы:

Я узнал, куда и когда поедем на экскурсию, а теперь хочу спросить о другом;

Закончить разговор или подвести итоги беседы:

Давайте поговорим об этом еще и в другой раз.

В 5-7 классах остается обязательным требование к учителю развивать разговорную речь учащихся в условиях различных видов деятельности. В этом состоит преемственность в методике работы с начальным звеном.


Отбор речевого материала и способы его введения в речь детей


С.А. Зыковым (автором коммуникативной системы обучения глухих языку) и Вишневской Е.Е. предложены 3 гр. отбора речевого материала.

Материал для фиксации знаний, умений, навыков.

Высказывания для общения учителя и учащихся.

Высказывания для общения учащихся друг с другом: предложение оказать помощь, оценка работы товарища.

I гр.

Понятия и представления

II гр.

Фразеология для общения

учителя и учащихся

III гр.

Фразеология для общения

учащихся между собой

Туловище, голова,

матрешка кр., син., бел.,

пластилин,

размять, прилепить

Учащиеся:

Что мы будем лепить?

Дайте, мне, пожалуйста,

пластилин

Помогите мне, пожалуйста

У меня не получается

К дежурному:

- Дай, пожалуйста, пластилин,

воду

К товарищу:

Покажи свою работу

У тебя есть желтый пластилин?


Учитель:

Кому непонятно?

Скажи…

Попроси…

Помоги мне…

Возьми у меня…


При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Речевой материал может быть преподнесен детям в устной, устно-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках, плакатах).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задачи и содержание развития разговорной речи неслышащих школьников.

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 440918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Адаптация неслышащего ребёнка к социальной реальности посредством развития диалогической речи"
    ["seo_title"] => string(102) "adaptatsiianieslyshashchieghoriebionkaksotsialnoiriealnostiposriedstvomrazvitiiadialoghichieskoiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291609"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455147280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства