kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театральная педагогика в школе как эффективное средство коррекции и оздоровления эмоциональной сферы обучающихся с нарушениями в развитии интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой опыт организации театрализованной деятельности в работе с детьми,Ж имеющими интеллектуальные нарушения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театральная педагогика в школе как эффективное средство коррекции и оздоровления эмоциональной сферы обучающихся с нарушениями в развитии интеллекта»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Краснинская общеобразовательная школа-интернат»

Ленинск-Кузнецкий МР









Театральная педагогика в школе как эффективное средство коррекции и оздоровления эмоциональной сферы обучающихся

с нарушениями в развитии интеллекта














Автор.

Сизикова Н.А., учитель, руководитель кружка «Золотой ключик»


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и адаптированной основной общеобразовательной программой учитель в процессе обучения в школе должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить навыки безопасного и здорового образа жизни.

Здоровье ребёнка, как и взрослого человека, сегодня – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И, если физическое состояние ребёнка четко отслеживается родителями, педагогами и медицинскими работниками, то психологическое неблагополучие ребёнка часто остаётся незамеченным.

Для сохранения психологического здоровья детей с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в школе-интернате очень важным является благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха, эмоциональные разрядки. Обучающая среда для таких детей должна быть специально организована таким образом, чтобы в ходе обучения ведущими задачами для учителя стали:

- нейтрализация отрицательных мотивов;

- воспитание положительной мотивации учения;

- формирование уверенности в своих возможностях;

- целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи;

- развитие разнообразных форм коммуникации;

- развитие эмоциональной сферы.

Работа по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья представляет собой системный процесс, который реализуется через все предметные области, а также внеурочную деятельность.

Одной из продуктивных и эффективных технологий создания здоровьесберегающей среды в школе является театрализованная деятельность, которую можно назвать своеобразной системой профилактики психоэмоционального состояния ребенка, а также эффективным средством коррекции. Несколько лет назад в школе был создан театральный кружок. Основная деятельность кружка направлена на формирование личности учащихся посредством элементов театрального искусства.

Слайд 1.

Театральный кружок организован как средство терапии в коррекционных, воспитательных и оздоровительных целях. Мы не стремимся вырастить актёров. Первостепенным в этой деятельности является сохранение эмоциональной сферы детей, снятие психических и физических зажимов, утомления, создание условий для коррекции различных сторон психики, возможности накопления поведенческого опыта, профилактики асоциального поведения.

Слайд 3 - 5

Работа в кружке включает в себя следующие направления:

  1. Знакомство с основами актерского мастерства: работа над мимикой,

эмоциями, выразительностью движений, жестов, техникой речи. Здесь мы используем различные виды театрализованных игр и упражнений: на имитацию, с движениями, игры-пантомимы, превращения, театрализованные игры. Дети учатся ориентироваться в пространстве, равномерно распределяться на площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему с помощью речи или движений, создавать заданные или произвольные образы. Все эти действия позволяют ребёнку «заглянуть в себя», прислушаться к себе, почувствовать свое внутреннее состояние, состояние партнёров, что благотворно влияет на эмоциональное и физическое самочувствие.

Слайд 6 - 8

  1. Знакомство с основами театра кукол, театра теней: этюды с

Перчаточной куклой, работа над развитием моторики руки и ее движением на ширме, согласование движения руки и речи. Отработка способов выражения характера кукольного героя с помощью движений, голоса. Подготовка и представление спектаклей кукол. Подготовка и представление спектаклей театра теней.

Слайд 9 - 10

  1. Театрализованная деятельность: инсценирование, подготовка и показ

спектаклей, театрализованных постановок, праздников. Участие в конкурсах чтецов, творческих конкурсах, фестивалях.


Наибольшим интересом у детей пользуются занятия, на которых мы работаем с куклами. Кукольный театр оказывает на детей потрясающее терапевтическое и коррекционное воздействие: кукла учит ребёнка видеть и слышать другого, а самое главное – она помогает открыть его собственный мир. Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети, помогает справиться с переживаниями, страхами. Ребенок, после общения с театром, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, боле спокойным, духовно обновленным, с положительными изменениями как в эмоциональной, так и познавательной сферах. Кроме того, работа за ширмой позволяет создать особые безопаснее условия: возможность сопровождения ребенка педагогом, возможность опоры на текст, позволяет скрыть физические недостатки. Если для выступления на открытой сцене нужна определённая смелость, то за ширмой ребёнок чувствует себя в безопасности, что помогает справиться с переживаниями, страхами и даёт возможность раскрыться.

Подготовка к спектаклям также оказывает благотворное воздействие на учащихся. В ходе подготовки ребята участвуют в изготовлении декораций, реквизита для спектакля, совместно с педагогом готовят костюмы, участвуют в изготовлении кукол, шьют, рисуют. Творческий процесс, участие в продуктивных видах деятельности благотворно влияет на развитие мелкой моторики, координации движений, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, творческие способности.

Подводя итог, можно с уверенность сказать, что в ходе занятий театрализованной деятельностью:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире:

  • постановки спектаклей по русским народным сказкам, произведениям

детских писателей позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), выражает свое собственное отношение к добру и злу;

  • любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей;

  • постановки по здоровьесбережению, безопасному поведению на дорогах

наглядно позволяют увидеть последствия пагубного влияния курения на живой организм (медведь, который нашёл трубку и начал курить, заболел и попал к врачу) или пренебрежения правилами безопасного поведения на дорогах (Незнайка не соблюдал правила дорожного движения и также оказался в больнице);

  • постановки, расширяющие знания детей о законах сохранения природы,

разнообразии природного мира позволяют познакомить детей с правилами поведения в природе и бережного к ней отношения;

В этих спектаклях дети повторяют правила поведения в природе, навыки поведения в экстремальных ситуациях (во время лесного пожара). Они вступают в диалог с героями: отвечают на вопросы, разгадывают загадки, помогают решить герою определённую проблему, советуют, как поступить, сделать правильный выбор. За счёт этого у детей формируется адекватное эмоциональное реагирование, эмоциональный контроль и такие высшие социальные чувства как эмпатия, сочувствие, сопереживание.

  • Профориентационные спектакли и постановки знакомят с различными

профессиями.

- в игровой, естественной для детей форме, происходит развитие психических процессов: внимания, различных видов памяти, мышления;

- происходит активное развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, интонационная выразительность;

- совершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера, способность понимать и правильно выражать свои чувства и чувства других людей;

- приобретаются поведенческие навыки, социально положительный опыт поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

За период работы кружка ребята принимали участие в различных мероприятиях школьного уровня, представляли свои работы в учреждениях образования и культуры района. Результативно участвовали в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Но главным результатом, к которому мы стремимся на занятиях кружка – это поддержка эмоционального благополучия ребёнка, что особенно важно в условиях интерната. Положительные эмоции, ощущение праздника в душе снижает уровень невротизации, помогает многим детям легче перенести разлуку с семьёй, предупреждает развитие вторичных отклонений.














Литература


  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : Учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях / [Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская]. - М. : Academia, 2001. – 246 с.

  2. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / И.Г. Вечканова. – СПБ.: Каро, 2006.

  3. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Н. Доронова. - Москва : Обруч, 2014. - 159 с.

  4. Пименов В.А. Театр на ладошках / В.А. Пименов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. – 1998. 128 с.














4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сизикова наталья Альбертовна

Дата: 21.10.2022

Номер свидетельства: 615561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства