kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему: "Развитие выразительности речи детей с интеллектуальной недостаточностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении представлены практические упражнения на развитие мимики, интонации, совершенствование речевого аппарата детей с интеллектуальной недостаточностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Развитие выразительности речи детей с интеллектуальной недостаточностью"»

Сообщение на тему: «Развитие выразительности речи

детей с интеллектуальной недостаточностью»

Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, выступления стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация и т.д. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку, поскольку ребёнок усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого – образец принятого употребления языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец – декламатор, а заинтересованный очевидец – вот качество рассказчика, которое импонирует юным слушателям. Когда взрослый говорит увлечённо, дети слушают его, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о её персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Нередко приходится отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляется у детей в игре и в свободном общении и угасают, теряются в вынужденной ситуации. То же случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов в ходе беседы со взрослым, когда ребёнок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, маломодулированной).

Больше возможностей в этом отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации.

Речь у умственно отсталых детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков. В одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У заторможенных детей голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий.

Опыт показывает, что формирование выразительной речи у умственно отсталых учащихся можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит педагогу. Дети вначале будут только зрителями. Речь педагога на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развивается мелодико-интонационная выразительность речи.

Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут использоваться как самостоятельно, так и включаться в какие-либо занятия.

Прежде чем развивать у ребёнка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.

Игровые упражнения на развитие мимики.

Мимический кубик. Зеркало.

Ребёнок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.


Какой овощ (фрукт) едят дети?

-Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)».

-Один ребёнок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

Кто это сказал?

По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.


Облака.

-Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим изображением.

-Ребёнок рисует мимическое изображение на облаке после прослушивания.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним:

«Мне весело с тобой!»

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

Гномик.

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям.

- « Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

- Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик».

- «Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

- Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

- Вот ещё, буду я с каждым разговаривать, - буркнул мальчик и пошёл дальше».

Мимический диктант.

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

«Оля пошла гулять.

- Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

- Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

- Ой, а вдруг она меня ужалит?!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

- Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчёркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребёнок нашёл огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Мимический кубик. Повтори фразу.

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.


Разговор в корзинке. Конкурс на грядке.

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.


Сломанный телевизор.

Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.


Прочитай письмо. Составь рассказ.

Дети составляют рассказ (письмо) по двум-трём эмоциональным состояниям, изображённым на карточках-пиктограммах.


Ребятам также можно предложить упражнения:

- на изменение силы голоса («Тихо-громко», «Далеко – близко»);

- его высоты («Кошка и котёнок», «Медведица и медвежонок»: дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом; «Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т.д.);

- тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т.д.).



Упражнения для развития голоса.

В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создаётся основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.

1. И.п. – ноги поставить на ширину плеч, руки «в замке» над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперёд, медленно выдохнуть. Произносить гласные звуки: [а ], [о ], [ ы], [ э].

2. Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, насыщенные гласными звуками и требующие широкого открытия рта.

Взял я лук и крикнул:

«Эх! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

«Э-э-э».

3. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, му-муу.

4. Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести: о-о-о. Резко опустить соединённые руки вниз и произнести коротко: о.

5. Прочитать стихотворение с изменением силы голоса с каждым куплетом.

Была тишина, тишина, тишина.

Почти без голоса, одной артикуляцией.

Вдруг

Шёпотом.

Грохотом грома сменилась она,

И вот уже дождик тихонько-

Ты слышишь?

Голосом небольшой громкости.

Закрапал, закрапал,

Закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит.

Уже барабанит!

Очень громко.

А.Шибаев

6. Читать стихотворение с изменением высоты голоса.

Ой! – воскликнул окунёк.-

Я попался на крючок.

Высоким голосом.

Сом сердито проворчал:

«Из-за шалости попал».

Низким голосом.

Ф. Бобылёв

7. Игра-упражнение «Скажи и покажи» для развития мимики движений, голоса. По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: весёлый – грустный, злой -добрый, удивлённый - равнодушный.

8. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение большой злой собаки, ласковой кошки, удивлённой мамы).

9. Эмоциональная окраска восклицаний типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй!» и др.

10. Выразительное чтение интонационно окрашенных стихотворений, считалок.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово: «Ах!»

Кто встречается с бедой,

Произносят слово: «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово: «Эй!»

У кого захватит дух,

Произносят слово: «Ух!»

11. Инсценировка доступных детям стихотворений.

«Больной зуб»

Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»

Цель: та же.

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Капризуля»

Цель: та же.

Дети изображают ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Самолёт»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый (или реальный) игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а ] или [у]. голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.


«Чудо – лесенка».

Цель: та же.

Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).




«Эхо»

Цель: развивать силу голоса.

Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау!». Дети делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау!», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).


«Вьюга»

Цель: та же.

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.


Детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребёнок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!»

Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; барабан сердится: «Бом-бом-бом!».


«Этюды»

Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Грусть», «Радость», «Телефонный разговор», «Разговор в магазине», «Разговор в автобусе» и др.).


Для совершенствования речевого аппарата детей очень часто используются скороговорки. Для упражнений следует выбирать наиболее интересные из них, доступные для детей по содержанию и технике произнесения. Каждая скороговорка произносится 4-5 раз, сначала в медленном темпе, потом в среднем. Её можно произносить:

- по очереди с нарастающей или убывающей силой звука, с разным темпом;

- с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).

Для работы нужно выбрать наиболее эффективные и доступные скороговорки.

Шла лиса бесшумно по лесу.

Проворонила ворона воронёнка.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Съел Слава сало, да сала было мало.

У ёлки иголки колки.


«Фраза по кругу»

Цель: учить чёткости дикции, интонационной выразительности речи.

Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: та же.

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает мяч ребёнку и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребёнок произносит скороговорку с названной интонацией.

Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии, так и в свободное время. Именно от систематичной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Она помогает выработке умения выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, владеть игрушкой, куклой. Ребёнок с удовольствием берёт в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Подражая героям кукол, учащиеся говорят правильно, эмоционально, выразительно. Чем богаче речь ученика, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Куприянова Светлана Анатольевна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства