kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слуховой диктант на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал по применению слуховых диктантов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слуховой диктант на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП»

Ведущая проблема в коррекционной работе  -  формирование устной речи учащихся с нарушением слуха на слухозрительной основе. Развитие слухового восприятия служит отправным моментом всей коррекционной деятельности. Сурдопедагоги  на своих занятиях используют разнообразные виды работ, которые дают возможность не только заинтересовать детей, активизировать их слуховое внимание, но и лучше усвоить программный материал. Одним из таких видов работы является проведение слухового диктанта.

          Слуховой диктант как форма развития речевого слуха у глухих относится к числу сложных видов слуховой работы. Он возможен только после большой подготовительной работы по развитию слуха и речи у глухих детей.

       Проведение слухового диктанта в школе для детей с нарушенным слухом имеет цель как проверку уровня восприятия на слух речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами  или звукоусиливающей аппаратурой , так и совершенствование слухового восприятия.

На уроках с проведением слухового диктанта успешно сочетаются работы по развитию речевого слуха, письменной и внутренней речи глухих, закреплению и автоматизации восприятия глухими детьми на слух усвоенных слов и выражений, развитию слухового внимания и слуховой памяти, усвоению грамматических форм построения речи и развитию логического мышления.

В зависимости от степени развития у учащихся речевого слуха и конкретной цели занятия слуховой диктант может иметь разные формы:

  1. отдельные отработанные на слух слова, задаваемые в определенном порядке;

  2. введение в состав известных слов новых, уже знакомых детям, но не отработанных для восприятия на слух;

  3. словосочетания из известных слов;

  4. словосочетания из известных слов с введением новых;

  5. короткие предложения из знакомых слов и словосочетаний;

  6. распространенные предложения из знакомых слов и словосочетаний;

  7. распространенные предложения из знакомых и незнакомых слов;

        Слуховые диктанты не являются самоцелью. Для развития логического мышления и расширения кругозора глухих учащихся можно практиковать комбинации слуховых и слухо-зрительных диктантов.

        При проведении диктантов каждое слово, словосочетание или предложение учитель предъявляет по 2-3 раза за экраном, при этом речь педагога должна быть интонированной. Не допускается утрирование и равноударное произнесение слов. После того, как ребенок запишет все слова, необходимо проверить записанный им материал. Учитель повторяет слова, словосочетания (без экрана), а  ученик проверяет и сообщает учителю, сколько слов записал правильно, какие ошибки допустил при восприятии, какие слова не расслышал вообще. Если ребенок затрудняется в слухозрительном  восприятии, то ему предъявляются таблички.

          Работу необходимо строить, следуя принципу концентричности обучения. Сначала диктанты проводятся на отработанном материале, затем можно вводить в диктант вместе с ранее изученными  новые слова, известные ученикам по значению, но не отработанные для восприятия на слух. В последующих диктантах можно дать для восприятия на слух новые слова и словосочетания. В дальнейшем можно предложить слуховой диктант из слов и связного текста с этими словами.

      Рассмотрим пример на изучении темы «Семья».

      Сначала предъявляются слова:  мама, папа, бабушка, брат, семья и т.д.

Далее можно предъявить словосочетания: добрый папа, милая мама, большая семья, старший брат и т.п.  

 На следующем занятии можно предъявлять на слух вопросы, а ребенок  должен письменно ответить на них. Напаример: Как зовут твою маму? Твоя семья большая или небольшая? и т.п.

В завершении можно предложить для более успевающих учеников связный текст по этой теме.Например:  В моей семье 4 человека: мама, папа, брат и я. У нас дружная семья!

     При проведении слуховых диктантов по определенной теме можно вводить провокационные слова  для развития логического мышления глухих учащихся.

         Систематическая работа по проведению слуховых диктантов повышает интерес учащихся к занятиям, способствует лучшему усвоению грамматических форм построения речи, позволяет быстрее накапливать слуховой словарь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Слуховой диктант на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства