Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на всех этапах изучения текста на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП»
Словарная работа на всех этапах изучения текста на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП
Задача расширения лексического запаса многогранна. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я реализую ее исходя из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, первичное пользование ею (сначала на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово – это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь.
Таким образом, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятельности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащихся выдвигается в качестве одной из целей специально организованного обучения, задачу формирования мыслительных действий, операций, процессов у школьников с нарушениями слуха и множественными нарушениями развития я акцентирую в проведении словарной работы в целом и отдельных ее этапах.
На своих занятиях, включая ребят в активную деятельность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, я подвожу учащихся к практическому (в одних случаях интуитивному, в других – осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.
Рассмотрим, как реализуются данные задачи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Обратимся к р.н.с. «Про Ленивую и Радивую». В тексте этой сказки много незнакомых слов, характеризующих быт и одежду крестьян: хлев, подойник, сарафан, бусы и др. Поэтому работу над текстом я предваряю вводной беседой, в ходе которой объясняются значения незнакомых слов. Для облегчения понимания свой рассказ я часто сопровождаю рассматриванием наглядного материала. Слова, нуждающиеся в объяснении, заранее спроецированы на компьютере.
Например, индивидуальное занятие по РСВ и ФП с Кристиной У. по русской народной сказке «Про Ленивую и Радивую».
Цель. Развитие слухового и слухозрительного восприятия; совершенствование произношения; обучение наблюдениям за сходством и различиями в значениях и формах слов, помощь в установлении дифференциальных признаков частей речи, направленная на общее и отличное в морфемной структуре слов; овладение законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.
Оборудование. ИСА, аппарат «СУВАГ», карточки, таблички, картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вводная беседа.
Запись на компьютере слов, словосочетаний, фраз:
Хлев, подойник, сарафан, башмаки, бусы; в далекие времена, топили печь, нарядные сарафаны; дом крестьянина состоял из двух половин…, в первой – жилой – топили печь, ели, спали, занимались ручной работой: вышивали, ткали, шили.
2. Работа над текстом.
Рассказ учителя.
В далекие времена большинство русских людей жили в деревнях. Посмотри на картину. В таких домах жили крестьяне. Дом крестьянина состоял из двух половин. В первой – жилой – топили печь, ели, спали, занимались ручной работой: вышивали, ткали, шили. Во второй половине дома держали домашний скот. Помещение, где держали скот, называется хлев. Посмотри на картину. Это хлев. Посмотри на другую картинку. Подумай и скажи, какой домашний скот держали крестьяне.
Рассмотрим еще одну картину. На крестьянке сарафан. Сарафан – это русская женская одежда в виде длинного свободного платья с застежкой посередине, без рукавов.
В праздничные дни крестьянки старались выглядеть красиво. Они надевали нарядные сарафаны. На шею – бусы, а на ноги – башмаки.
Далее объясняю слова радивая, ленивая, бусы, сарафан, хлев, подойник, шкатулка.
Предлагаю составить предложения с этими словами, дополнить ими выражения, подобрать синонимы.
Учащийся пересказывает отдельные эпизоды сказки, активно пользуясь усвоенными словами в самостоятельной речи.
Отрывок пересказа сказки «Про Ленивую и Радивую».
3. Итог.
Рефлексия.
- Тебе понравилось занятие?
- Спроси у меня, как ты говорила, слушала?
- Кристина, ты молодец! Внимательно слушала, четко отвечала на поставленные вопросы, правильно пересказывала сказку.
- Занятие окончено. До свидание.
Таким образом, на индивидуальных занятиях школьники пополняют свой словарный запас новыми словами и, опираясь на этот словарь, более глубоко и полно воспринимают содержание читаемого текста.
На мой взгляд, в школьной практике словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (первичное целостное восприятие прочитанного, анализ и обобщение прочитанного).
На каждом этапе словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации.
1. Первичное целостное восприятие текста и подготовки к чтению: выяснение знаний учащихся о той или иной лексики, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных обучающимся слов, формирование умения выражать свое отношение к тексту с помощью оценочной лексики. На данном этапе я подготавливаю ребят к чтению текста определенной тематики. С этой целью провожу беседы, в ходе которых выясняю знания учеников по теме, активизирую и пополняю новыми понятиями и выражениями их речевой запас.
Например, до чтения рассказа И. Соколова-Микитова «Еж» Ксюше С. я задаю вопросы об осени, о жизни лесных зверей в это время года. Девочка вспоминает ранее прочитанные рассказы о природе, о животных. Эти знания систематизируются, и словарь ученицы пополняется новыми понятиями: теплое зимовище, логово и др.
Подготовка к чтению может проходить и на базе иллюстративного материала. Рассматривая картину или серию картинок, близких по тематике к читаемому произведению, на своих занятиях я не только психологически готовлю ребят к изучению данной темы, но и разъясняю часть слов, необходимых для понимания текста. Например, рассматривание на компьютере репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» подготовит учеников к чтению рассказа К. Ушинского «Осень».
Таким образом, при подготовке детей к чтению я, разъясняя ряд слов, использую самые различные методические пути (рассказы о событиях, беседы, рассматривание картин).
Возникновению определенного эмоционального настроя перед чтением текста способствует организация игровых ситуаций.
Например, перед чтением стихотворения И. Сурикова «Зима» Жене И. я заранее предупреждаю мальчика о том, что у него на занятии будет необычный, волшебный гость. Для него Женя готовит в подарок снежинку. На занятии я зачитываю письмо от Феи-волшебницы:
«Дорогой друг! Сегодня я перенесу тебя в Зимнее царство. Для того, чтобы попасть в него, тебе нужно, во-первых, сделать маленький снегопад, потому что Зимнего царства не бывает без снега. Второе, что тебе поможет пасть туда, - это чтение «зимних» стихов. В путь, мой друг! Фея».
После чтения письма я провожу беседу по его содержанию. Чтобы Женя мог ясно выразить свою мысль, на доске записываются основы для построения высказываний по теме.
Вопросы и задания:
- Куда тебя приглашает Фея?
- Какие условия надо выполнить?
- Возьми в руки снежинки, будешь ими размахивать так, чтобы у нас в кабинете пошел снег.
- Какое условие мы выполнили?
- Что надо сделать еще, чтобы попасть в Зимнее царство?
Структура высказываний учащегося:
- Волшебница приглашает нас в (какое?)… (что?)… .
- Для того чтобы попасть в Зимнее царство надо, во-первых, …, а во-вторых, … .
- Это был маленький …, потому что … .
- Вспомнить или прочитать (что) … .
Такая эмоциональная подготовка к чтению обогащает чувственный опыт учащихся с нарушениями слуха и задержкой развития, готовит к их к восприятию текста, а структура ответов помогает им выразить свои мысли.
2. Первичный анализ произведения.
На этом этапе задача словарной работы заключается в помощи учащимся осмысления содержания художественного текста.
Для этого я использую следующие методические приемы: чтение и бесед по содержанию. Обратимся к сказке Г. Цыферова «Ежик». После чтения законченных смысловых отрывков Кристине У. я задаю вопросы к отдельным словам и словосочетаниям и с помощью специальных приемов объясняю словарь. Например, - Когда пошел гулять ежик? (Ежик пошел гулять, когда стемнело).
- Скажите по- другому? (Ежик пошел гулять, когда на небе появились звезды).
- Подумайте, как можно сказать по-другому «пошел гулять». (Ежик решил прогуляться темной ночью. Ежик решил прогуляться по темному лесу).
- Что увидел ежик? (Клюквинку, желтые листья).
Я показываю картинку с изображением данных предметов. Кристина У. показывает предметы и называет их: - Это клюквинка. Это желтые листья. Я предлагаю девочке сделать зарисовку предметов.
Таким образом, уточнение лексического значения слов помогает учащимся прояснить фактическую сторону произведения, понять его содержание, включает воссоздающее воображение, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.
3. Углубленное изучение текста.
На третьем этапе новая лексика закрепляется в ходе выполнения лексико-стилистических упражнений, которые обогащают словарь обучающихся, готовят их к пересказу, который показывает, насколько осмысленно они употребляют в речи новые слова. Задания я формирую по- разному:
- Дополни выражения. Березка была (какая?)… , а стала (какая?)… .
- Скажи по-другому. Осыпались листья - …
- Скажи словами текста. Стала угощать - …
- Заполни по аналогии. Осенние дождики, летние дождики.
- Составь предложения со словами сарафан, бусы.
- Фактологическая беседа, по содержанию произведения.
- Обобщающая беседа, вопросы которой помогают выработать собственное отношение к фактам произведения.
- Как можно назвать работу, которую все вместе делают дружно?
- Тебе когда-нибудь приходилось вместе с друзьями участвовать в полезном деле?
4. Обобщение прочитанного.
На данном этапе содержание словарной работы еще более усложняется, так как решается задача развития связной речи учащихся. Обобщая прочитанное, разъясняются слова, с помощью которых ребята смогут оценить поведение персонажей, выразить собственное отношение к прочитанному, сделать вывод о теме и идее текста. Чем старше становится ребенок, тем больший объем морально-этической лексики я ввожу при анализе характеров литературных героев. Изучение языка писателей не только обогащает собственную речь слабослышащих и глухих детей с задержкой в развитии, но и помогает им понять художественный образ, персонаж, увидеть неповторимое своеобразие каждого мастера слова.