Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности
Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности
Тяжело в учении - легко в бою!». Применима ли данная мысль к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе? На мой взгляд, деятельность учителя заключается в создании условий, при которых детям учиться будет интересно.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.
Технологический процесс подготовки урока современного типа сводится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся с ОВЗ, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности»
Текст доклада «Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности».
«Тяжело в учении - легко в бою!». Применима ли данная мысль к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе? На мой взгляд, деятельность учителя заключается в создании условий, при которых детям учиться будет интересно.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.
Технологический процесс подготовки урока современного типа сводится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся с ОВЗ, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Дифференцировка заданий помогает в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют замотивировать, привлечь интерес учащихся к теме.
Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, как «Рюкзак в дорогу». «Берём с собой» ленту времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям, «приглашаем в попутчики» уже известные нам исторические персонажи.
Опора на наглядный материал помогает припомнить пройденный материал учащимся с низким уровнем развития памяти.
Хорошо зарекомендовал себя способ проверки домашнего задания по «Своей шпаргалке». Дети дома самостоятельно изготавливают шпаргалку на листе А4, единственное условие – вся информация представляется отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей. Изготовление таких шпаргалок создаёт условия для обучения детей с ОВЗ «сворачиванию и разворачиванию» информации.
На этапе открытия нового знания необходимо привлечь внимания учащихся к противоречиям, показать такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографий, исторических событий. Умение видеть связи между явлениями и событиями помогает развивать мыслительные процессы учащихся.
Привлечение учащихся с ОВЗ в ходе урока к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентации способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Ещё один приём, зарекомендовавший свою эффективность в работе с учащимися с ОВЗ – это игра «Хорошо – плохо». Эта игра направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.
Проверка на уроке новой темы может происходить следующим образом. Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если учитель при объяснении нового материала демонстрировал учащимся с ОВЗ полностью заполненную интеллект-карту.
Приём «Линия сравнения» применяется в подгрупповой работе, в которую включаются учащиеся с ОВЗ наряду с другими учениками класса.
Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.
Итоги урока детям помогает отрефлексировать карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Таким образом, благодаря подбору форм и методов работы, позволяющих развивать личность учащегося с ОВЗ, как субъекта познавательной деятельности, помогло облегчить достижение желаемого уровня усвоения программного содержания, приобрести некоторые необходимые универсальные учебные действия.