kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих и читательских способностей на занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье затронут вопрос о развитии творческих и читательских способностей на занятиях по РСВ и ФП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих и читательских способностей на занятиях по РСВ и ФП»

Развитие творческих и читательских способностей на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП


Творческая деятельность на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП определяется как объективный фактор развития личности ребенка.

При организации творческой деятельности я руководствуюсь принципами, которые учитывают природу творческого процесса: ориентация на ценностное отношение; принцип субъективности; принятие ребенка как данность.

Принцип ориентации на ценностные отношения означает знакомство школьника с социально-культурными ценностями: человеком, природой, литературой, искусством, трудом; с такими нравственными понятиями, как «добро» и «красота».

Согласно принципу субъективности, я максимально содействую развитию творческих способностей ребенка с нарушениями слуха и задержкой в развитии, помогаю ему осознать свое «я» в связях с другими людьми, осмыслить свои действия, оценить себя.

Творческая деятельность школьника происходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум. Поэтому работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям неслышащих учащихся. Оно воспитывает у них веру в свои силы.

Третий принцип – принятие ребенка как данность – означает признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, со своими чертами характера, психофизиологическими особенностями, привычками.

Исходя из перечисленных принципов, главная задача моей работы в процессе творческой деятельности направлена на формирование активной жизненной позиции учащихся, т.е. на формирование познавательной самостоятельности, на развитие и формирование творческих способностей и нравственных убеждений.

Творческой переработке текста я начинаю учить детей последовательно:

1. Драматизация – метод развития мыслительной активности, который чаще всего я использую при чтении произведений морально-этической тематики.

Таким образом, данный прием позволяет ребенку наглядно увидеть ситуацию, осмыслить ее, критически оценить поведение того или иного персонажа.

2. Драматизация действия по конструктивной картинке или макету – метод, который помогает обучающимся представить описанную в произведении ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Основное методическое требование к использованию конструктивной картинки – озвучивание каждого движения действий учащихся с фигурками.

3. Детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа.

4. Словесное рисование обеспечивает развитие воображения учащихся с нарушениями слуха, помогает проверить степень понимания ими читаемого текста.

Выполнение этой работы требует осмысления образных выражений, умения увидеть за ними реальный образ действительности, умения синтезировать перечисленные признаки в едином описании пейзажа. Наиболее сложным видом словесного рисования является – портрет. Сравнение портретных зарисовок помогает раскрыть становление характера героя, понять идейный замысел писателя.

5. Краткий пересказ труден для детей с нарушениями слуха и задержкой в развитии, т.к. требует большой аналитико-синтетической деятельности: отбора существенных фактов, замены прямой речи косвенной, переработка диалога. В практике я использую краткий пересказ всего текста или какой-либо его части (выборочный пересказ) с картинным планом. Наряду с картинным планом существуют и другие виды обучения краткому пересказу: деление рассказа на части и выделение в каждой части самого главного; анализ частей пересказа; сопоставление двух вариантов пересказа (полного и краткого).

Приобретенный навык полного или краткого пересказа помогает учащимся овладеть другим видом пересказа – выборочным.

6. Выборочный пересказ применяется мною при чтении текста большого объема, где несколько «картин» или эпизодов имеют самостоятельное значение. Пересказ таких небольших по объему частей помогает закрепить умение учащихся переработать текст, изложить его своими словами.

7. Творческие пересказы – это пересказы с изменением лица повествующего, а также с изменением времени действия и плана описания. До работы над пересказом подобного вида я применяю подготовительные упражнения типа: изменить лицо (вместо 1-го лица использовать 3-е или наоборот) повествующего, подобрать синонимы, выбрать необходимые глаголы и изменить их время.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

8. Трудным, но интересным методом творческой работы является живая картина одна из форм драматизации.

Постановка живых картин помогает мне объяснить учащимся с нарушениями слуха и задержкой в развитии через продумывание мизансцен содержание текста и учить их выражать собственное отношение к прочитанному.

9. Составление диафильма по прочитанному произведению - творческий прием развивающий воображение, формирующий умение последовательно воспроизводить события в тексте.

Составление диафильма по прочитанному тексту развивает у неслышащих учащихся воображение, формирует умение последовательно воспроизводить события в произведении.

Все названные приемы используются мною на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП и помогают глубже проникнуть в текст, вызывают сочувствие к героям, готовят учащихся к построению самостоятельного связного высказывания по прочитанному произведению.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих и читательских способностей на занятиях по РСВ и ФП

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства