«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке» из опыта работы
«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке» из опыта работы
В данной работе рассматриваются теоретические основы формирования творческой личности ребенка, а также специфика развития творческого потенциала у детей с нарушениями слуха. Особое внимание уделяется роли невербальных средств коммуникации, таких как ритм, движение, мимика и жесты, в процессе музыкально-ритмической деятельности и танца. Представлены методические рекомендации по организации и проведению музыкально-ритмических занятий и занятий в танцевальном кружке, направленных на стимулирование воображения, фантазии, самостоятельности и выразительности у детей с нарушением слуха. Работа подчеркивает важность создания благоприятной, поддерживающей атмосферы на занятиях, где каждый ребенок может раскрыть свой уникальный творческий потенциал, преодолевая барьеры, связанные с нарушением слуха
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке» из опыта работы»
«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке»
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны;
если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
М.Горький
Проблема развития творческого потенциала учащихся с нарушением слуха – одна из самых актуальных в обучении и воспитании. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов для развития творческого потенциала, способностей каждого ребёнка, овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими.
В центре обучения и воспитания должна стоять личность ребёнка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей. Ведь в каждом ребёнке природой заложен определённый творческий потенциал. Очень важно научить детей воспринимать окружающий мир, правильно и образно выражать свои мысли. Поэтому вся педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы подобрать такие методы, приёмы и формы работы, которые бы развили творческое мышление школьников. Задача педагога – способствовать творческому началу детей, развить их фантазию, инициативу.
Если ребёнок научился творить, он сможет перенести это в свою жизнь, на решение других задач. Необязательно думать, что, занимаясь музыкой, танцами ребёнок обязательно станет великим музыкантом или танцором, он станет творческой личностью, способной мыслить, думать, осуществлять анализ и синтез, делать логические выводы и обосновывать оригинальные продуктивные мысли.
Каждый человек талантлив по-своему, только не каждый может талант проявить. В руках опытного и умелого учителя каждый ребёнок сможет раскрыть свой талант и найти своё увлечение. Главное – стремление и вера в успех.
Коррекционный предмет «Музыкально-ритмические занятия» проводится с 1-4 класс, направлен на всестороннее развитие глухих обучающихся, что важно для полноценного формирования личности, качественного овладения Адаптированной Основной Общеобразовательной Программой Начального Общего Образования с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка, его социальной адаптации и интеграции в обществе. Образовательно-коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.
Музыкально-ритмические занятия формируют основные ценностные ориентиры у младших школьников, способствуют их личностному развитию - приобщению к музыкальной культуре (народному и профессиональному музыкальному творчеству), формированию более целостной картины мира, воспитанию патриотических чувств, уважительных взаимоотношений, расширению кругозора, активизации познавательных возможностей, реализации творческого потенциала, желания и умений участвовать в художественной деятельности, связанной с музыкой. Музыкально-ритмические занятия становятся источником позитивных переживаний, где происходит формирование музыкальной культуры, осуществляется коррекция отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сфере, создаются условия для реабилитации и социальной адаптации.
Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением слуха имеют свои особенности.
Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере.
Для обучающихся с нарушением слуха характерны следующие разнообразные нарушения:
недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
трудность сохранения статистического и динамического равновесия
относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве, замедленная скорость выполнения отдельных движений.
низкий уровень развития силовых качеств(особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей)
В современной системе коррекционно-образовательной работы с глухими школьниками придается важное значение развитию их двигательной сферы.
В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям у школьников совершенствуются двигательные способности, формируется правильная осанка, а также совершенствуется восприятие характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности. Эти задачи решаются в единстве: с одной стороны, движения помогают учащимся полнее чувствовать музыку; с другой стороны — музыка придает движениям особую выразительность. Для того чтобы дети смогли передать характер музыки в движениях, необходимо сформировать их координацию, развить мышечное чувство: ощущение своей позы, направление движений, умение различать напряженное и расслабленное состояние мышц.
Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательные игры.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества.
Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение обучающихся к творчеству, импровизации, инициативе. При этом творческая активность проявляется у школьников по-разному: в самостоятельном выражении движениями эмоционального содержания музыки, в подборе известных им движений при прослушивании нового музыкального сопровождения, в выразительном выполнении под музыку разученных движений.
При выполнении музыкально-ритмических движений дети учатся передавать характер музыки, исполнять движения четко, ритмично, точно их начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыкального звучания; изменять движения, ориентируясь на темп музыки (медленный, быстрый), высоту звучания (высокий и низкий регистры); различать динамические оттенки (усиление и ослабление звучания); воспроизводить движениями под музыку несложный ритмический рисунок.
Организация музыкально-ритмических занятий и занятий в танцевальном кружке обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Наглядные (показ и метод графической записи упражнений, графическое расположение детей в музыкальном зале, графические записи ходов (змейка, дорожка, колонна, шеренга, движение по кругу, движение в центр круга, из круга, по диагонали, движение в паре, воротики, расческа, полукруг, в две линии.)
Словесные - (объяснение, метод коррекции ошибок, просматривание видео материала, своих же выступлений и оценки себя и других).
Практические (многократное повторение движений)
Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Одним из основных приемов служит показ движений учителем. Показывая детям новое движение, я исполняю его выразительно, чтобы донести характер и особенности исполнения.
Словесные пояснения, сопровождающие показ движений, должны быть лаконичными, доступными учащимся по уровню их речевого развития. Учитель подчеркивает характерные особенности движений, разъясняет технику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко». Следует обращать внимание школьников на взаимосвязь движений и музыкального сопровождения.
С первых уроков разучивания двигательных упражнений учеников побуждаю вслушиваться в музыкальное сопровождение. Перед показом и разучиванием двигательного упражнения ученики обязательно слушают его музыкальное сопровождение, определяют характер музыки и доступные им средства выразительности. Слушание организуется с помощью предварительных вопросов, например: «Какая музыка: веселая или грустная?», «Какой темп?».
Иногда бывает необходимо уточнить ритмичность движений учащихся. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музыку и только после этого исполнять разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. При исполнении под музыку разученной композиции дети также побуждаются к постоянному вслушиванию в музыку, диктующую характер, ритм, темп движений, их чередование.
Краткий рассказ о новом танце или игре сопровождается рисунками, помогающими школьникам понять мои объяснения.
При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. При этом каждый раз перед учениками ставится новая задача.
При разучивании танцевальной композиции важно учить детей с нарушением слуха запоминанию последовательности движений. Определенную помощь в запоминании последовательности движений оказывает их словесное определение.
Занятия в танцевальном кружке, являются дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а также помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка с нарушением слуха.
Когда они выходят на сцену, сразу понятно эти дети живут танцем. Танец – это творчество, это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться и показать окружающим как он видит этот мир. Творчество используется не только как средство эстетического развития и формирования творческой культуры, но и становится предпосылкой для раскрытия компенсаторных возможностей, например, творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.
дети с нарушением слуха учатся чувствовать музыку с помощью счета и доказывают всем, что талантливыми танцорами можно стать, даже не слыша никаких звуков. Они двигаются по заданному ритму руководителя и ощущают вибрацию с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. Я в своей работе с данной категорией детей ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть и не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества.
в работе с детьми с нарушением слуха я ориентируюсь на личность обучаемого, прилагая основные усилия для развития в каждом ученике уникальных личностных свойств и качеств.
Спектакли, театрализованные праздники, подготовка к ним являются важными стимулами развития творческого потенциала. Проводимая работа даёт положительные результаты: учащиеся активно занимаются внеклассной работой, выступают на сцене, побеждают во многих конкурсах.
Ежегодно талантливые обучающиеся с нарушением слуха принимают участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, фестивалях.
- II-й Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танец без границ» г. Волгоград 2019
- Дипломы за 1 место Смотре-конкурсе художественной самодеятельности детей-инвалидов «Поверь в себя»
- Международный фестиваль для детей и молодёжи с ОВЗ «Яркий мир 2021» г. Москва
- Международный фестиваль для детей и молодёжи «Детские забавы» (Москва)
Международный фестиваль для детей и молодёжи «Алые паруса» (Санкт-Петербург)
- Международный онлайн конкурс для участников с Ограниченными Возможностями Здоровья «Жар-Птица России» диплом Лауреата 1 степени
- 3-й Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танец без границ» г. Волгоград
- II Международный конкурс-фестиваль «Морозко» диплом Лауреата 1 степени
- XVII Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу» г. Санкт-Петербург. Дипломы лауреатов 1-й степени
- VI Всероссийский фестиваль детского творчества «Утренняя звезда». г.Кузбасс, июнь 2024г. диплом за 3-е место, сертификат участника
- XI межрегиональный инклюзивный фестиваль детского конкурса «Ломая барьеры 2024» г. Уфа диплом участника
- 8 и 9 многожанровый конкурс искусств «Особые таланты»
- Республиканский смотр-конкурс художественной самодеятельности «Поверь в себя!» диплом за 2 место, 3 место
- Принимали участие в фестивалях, посвященных ГОДУ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, патриотической акции «Поколение Победителей»
- Региональный фестиваль детского творчества «За гранью души и слова»
Ещё раз хочу повторить
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только не каждый может талант проявить.
Мы как педагоги должны создавать благоприятную, поддерживающую атмосферу на занятиях, где каждый обучающийся может раскрыть свой уникальный творческий потенциал, преодолевая барьеры, связанные с нарушением слуха.