kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке» из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются теоретические основы формирования творческой личности ребенка, а также специфика развития творческого потенциала у детей с нарушениями слуха. Особое внимание уделяется роли невербальных средств коммуникации, таких как ритм, движение, мимика и жесты, в процессе музыкально-ритмической деятельности и танца. Представлены методические рекомендации по организации и проведению музыкально-ритмических занятий и занятий в танцевальном кружке, направленных на стимулирование воображения, фантазии, самостоятельности и выразительности у детей с нарушением слуха. Работа подчеркивает важность создания благоприятной, поддерживающей атмосферы на занятиях, где каждый ребенок может раскрыть свой уникальный творческий потенциал, преодолевая барьеры, связанные с нарушением слуха

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке» из опыта работы»

«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях и в танцевальном кружке»


В душе каждого ребёнка есть невидимые струны;

если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

М.Горький

Проблема развития творческого потенциала учащихся с нарушением слуха – одна из самых актуальных в обучении и воспитании. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов для развития творческого потенциала, способностей каждого ребёнка, овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими.

В центре обучения и воспитания должна стоять личность ребёнка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей. Ведь в каждом ребёнке природой заложен определённый творческий потенциал. Очень важно научить детей воспринимать окружающий мир, правильно и образно выражать свои мысли. Поэтому вся педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы подобрать такие методы, приёмы и формы работы, которые бы развили творческое мышление школьников. Задача педагога – способствовать творческому началу детей, развить их фантазию, инициативу.

Если ребёнок научился творить, он сможет перенести это в свою жизнь, на решение других задач. Необязательно думать, что, занимаясь музыкой, танцами ребёнок обязательно станет великим музыкантом или танцором, он станет творческой личностью, способной мыслить, думать, осуществлять анализ и синтез, делать логические выводы и обосновывать оригинальные продуктивные мысли.

Каждый человек талантлив по-своему, только не каждый может талант проявить. В руках опытного и умелого учителя каждый ребёнок сможет раскрыть свой талант и найти своё увлечение. Главное – стремление и вера в успех.

Коррекционный предмет «Музыкально-ритмические занятия» проводится с 1-4 класс, направлен на всестороннее развитие глухих обучающихся, что важно для полноценного формирования личности, качественного овладения Адаптированной Основной Общеобразовательной Программой Начального Общего Образования с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка, его социальной адаптации и интеграции в обществе. Образовательно-коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.

Музыкально-ритмические занятия формируют основные ценностные ориентиры у младших школьников, способствуют их личностному развитию - приобщению к музыкальной культуре (народному и профессиональному музыкальному творчеству), формированию более целостной картины мира, воспитанию патриотических чувств, уважительных взаимоотношений, расширению кругозора, активизации познавательных возможностей, реализации творческого потенциала, желания и умений участвовать в художественной деятельности, связанной с музыкой. Музыкально-ритмические занятия становятся источником позитивных переживаний, где происходит формирование музыкальной культуры, осуществляется коррекция отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сфере, создаются условия для реабилитации и социальной адаптации.

Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением слуха имеют свои особенности.

Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере.

Для обучающихся с нарушением слуха характерны следующие разнообразные нарушения:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

  • относительная замедленность овладения двигательными навыками

  • трудность сохранения статистического и дина­мического равновесия

  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве, замедленная скорость выполнения отдель­ных движений.

  • низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей)

В современной системе коррекционно-образовательной работы с глухими школьниками придается важное значение развитию их двигательной сферы.

В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям у школьников совершенствуются двигательные способности, формируется правильная осанка, а также совершенствуется восприятие характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности. Эти задачи решаются в единстве: с одной стороны, движения помогают учащимся полнее чувствовать музыку; с другой стороны — музыка придает движениям особую выразительность. Для того чтобы дети смогли передать характер музыки в движениях, необходимо сформировать их координацию, развить мышечное чувство: ощущение своей позы, направление движений, умение различать напряженное и расслабленное состояние мышц.

Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательные игры.

На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества.

Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение обучающихся к творчеству, импровизации, инициативе. При этом творческая активность проявляется у школьников по-разному: в самостоятельном выражении движениями эмо­ционального содержания музыки, в подборе известных им движений при прослушивании нового музыкального сопро­вождения, в выразительном выполнении под музыку разу­ченных движений.

При выполнении музыкально-ритмических движений дети учатся передавать характер музыки, исполнять дви­жения четко, ритмично, точно их начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыкального зву­чания; изменять движения, ориентируясь на темп музыки (медленный, быстрый), высо­ту звучания (высокий и низкий регистры); различать дина­мические оттенки (усиление и ослабление звучания); вос­производить движениями под музыку несложный ритмический рисунок.

Организация музыкально-ритмических занятий и занятий в танцевальном кружке обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

  1. Наглядные (показ и метод графической записи упражнений, графическое расположение детей в музыкальном зале, графические записи ходов (змейка, дорожка, колонна, шеренга, движение по кругу, движение в центр круга, из круга, по диагонали, движение в паре, воротики, расческа, полукруг, в две линии.)

  2. Сло­весные - (объяснение, метод коррекции оши­бок, просматривание видео материала, своих же выступлений и оценки себя и других).

  3. Практические (многократное повторение движений)

Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Одним из основных приемов служит показ движений учителем. Показывая детям новое движение, я ис­полняю его выразительно, чтобы донести характер и особенности исполнения.

Словесные пояснения, сопровождающие показ движений, должны быть лаконичными, доступными уча­щимся по уровню их речевого развития. Учитель подчерки­вает характерные особенности движений, разъясняет тех­нику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко». Следует обращать внимание школьников на взаимосвязь движений и музы­кального сопровождения.

С первых уроков разучивания двигательных упражне­ний учеников побуждаю вслушиваться в музыкальное со­провождение. Перед показом и разучиванием двигательного упражне­ния ученики обязательно слушают его музыкальное сопро­вождение, определяют характер музыки и доступные им средства выразительности. Слушание организуется с помо­щью предварительных вопросов, например: «Какая музы­ка: веселая или грустная?», «Какой темп?».

Иногда бывает необходимо уточнить ритмичность дви­жений учащихся. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музыку и только после этого исполнять разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. При исполнении под му­зыку разученной композиции дети также побуждаются к постоянному вслушиванию в музыку, диктующую харак­тер, ритм, темп движений, их чередование.

Краткий рассказ о новом танце или игре сопровождается рисунками, помогающими школьникам по­нять мои объяснения.

При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении несколь­ких занятий. При этом каждый раз перед учениками ста­вится новая задача.

При разучивании танцевальной композиции важно учить детей с нарушением слуха запоминанию последовательности дви­жений. Определенную помощь в запоминании последовательности движений ока­зывает их словесное определение.

Занятия в танцевальном кружке, являются дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а также помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка с нарушением слуха.

Когда они выходят на сцену, сразу понятно эти дети живут танцем. Танец – это творчество, это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться и показать окружающим как он видит этот мир. Творчество используется не только как средство эстетического развития и формирования творческой культуры, но и становится предпосылкой для раскрытия компенсаторных возможностей, например, творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.

дети с нарушением слуха учатся чувствовать музыку с помощью счета и доказывают всем, что талантливыми танцорами можно стать, даже не слыша никаких звуков. Они двигаются по заданному ритму руководителя и ощущают вибрацию с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. Я в своей работе с данной категорией детей ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть и не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества.

в работе с детьми с нарушением слуха я ориентируюсь на личность обучаемого, прилагая основные усилия для развития в каждом ученике уникальных личностных свойств и качеств.

Спектакли, театрализованные праздники, подготовка к ним являются важными стимулами развития творческого потенциала. Проводимая работа даёт положительные результаты: учащиеся активно занимаются внеклассной работой, выступают на сцене, побеждают во многих конкурсах.

Ежегодно талантливые обучающиеся с нарушением слуха принимают участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, фестивалях.

- II-й Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танец без границ» г. Волгоград 2019

- Дипломы за 1 место Смотре-конкурсе художественной самодеятельности детей-инвалидов «Поверь в себя»

- Международный фестиваль для детей и молодёжи с ОВЗ «Яркий мир 2021» г. Москва

- Международный фестиваль для детей и молодёжи «Детские забавы» (Москва)

Международный фестиваль для детей и молодёжи «Алые паруса» (Санкт-Петербург)

- Международный онлайн конкурс для участников с Ограниченными Возможностями Здоровья «Жар-Птица России» диплом Лауреата 1 степени

- 3-й Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танец без границ» г. Волгоград

- II Международный конкурс-фестиваль «Морозко» диплом Лауреата 1 степени

- XVII Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу» г. Санкт-Петербург. Дипломы лауреатов 1-й степени

- VI Всероссийский фестиваль детского творчества «Утренняя звезда». г.Кузбасс, июнь 2024г. диплом за 3-е место, сертификат участника

- XI межрегиональный инклюзивный фестиваль детского конкурса «Ломая барьеры 2024» г. Уфа диплом участника

- 8 и 9 многожанровый конкурс искусств «Особые таланты»

- Республиканский смотр-конкурс художественной самодеятельности «Поверь в себя!» диплом за 2 место, 3 место

- Принимали участие в фестивалях, посвященных ГОДУ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, патриотической акции «Поколение Победителей»

- Региональный фестиваль детского творчества «За гранью души и слова»

Ещё раз хочу повторить

Каждый ребёнок талантлив по-своему, только не каждый может талант проявить.

Мы как педагоги должны создавать благоприятную, поддерживающую атмосферу на занятиях, где каждый обучающийся может раскрыть свой уникальный творческий потенциал, преодолевая барьеры, связанные с нарушением слуха.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нудько Ольга Викторовна

Дата: 31.10.2025

Номер свидетельства: 676514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства