Развитие речи во внеклассное время — неотъемлемая часть общей системы обучения языку в школе
Развитие речи во внеклассное время — неотъемлемая часть общей системы обучения языку в школе
Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказывают, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь неслышащего ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи во внеклассное время — неотъемлемая часть общей системы обучения языку в школе»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказывают, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь неслышащего ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.
Нарушение слухового восприятия у детей с нарушением слуха приводит к своеобразию в развитии речи: в ее понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которые испытывают обучающиеся, относятся к устной и к письменной речи. Овладение каждой из этих форм содействует преобразованию наглядно-образного мышления в словесно-логическое и создает основу для овладения языком в целом.
Известно, что слышащий ребенок овладевает языком на основе подражания речи окружающих и постоянного общения с ними. «В общении ребенок овладевает речью, научается наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать». Речевое развитие начинается у слышащих детей с усвоения разговорной речи в той речевой среде, которая их окружает. Поступив в школу, эти дети изучают язык, которым практически владеют, т.е. умеют говорить на этом языке. Изучение родного языка в школе осуществляется в основном на уроках.
Во внеклассное время работа по языку сводится к участию в кружках, вечерах, конкурсах, викторинах, выпуске стенных газет. Глухие дети, поступившие в школу, не имеют того уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому обучение языку в школе глухих и слабослышащих носит качественно иной характер. Работа над развитием речи обучающихся осуществляется на всех уроках и во внеклассное время и несет на себе значительно большую нагрузку, чем в школе слышащих. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком.
В настоящее время, когда в обучении глухих детей языку достигнуты определенные успехи при помощи специальной системы занятий по развитию остаточного слуха обучающихся, более полной реализации принципа коммуникации, а также введения предметно- практического обучения, проблема организации речевой среды является крайне актуальной.
Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, разработанная С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеклассное время и в семье. «Нет необходимости доказывать, что работа над речью, сведенная к урокам, не может рассчитывать на достаточно высокий результат, если все остальное время дети не будут пользоваться языком», — пишет С А Зыков!. В его исследованиях убедительно показано, что в школе глухих необходимо активизировать работу по развитию речи обучающихся за пределами урока, создать для них речевую среду.
Формирование речевых навыков и умений в деятельности — наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у неслышащих детей. Потребность в словесном общении должна воспитываться у учащихся в повседневном учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. Формируется определенный словесно- речевой фонд (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создаются условия для широкой речевой практики. Здесь важно сформировать и утвердить в мыслительной деятельности учащихся особый вариант ее оформления — словесно-речевой, обеспечить перестройку мышления на специфической языковой основе. Имеется в виду не только перестройка наглядно-образного мышления на словесно-логическое, но и овладение языковой системой в целом.
Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи и внятного произношения. Работа по развитию и использованию остаточного слуха и внятному произношению осуществляется во всех формах классных и внеклассных занятий с обучающимися. Ввиду того что восприятие и произношение требуют специального и длительного обучения, словесное общение на первоначальном этапе начинается с использования речевого материала в устно-дактильной форме. Это позволяет с первых дней обучения включить школьников в словесное общение, накопить лексический и фразеологический запас, а также облегчает усвоение звуко-буквенного состава слов.
Вначале дети усваивают такой речевой материал, который необходим им для общения с окружающими их близкими людьми: учителем, воспитателем, товарищами по классу, родителями. Постепенно речевой материал усложняется за счет овладения новой лексикой и новыми типами фраз. Расширяется и круг лиц, с которыми школьники вступают в общение (учащиеся из других классов, выпускники школы, сотрудники, слышащие дети и взрослые). "Содержание обучения обеспечивает «планомерное для каждого года очерченное программой усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усваиваемое слово, словосочетание несут в себе «нагрузку» коммуникативности». При этом реализация принципа коммуникации, как отмечает С. А. Зыков, не тождественна обучению в процессе общения. Учитель целенаправленно и последовательно формирует речевые навыки учеников, которые необходимы им прежде всего для непосредственного повседневного общения.
Работа по развитию речи во внеклассное время в школе для детей с нарушением слуха осуществляется в разнообразных коммуникативных условиях - в педагогически организованной речевой среде. Речевые умения и навыки, полученные на уроках, находят здесь практическое применение. Осуществляется перенос приобретенного опыта из учебной ситуации в естественные условия общения. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навыки словесного общения неслышащих учащихся с окружающими их людьми.
Развитие речи обучающихся осуществляется под руководством воспитателей при подготовке домашних заданий, в процессе внеклассного чтения, во время бесед, игр, на занятиях бытовым и общественно полезным трудом, при выполнении режима дня школы и продолжается в семье.
Посещая внеклассные занятия, прогулку, самоподготовку, необходимо отметить, что воспитателям надо продолжать ту огромную и кропотливую работу, которая проводится по языку на уроках.
Роль занятий особенно велика в реализации воспитательных задач школы. В процессе общения с окружающими людьми неслышащий школьник начинает осознавать нормы морали, принятые в современном обществе, применять их к самому себе и к окружающим людям, понимать, что хорошо, а что плохо; он учится употреблению в речи выражений так называемого речевого этикета и речевому поведению.
Обсуждение увиденного и прочитанного, событий школьной и общественной жизни, встречи с товарищами по школе, выпускниками, способствуют нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, формируют личностные качества.
На занятиях вне класса, во время бесед обогащаются представления об окружающем мире: дети узнают много нового о природе, о своем крае, о его промышленном и сельскохозяйственном производстве; они посещают памятные места, музеи, выставки, предприятия.
Знания, полученные в процессе наблюдения за окружающей жизнью, а также обсуждение увиденного и прочитанного формируют познавательные интересы обучающихся. Следовательно, проводимая работа по развитию речи за пределами урока играет важную роль в повышении общего и речевого развития школьников.