kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной активности у уч-ся с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования детей с интеллектуальными нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у уч-ся с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность»

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального инклюзивного образования







Тема проекта:

«Развитие познавательной активности у уч-ся с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность»






Выполнила:


Дубровина Анна Николаевна,

учитель начальных классов

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1"





г. Ставрополь

2022 год



1. Актуальность

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с интеллектуальными нарушениями самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Актуальность данной темы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов уч-ся с интеллектуальными нарушениями начальных классов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа уч-ся в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества школьников.

2. Проблема проекта:

Метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.

Проблема выбора необходимого метода работы с данной категорией уч-ся возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся с ОВЗ  сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося с ОВЗ, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Сегодня как никогда актуальны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

3. Цель проекта.

Повысить уровень познавательной активности и положительной мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к учению через проектную деятельность.

4. Задачи проекта:

1. Выявить особенности развития познавательной активности уч-ся с интеллектуальными нарушениями.

2. Определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у уч-ся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.

3. Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов как средства развития познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями.

4. Создать систему урочных и внеурочных видов и форм проектной деятельности, способствующих развитию познавательной активности.

5. Определить критерии оценки результатов.

6. Определить уровень эффективности проделанной работы.

7. Выработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности уч-ся с интеллектуальными нарушениями.

8. Распространить опыт работы по данной теме.

5. Ожидаемые результаты:

  • Развитие интереса к учению, повышение познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Разработка методических рекомендаций по применению метода проектов для активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.



6. Сроки разработки и реализации проекта:  2019-2020 учебный год.

7. Ресурсы проекта:

Учебная аудитория

Компьютер

Проектор, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.

8. Планирование проекта:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь 2019г. - декабрь 2020г.)

II этап: Внедренческий (январь 2020г. - март 2020г.)

III этап: Аналитический (апрель - май 2020г.)

План – график реализации проекта

I этап: Информационно-подготовительный

1. Изучить теоретический материал о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через использование метода проектов в начальных классах.

2. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в 1-4 классах.

3. Формировать максимально возможное дидактическое, информационное обеспечение учебной деятельности (справочная литература для детей, рисунки, видеоматериалы и т. д.).

II этап: Внедренческий

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Задачи проектной технологии. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость для обучающихся проекта, а это зависит от того, насколько самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.

Цели проектного обучения:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  • развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

  • развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • образовательный процесс  строится не на  логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • развитие творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • обучающийся должен уметь четко определить цель;

  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;

  • концентрироваться на достижении цели  на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

  • аналитическое;

  • ассоциативное;

  • логическое;

  • системное.

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;

  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;

  • комбинаторные умения;

  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;

  • анализировать;

  • систематизировать и обобщать;

  • выявлять проблемы;

  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

  • ставить эксперименты;

  • статистически обрабатывать данные;

  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;

  • владеть культурой коммуникации;

  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • обучающийся должен уметь составлять план работы,

  • четко презентовать информацию,

  • оформлять сноски,

  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;

  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.


III этап: Аналитический

1. Провести предварительную диагностику: . 

2. Обсудить достигнутые результаты на МО учителей начальных классов.

3. Рекомендовать материал для использования на уроках в начальных классах и во внеурочное время.

9. Практическая часть проекта.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.


Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта «Быть здоровым  -  это здорово!» в  4 классе.

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: краткосрочный (01.12.2020-10.12.2020)

Участники работы: учитель. воспитатель, уч-ся 4 класса, родители.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, чтение художественной литературы.

Актуальность проекта: Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Проблема: недостаточное знание детей о своем организме, важности здорового образа жизни для здоровья человека.

Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у уч-ся с интеллектуальными нарушениями, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

Задачи:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

  • способствовать развитию речевой активности уч-ся, поощрять умение отвечать на вопрос воспитателя или излагать свою мысль полным предложением;

  • развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровье сберегающие методы (подвижные игры,  зрительная и пальчиковая гимнастика);

  • воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;

  • развивать творческое воображение, фантазию.

Методы и приёмы работы:

  • практические ( создание рисунка, аппликации, лепка);

  • наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях, просмотр мультимедийных презентаций );

  • словесные (беседа, чтение рассказов и стихотворений по теме, словесные дидактические игры).

Прогнозируемый результат:

  •  организация содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в классе;

  •  снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

  • сформированность гигиенической культуры у уч-ся и наличие потребности в здоровом образе жизни;

  •  активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный:

  • создание проблемы, подготовка цели и задач;

  • подбор методической и художественной литературы;

  • подбор дидактических игр;

  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

 

  1. Основной:

  • Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):

  • Утренняя гимнастика;

  • Физминутки;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм.

  • Хождение  босиком по массажным дорожкам;

  • Полоскание рта водой комнатной температуры;

  • Самомассаж стоп и рук.

  • Профилактические мероприятия:

  • Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Доктор Айболит»;

  • Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни.

  • Беседы с детьми «О здоровом образе жизни», «Я и мой организм: тело человека», «О правильном питании и пользе витаминов», «Чистим зубы правильно»,  «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».

  • Чтение и разучивание стихов на тему «Здоровый образ жизни», «Фрукты, овощи, витамины».

  • Продуктивная деятельность: лепка «Овощи и фрукты», аппликация «Овощной суп», рисование «Витамины для ребят».

  • Чтение: Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», К. Чуковский «Мойдодыр»,  А. Барто «Девочка - чумазая»

  • Подвижные игры  «У медведя во бору..», «Третий лишний », «Котята и щенята», «Найди, где спрятано» и другие;

  • Раскраски по теме;

  • Просмотр презентации о здоровом образе жизни.

 

  1. Заключительный:

  • Создание  газеты «День рождение  полезных привычек».


10. Результаты:

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика  выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить  творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

Опыт работы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с интеллектуальными нарушениями способствует:

  • коррекции недостатков развития  ребенка;

  • развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;

  • формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

  •  формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

  • воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

  • формированию умений публично выступать и работать в команде.

11. Заключение:

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Литература

  • И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630), 1-15.03.2008.

  • Методы обследования речи детей:  пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.  ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: Аркти, 2010. – 240с.

  • Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88с.

  • Дружинин, В. Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. - М., 1997.

  • ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования  / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

  • Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 88 с. (Коррекционная педагогика).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 25.05.2022

Номер свидетельства: 607966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике "
    ["seo_title"] => string(113) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "226699"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440425090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства