Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» 7 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
7 класс
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2020 – 2021 учебный год
Составитель: Папоян Т.В.,
учитель высшей категории.
2020 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (проект) от 03.04.2015г
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2020-2021 учебный год.
Цель программы:
- приобретение учащимися практических навыков устной и письменной речи с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Задачи программы:
- совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
- совершенствование графических навыков;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- развитие устойчивого интереса к учебному предмету;
- воспитание нравственных качеств обучающихся, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Письмо и развитие речи»
Преподавание ведётся по учебнику: «Учебник русского языка для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2016 г. - 287с.), входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Обучению письму и развитию речи в адаптивных образовательных учреждениях уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Программа для 7 класса адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций.
Новизна данной программы определяется тем, что усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения письму и развитию речи в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Письмо и развитие речи»:
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
Всего часов за курс (5-9 классы)
5 класс
5
34
170
729 часов
6 класс
4
35
140
7 класс
4
35
140
8 класс
4
35
140
9 класс
4
34
136
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов по сравнению с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой. Произошло это в связи с увеличением количества учебных недель в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества уроков русского языка в 7 классе используется для практической языковой подготовки учащихся к изучению грамматических и синтаксических тем, на общее развитие обучающихся, уточнение и обогащение их речи, формирование орфографических и синтаксических умений и навыков.
В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2020-21 уч.г., а также в соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа составлена на 140 ч. (4 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 7 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные результаты представлены следующими умениями семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по итогам учебного года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• написание под диктовку текста с изученными орфограммами с предварительным анализом;
• исправление текста;
• подбор однокоренных слов с помощью учителя;
• различение части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильное употребление их в предложении;
• решение орфографических задач, с опорой па таблицу, или с помощью учителя.
• написание под диктовку текста с изученными орфограммами (75—80 слов);
• написание изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
• подбор однокоренных слов, используя данные приставки и суффиксы;
• образование одной части речи от другой и правильное употребление их в речи;
• определение изученных грамматических признаков частей речи с опорой на таблицу;
• нахождение орфограммы и решение орфографических задач (самостоятельно или с помощью учителя);
• пользование школьным орфографическим словарем;
• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.
Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, правописание приставок, разделительного Ъ и правописание сложных слов) и пунктограммами (запятая в сложном и простом с однородными предложениях); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне; умение разбирать по составу слова, в т.ч. сложные с соединительной гласной; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, существительных с шипящей на конце); определение грамматических признаков имён существительных; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, правописание личных местоимений с предлогами, личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами): определение грамматических признаков имён прилагательных, личных местоимений, формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают с одной стороны осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способностью осмыслить социальное окружение, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правил поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения и представлены следующими умениями:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены умениями:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2.Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 8 классе составляет 75-85 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания).
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий).
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий)
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Раздел
Кол-во часов
Изучаемая тема и перечень вопросов темы
форма организации учебных занятий
основные виды учебной деятельности
Повторение
18
Простое предложение. Сложное предложение.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Простые предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Разбор предложений с однородными членами.
Перечисление без союзов. Перечисление с одиночным союзом и.
Перечисление с союзами а, но.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
Сложные предложения без союзов.
Урок
Деятельность, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Состав слова. Текст
20
Части слова. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.
Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте.
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов.
Общее и различное в значении родственных слов.
Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-
Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
Деятельность, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Части речи. Текст.
2
Имя существительное
26
Роль существительного в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера
Существительные, близкие и противоположные по значению.
Использование их в контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце.
Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Построение текста по аналогии.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Деятельность, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя прилагательное
16
Роль прилагательного в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Деятельность, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Глагол
20
Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Местоимение
11
Роль глагола в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Деятельность, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Предложение
15
Сложное предложение с союзами и, а,но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.
Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т.д. Использование обращения в деловых бумагах.
Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура.
Урок
Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Повторение
8
Состав слова. Орфограммы в корне слова.
Части речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.
Правописание местоимений.
Правописание глаголов.
Запятая в простом и сложном предложении
Урок
Деятельность, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Основные виды учебной деятельности:
1. Деятельность, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с учебником.
- Работа с дополнительной литературой.
- Наблюдение.
- Работа с раздаточным материалом.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Вывод правил.
2. Деятельность, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
- Работа по алгоритму, инструкции.
- Придумывание примеров на новые правила.
- Выполнение заданий по классификации.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
3. Деятельность, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
- Выполнение практических упражнений.
- Составление схем их анализ.
- Выявление ошибок.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1.- М.: ВЛАДОС, 2010
Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение»
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994
Словари:
Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Повторение - !8 часов
1.
01.09
Звуки речи и буквы. Их различение.
урок
Комбинированный
Работа с учебником. Редактирование текста
2.
02.09
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
05.09
Разделительный мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки в словах
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
4.
06.09
Правописание безударных гласных в словах.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
5.
08.09
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
6.
09.09
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Диктант.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
7.
12.09
Предложения нераспространённые и распространённые.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
8.
13.09
Однородные члены предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
9.
15.09
Распространение предложений однородными членами.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
10
16.09
Составление предложений с однородными членами.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
11
Составление предложений с однородными членами.
урок
Комбинированны
Работа с учебником
12
19.09
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
13
20.09
Обращение. Его место в предложении.
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
14
Употребление обращений в диалоге
Урок
Комбинированный
Работа с учебником
15
22.09
Предложение. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Работа с учебником
16
23.09
Контрольный диктант по теме "Повторение"
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
17
26.09
Работа над ошибками. Деловое письмо Адрес
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
18
Деловое письмо . Адрес.
урок
Комбинированный
Творчес4ая работа
Состав слова. Текст- 20
19
27.09
Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
20
29.09
Приставка.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
21
30.09
Суффикс
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Составление схем их анализ
22.
03.10
Окончание
урок
Комбинированный
Приобретение новых знаний
Систематизация знаний
23.
04.10
Безударные гласные в корне
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
24.
06.10
Звонкие и глухие согласные в корне
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
25.
07.10
Правописание в корне.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
26
Практические упражнение по правописанию орфограмм в корне слова
27
10.10
Гласные и согласные в приставках.
урок
Комбинированный
Работа с текстом Составление рассказа к рисунку
28.
11.10
Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Работа по алгоритму, инструкции
Придумывание примеров на новые правила.
29.
13.10
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
30.
14.10
Знакомство со сложными словами
урок
Комбинированный
Составление рассказа по опорным словам и рисункам
31.
17.10
Правописание сложных слов.
урок
Комбинированный
Образование слов по данным схемам
32
18.10
Образование сложных слов.
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Работа с учебником
Составление диалога
Выполнение практических упражнений
33
20.10
Состав слова. Закрепление знаний.
урок
Урок развития речи
Соотнесение предложений и рисунков
Составление плана текста, пересказ
34.
21.10
Контрольный диктант за 1 четверть
урок
Урок развития речи
Самостоятельная работа
35.
24.10
Работа над ошибками. Повторительные упражнения.
урок
Комбинированный
Работа с учебником
36
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом (подготовка)
Р.Т. № 4 , с. 137
37
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом (подготовка)
38
Деловое письмо . Поздравление.
Части речи. Текст – 2 часов
39
25.10
Различение частей речи
урок
Урок обобщения и систематизации знаний
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
40.
27.10
Образование одних частей речи от других
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Придумывание примеров на новые правила.
Имя существительное – 26 часов.
41
28.10
Имя существительное. Значение существительных в речи.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
42
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим
43
31.10
Род и число существительных
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
44
01.11
Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, с, щ)
урок
Комбинированный
Работа с учебником, справочной литературой
45
03.11
Правописание существительных с шипящей на конце
урок
Комбинированный
Работа над прямым и переносным значением слов.
46
14.11
Три склонения существительных в единственном числе. Существительные 1-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
47
15.11
Определение склонения существительных по начальной форме
урок
Комбинированный
Составление и запись диалога
48.
17.11
Существительные 2-го склонения
урок
Комбинированный
Работа с деформированным текстом
49.
18.11
Существительные 3-го склонения
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
50.
21.11
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
51
24.11
Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Составление схем, их анализ
Работа по алгоритму, инструкции
52
25.11
Замена существительных с ударными окончаниями существительными с безударным окончанием.