Патриотический час на тему: «Государственные и народные символы России. Матрёшка»
Патриотический час на тему: «Государственные и народные символы России. Матрёшка»
Задачи:
1. Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и народной, формировать у детей представление о России как о родной стране,расширять кругозор.
2. Воспитывать уважительное отношение к символам Российской Федерации,
чувство любви к своей родной стране, патриотизм и гражданственность.
3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
4. Развивать творческие способности у детей при выполнении росписи матрешек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотический час на тему: «Государственные и народные символы России. Матрёшка»»
ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
Патриотический час на тему:
«Государственные и народные
символы России. Матрёшка»
Воспитатель 1 категории:
Пивоварова Ж.В.
2019 г.
Конспект открытого занятия на тему:
«Государственные и народные символы России «Матрёшка».
Класс: 2-4
Продолжительность: 30 минут
Воспитатель: Пивоварова Ж.В.
Цель: Обучение детей технике рисования.
Задачи:
1. Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и народной, формировать у детей представление о России как о родной стране,расширять кругозор.
2. Воспитывать уважительное отношение к символам Российской Федерации,
чувство любви к своей родной стране, патриотизм и гражданственность.
3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
4. Развивать творческие способности у детей при выполнении росписи матрешек.
Материал к деятельности:
Матрешка, трафареты матрешек, гуашь, кисточки, сундучок с сюрпризом.
Предварительная работа:
Проведение совместной деятельности воспитателя и детей по ознакомлению сфлагом России, значении цветов флага, Государственным гербом России, гимном.
Прослушивание Гимна.
Чтение художественной литературы. Бересто, В. Д. «Матрешкины потешки», Н. Виноградова «Моя страна Россия», Я. Акима «Моя Родина»,
Заучивание стихов о России, о Родине, частушек о матрешке.
Рассматривание иллюстраций с изображением символов России.
Внесение нового материала в уголок по патриотическому воспитанию.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:- Дети, сегодня у нас гости (дети здороваются)
В: Дети подарите всем свое хорошее настроение. Предлагаю вам друг другу улыбнуться .
В:- Ребята, посмотрите, что стоит на столе?
Дети:- Флаг
В:- Флаг какой страны?
Д:- России.
В:- Российский флаг - символ нашей страны.
В: –Вспомните, ребята, как называется страна, в которой мы живем. Правильно, Россия. Это наша Родина.
Как называют людей, живущих в нашей стране?
Д: - Россияне.
В: - А девочек? А мальчиков?
Д:- Россиянка, россиянин.
В:- Сколько обязательных государственных символов есть у каждой страны?Перечислите их?
Д:- Флаг, герб, гимн.
В:- Все это государственные символы России - нашей Родины.
Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и
представляет что-то свое, очень-очень родное.
Поэтому у нас есть ещё и родные, негосударственные символы нашей Родины, страны России. Это особенные предметы, которые есть только в нашей стране.
Сюрпризный момент – сундучок. (В нём находится матрёшка).
В: – Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее. И узнаем с вами еще один символ нашей родины.
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала
Сундучок вам принесла
В нем игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах.
На столе они живут,
Как, скажите, их зовут?
В:- Конечно, это всем нам знакомая Матрешка. Вот она.(продемонстрировать детям матрешку).
Появилась первая матрешка в России очень давно более 100 лет назад.
Детская игрушка эта
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Воспитатель достает матрешку из корзины.
В:- Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки?
Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.
Видеопрезентация.
- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.
И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.
В: - Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
В: - Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.
Матрешка – народная игрушка. Пышная, нарядная толстушка, веселая и доброжелательная. Матрешка большая, овальной формы. Это разборная игрушка. Из одной матрешки появляется матрешка поменьше. Матрешка сделана из дерева. Она краснощекая, с большими синими глазами, носик маленький, курносый. Губы алые. Матрешка одета в ярком русском сарафане, рубашка с узором. В руках у матрешки каравай. Так как матрешка куколка, то с ней можно поиграть, подарить другу, да и просто любоваться. Матрешка – гордость России. В ней заложена гостеприимность нашей страны.
В:- А вы, знаете, из каких деревьев изготавливают матрёшек? Вот сейчас, мы с вами это и узнаем.
На картинках изображена: берёза и липа. Дети по - внешним признакам отгадывают, что это за деревья.
Делают матрешек из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остается липа.
В:- Правильно. Деревья спиливаются весной, и очищенные от коры брёвнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачивают фигурки, причём вначале делается самая маленькая, неразъёмная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи покрывают лаком.
В:- Матрешка предлагает вам немного отдохнуть.
Физ.минутка.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем.
(музыкальное сопровождение)
Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки
В: -А что же эта матрешка приготовила для нас. Дети, она хочет поделиться с вами умными мыслями - пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они учат нас.
Дети слушают пословицы и отвечают, что они означают.
Воспитатель произносит пословицу, затем дети проговаривают пословицу вместе с воспитателем.
Родина – мать, умей за нее постоять! (На свете нет места, более родного , чем родные места, родная страна.)
В:- Дело мастера боится. (Любое дело, за которое берется мастер, делает легко и качественно.) В: -Дети, вы справились с заданием, потому что правильно изложили свои ответы.
В:- Дети, а вы любите играть? (ответы детей)
В:- Вотэта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть. Давайте поиграем с ней. А игра называется «Назови ласково».
(Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают).
В:- Объясняю, как в нее играть.
Большая матрешка, а вы должны ответить: маленькая, т.е. противоположное слово большая и матрешечка, так как это будет ласково. Кого мы назвали ласковым словом?
Д:- Матрешечку
Цветная лента – однотонная ленточка.
Высокий забор – низкий заборчик.
Толстые губы – тонкие губки.
Чистый платок - грязный платочек.
Длинный сарафан - короткий сарафанчик.
Широкая рубашка - узкая рубашечка.
Бросить камень - поднять камешек.
Веселый человек - грустный человечек.
В:- Дети, я думаю, что вам понравилась эта игра, потому что с заданием все справились: правильно называли противоположные и ласковые слова.
В:- Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. Ой, а она не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы, дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание? (ответы детей)
Предлагаю детям подойти к столу.
В:- Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.
В:- Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам. (звучит музыка)
Дети выполняют работу.
В:- Дети, вы очень красиво раскрасили матрешек. Каждая матрёшка хороша по-своему. Все матрешки символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку ваших работ. (вывесить рисунки на магнитную доску).
В:- Вы настоящие мастера! Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве.
В:- Дети, а что бы вы хотели дополнить?
Д:- А можно рассказать стихотворения о матрешке.
В:- Конечно же можно. Слушаем вас.
Дети рассказывают стихи.
1. Наша русская матрёшка Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет!
2.Едет по России,
плывет за океан Наша Русская матрешка
веселый сарафан, И теперь диктует моды
симпатичный сувенир, Матрёшек хороводы
покорили целый мир.
3.Раскрасавицы-подружки,
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир.
В: - Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.
В:- Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)
- Почему вы так решили?
Д:- Матрешка раскрывает тайну русской души.
Д: - Матрешки символизируют собой любовь и дружбу, благополучие.
В:- Да,дети, сегодня матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Подведение итогов:
Итогом работы является выставка рисунков, на которых изображены матрешки.