kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика работы по формированию коммуникативных умений у детей с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методике описана коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у детей с ТМНР. Материал могут использовать учителя, воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы по формированию коммуникативных умений у детей с ТМНР»

Методика работы по развитию коммуникативных умений у детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью

Организация и содержание формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент проводился на базе МОКУ «Обвинская школа- интернат», Пермского края, Карагайского района.

В эксперименте принимали участие дети с умеренной умственной отсталостью.

Цель формирующего эксперимента: Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках развития речи с использованием визуальных подсказок.

Задачи:

  • разработать систему коррекционной работы по развитию коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках развития речи.

  • развивать умение соблюдать очерёдность в разговоре, здороваться и прощаться, задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

Работа проводилась по следующим принципам:

  1. Принцип адаптивности обучения направлен на то, чтобы учитывать возможности умственно отсталого ребенка и предлагать нагрузку в соответствии с его возможностями.

  2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода нацеливает учителя на необходимость подбора вариативных видов деятельности, которые бы отвечали индивидуальным особенностям детей.

  3. Принцип доступности означает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.

  4. Принцип практической направленности обучения нацеливает учителя на отбор того материала, который встречается в повседневной жизни детей и с которым они могут действовать, познавая его особенности качества, возможности применения.

  5. Принцип коммуникативности предполагает, что обучение организуется в естественных для общения ситуациях. Любое высказывание, речевое действие обучающегося должны побуждаться внутренней потребностью, т.е. мотивом, а не внешним стимулом (приказом учителя, необходимостью). Появление мотива зависит от интереса обучающегося к материалу, от его новизны, способа подачи. Развитие речи, как средство коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками.

  6. Принцип наглядности направлен на активизацию зрительного анализатора, визуальное подкрепление изучаемого материала. На каждом уроке должна использоваться яркая, крупная демонстрационная наглядность, чтобы привлечь внимание ребенка, и индивидуальная наглядность, чтобы разглядеть предмет в ближнем поле, выполнить какие-то действия с ним.

  7. Принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, который нацеливает учителя на комплексную оценку психофизического состояния учащихся и выбор адекватных способов преодоления недостатков развития, их компенсации, обеспечения поступательного развития двигательной, познавательной, речевой, эмоциональной сферы, основываясь на онтогенетическом подходе к формированию высших психических функций.

  8. Принцип системности. Под принципом системности подразумевают определенную последовательность и сочетаемость методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении.

Форма работы: фронтальная форма работы на уроках развития речи два раза в неделю, итого 20 уроков.

Методы работы.

В ходе коррекционной работы используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы – беседы, инструкции.

Наглядные - использование визуальных подсказок, схем.

Практические - использование коммуникативных умений в практической деятельности, жизненных ситуациях.

Основным средством формирующего эксперимента является визуальная подсказка, которая содержит в себе определённый набор поэтапных учебных действий, направленных на развитие того или иного коммуникативного умения.

Визуальные подсказки были включены в каждый этап урока.

Так, например, в организационном моменте урока использовались визуальные подсказки, где отрабатывалось умение учащихся говорить слово «Здравствуйте» (см. Приложение А)

Детям предлагалась визуальная подсказка в соответствии с рисунком 1

Рисунок 1

Выбери партнёра по общению

Подойди к этому человеку

Посмотри в глаза

Скажи «Здравствуйте»

Дождись ответа


На этапе урока актуализации знаний учащихся отрабатывалось умение «Задавать вопросы» (см. приложение В)

Детям предлагалась следующая визуальная подсказка, как это видно на рисунке 2.

Рисунок 2

Выбери партнёра по общению

Подойди к этому человеку

Посмотри в глаза

Задай вопрос

Дождись ответа


В этап изучения нового материала включено развитие следующих коммуникативных умений: «Умение отвечать на вопросы», «Умение соблюдать очерёдность в разговоре» (см. приложения Г,Д)

При развитии умения отвечать на вопросы предлагается следующая визуальная подсказка, в соответствии с рисунком 3.

Рисунок 3

Смотри на говорящего

Слушай вопрос

Отвечай на вопрос

Смотри на говорящего


При развитии умения соблюдать очерёдность в разговоре предлагаем детям следующую схему, как на рисунке 4.

Рисунок 4

Выбери партнёра по общению

Подойди к этому человеку

Посмотри в глаза

Задай вопрос

Дождись своей очереди


В этап подведения итогов урока включено развитие коммуникативного умения «Умение прощаться» (см. приложение Б)

Детям предлагается следующая визуальная подсказка, как на рисунке 5.

Рисунок 5

Выбери партнёра по общению

Подойди к этому человеку

Посмотри в глаза

Скажи «До свидания»

Дождись ответа


На первом этапе коррекционной работы, предъявляемые визуальные подсказки были детализированными и конкретными. Но в ходе занятий по мере усвоения детьми того или иного коммуникативного умения визуальные подсказки сокращались.

Так, например, спустя две недели визуальная подсказка по развитию умения здороваться выглядела как на рисунке 6.

Рисунок 6

Выбери партнёра по общению

Скажи «Здравствуйте»


Усвоение детьми определённого коммуникативного действия осуществляется путём предъявления визуальной подсказки сопровождаемой пошаговой словесной инструкцией, рассмотрим это на примере:

    1. Умение говорить «Здравствуйте»

Цель: Научить детей приветствовать друг друга.

Пошаговая инструкция.

  • Посмотри, что ты видишь на первой картинке?

  • Выбери партнёра по общению.

  • Что ты видишь на следующей картинке?

  • Подойди к этому человеку.

  • Посмотри на следующую картинку.

  • Посмотри ему в глаза.

  • Что ты видишь на следующей картинке?

  • Скажи «Здравствуйте» или «Привет»

  • Посмотри на следующую картинку.

  • Дождись ответа.

В ходе выполнения упражнений при возникновении трудностей учитель оказывает стимулирующую помощь, выполняет действие совместно с ребёнком.

Далее учащиеся выполняют действие самостоятельно по словесной инструкции либо без неё, опираясь только на визуальную подсказку.

Таким образом, отрабатываются и другие коммуникативные умения: «умение прощаться», «умение задавать вопросы», «умение отвечать на вопросы», «умение соблюдать очерёдность в разговоре», «умение прощаться».

Система использования визуальных подсказок предусматривает коррекционную работу по следующей цепочке:

  • первоначальное понятие (знак);

  • обобщающее понятие;

  • закрепление самостоятельных действий с опорой на визуальную подсказку;

  • самостоятельное ориентирование в системе знаков;

  • самостоятельное выполнение коммуникативных действий без опоры на визуальную подсказку.

Далее рассмотрим основные этапы коррекционной работы по внедрению визуальных подсказок в уроки развития речи.

Работа велась по 2 модулям.

В первый модуль были включены пять уроков. На каждом уроке добавлялось одно коммуникативное умение и закреплялось предыдущее.

Так, например, на первом уроке включаем визуальную подсказку по отработке умения здороваться. На следующем уроке отрабатываем умение здороваться и включаем визуальную подсказку: «Умение прощаться» и т.д.

Порядок внедрения визуальных подсказок на различных этапах урока представлены в таблице:

Таблица 2 - Порядок внедрения визуальных подсказок (1 модуль)

Тема

Этап урока

Коммуникативное умение

Формируемые поэтапные действия

1

Зима в природе.

Орг. момент

Умение здороваться

1.Выбери партнёра по общению

2. Подойди к этому человеку

3. Посмотри в глаза

4. Скажи «Здравствуйте»

5. Дождись ответа

2

Деревья зимой.

Орг. момент


Подведение итогов урока

1.Умение здороваться


2. Умение прощаться

закрепление


1.Выбери партнёра по общению

2. Подойди к этому человеку

3. Посмотри в глаза

4. Скажи «До свидания»

5. Дождись ответа

3

Дикие и домашние животные.

Орг. момент


Подведение итогов урока


Актуализация знаний

1.Умение здороваться


2. Умение прощаться


3.Умение задавать вопросы

закрепление


закрепление


1.Выбери партнёра по общению

2. Подойди к этому человеку

3. Посмотри в глаза

4. Задай вопрос

5. Дождись ответа

4

Правила личной гигиены

Орг. момент


Итоги по уроку


Актуализация знаний

Закрепление нового материала

1.Умение здороваться


2. Умение прощаться


3.Умение задавать вопросы

4.Умение отвечать на вопросы

закрепление


закрепление


закрепление


1.Смотри на говорящего

2. Слушай вопрос

3. Отвечай на вопрос

4. Смотри на говорящего

5

Транспорт

Орг. момент


Итоги по уроку


Актуализация знаний


Закрепление нового материала

Новый материал

1.Умение здороваться


2. Умение прощаться


3.Умение задавать вопросы


4.Умение отвечать на вопросы


5. Умение соблюдать очерёдность в разговоре

закрепление


закрепление


закрепление


закрепление


1.Выбери партнёра по общению

2. Подойди к этому человеку

3. Посмотри в глаза

4. Задай вопрос

5. Дождись своей очереди



Таким образом, система коррекционной работы по развитию коммуникативных умений осуществлялась на уроках развития речи. В рамках формирующего эксперимента было проведено 20 занятий, конспекты уроков первого модуля представлены в приложениях.

Основным средством формирующего эксперимента является поэтапное развитие коммуникативных действий с использованием визуальных подсказок.

С помощью визуальных подсказок происходит развитие следующих коммуникативных умений: умение соблюдать очерёдность в разговоре, умение здороваться и прощаться, умение задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

Программа, описанная в данной главе, является основой, первоначальным каркасом, способствующим развитию умений речевой коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью. Она может быть углублена, доработана и расширена в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

Предложенные методы и приемы коррекционной работы можно дополнять и сочетать с другими разнообразными методами и способами развития коммуникации.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика работы по формированию коммуникативных умений у детей с ТМНР

Автор: Людмила Леонидовна Сабашникова

Дата: 30.05.2021

Номер свидетельства: 582029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства