kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации на тему: "Преемственность в коррекционной работе с детьми с функциональными расстройствами зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учреждении, в рамках преемственности, осуществляется систематическая работа в  дошкольных группах и в начальной школе по коррекции зрительных нарушений детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: "Преемственность в коррекционной работе с детьми с функциональными расстройствами зрения"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся












Методические рекомендации на тему:

Преемственность в коррекционной работе

между детским садом и начальной школой в работе

с детьми с функциональными расстройствами зрения














Подготовил

Учитель- дефектолог

Калимуллина Р.И.








2022г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся - это комплекс, в котором обучаются в начальной школе, воспитываются в дошкольных группах, а так же получают лечение слабовидящие дети и дети с функциональными расстройствами зрения.

Преемственность в обучении, воспитании и лечении между дошкольным и начальным школьным звеном учреждения, является одной из актуальных задач в деятельности коллектива.

В учреждении, в рамках преемственности, осуществляется систематическая, планомерная работа в дошкольных группах и в начальной школе по коррекции зрительных нарушений слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием, с использованием специальных компьютерных программ.

Дети, поступающие в учреждение имеют такие зрительные нарушения как: гиперметропия, амблиопия, косоглазие, смешанный астигматизм, миопия, афакия, врожденная патология зрительного нерва и сетчатки, катаракта, спазм аккомодации.

Первичное обследование детей, поступающих в учреждение, осуществляет врач – офтальмолог. В рамках преемственности, врач-офтальмолог даёт индивидуально, специальные медицинские рекомендаци и предписания для каждого ребенка, которые педагоги учитывают в своей работе с детьми. В зависимости от зрительного диагноза, возраста ребенка, врач - офтальмолог дает указания по дозировке зрительной нагрузки, рекомендует тренировочные упражнения для глаз, занятия в специальных компьютерных программах для коррекции зрительных нарушений.

Ранняя коррекция зрительных нарушений и обеспечение преемственности в комплексной офтальмологической и педагогической помощи дает свои положительные результаты. Опыт показывает, что коррекция зрительных нарушений у детей в учреждении эффективнее, чем в офтальмологическом кабинете городской детской поликлиники. Так, в 2019 году улучшение зрения у детей составило 55 %, выздоровление – 13%, ухудшение – 3 %, без изменения, в силу сложных зрительных нарушений – 29%.

Восстановление нарушенного зрения - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Во всех дошкольных группах и классах начальной школы, в рамках преемственности, специалисты и педагоги проводят работу по диагностике, коррекции, определению актуальных и резервных возможностей ребенка, обеспечивают индивидуальный подход, осуществляют мониторинг эффективности лечебно – восстановительной и коррекционно – педагогической работы.

Таким образом, педагоги знают особенности развития слабовидящих детей и детей с функциональными расстройствами зрения, знают принципы лечения и условия, необходимые для успешных занятий, игр, других видов детской деятельности.

Работа по коррекции зрительного восприятия направлена на активизацию и стимуляцию зрительных функций, развитию различных способностей зрения: цветоразличение, движение глаз, фиксации, локализации взора, конвергенции и аккомодации, особое внимание уделяется гигиене зрения.

Врач-офтальмолог и медицинские сестры офтальмологического кабинета занимаются коррекцией и лечением зрительных нарушений, проводят плеопто-ортоптическое и диплоптическое лечение, а также лечение на аппаратах с физиотерапевтическим воздействием (лазеростимуляция, электростимуляция, магнитостимуляция).

Лечение детей проводится в хорошо оборудованном офтальмологическом кабинете, который оснащен современными аппаратами и приборами: макулотестер, мускулотренер, конвергенц-мускулотренер, синоптофор, амблиотренер, бивизиотренер, «ФОРБИС», «Ручеек», монобиноскоп и другие.

Дети дошкольных групп и младшего школьного возраста получают в офтальмологическом кабинете аппаратное лечение 4 раза в год, в соответствии с графиком лечебных процедур.

Врач – офтальмолог, в рамках преемственности, ведет просветительскую работу, выступает на психолого - педагогических консилиумах.

Коррекционно - педагогическую работу осуществляют учителя – дефектологи (тифлопедагоги), по следующим направлениям:

- развитие зрительного восприятия;

- социально – бытовая ориентировка;

- развитие навыков ориентирования в пространстве;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- развитие сохранных анализаторов.

В рамках преемственности коррекционная направленность обучения и воспитания обеспечивается на уроках, занятиях и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Учителями-дефектологами (тифлопедагогами) нашего учреждения эффективно применяются специальные компьютерные программы для коррекции зрительных нарушений: «RELAX 2», «ПЛЕОПТИКА 2+», «EYE», «КОНТУР», «КАПБИС-МЕКО». Для работы в этих программах учителя – дефектологи, медицинские сестры офтальмологического кабинета, врач - офтальмогог прошли обучение и сертификацию в учебно – методическом центре «НЕЙРОН» в городе Уфе.

Необходимость использования той или иной специальной компьютерной программы для коррекции зрительных нарушений у детей, определяется врачом – офтальмологом, в зависимости от периода оклюзионного лечения (окклюдором закрывается лучше видящий глаз, с целью выключения лучше видящего глаза из акта зрения и стимулирования хуже видящего глаза).

В набор программ «ПЛЕОПТИКА 2+», включено четыре игровые программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика», они предназначены для лечения амблиопии любой степени у детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками, моментов игры.

Игра "Тир" может использоваться уже в начальном периоде восстановления основных зрительных функций. Постепенное уменьшение размеров ярких фигур на темном фоне, неподвижных или движущихся, тренирует механизмы пространственной локализации и центральной фиксации, способствует повышению остроты зрения. Серии ярких вспышек прерывают работу этих механизмов и повышают порог возбудимости зрительной системы, что требует более активного включения зрительных функций для продолжения игры.

В игре "Льдинка" движущиеся на темном фоне яркие цветооппонентные объекты частично перекрываются и постепенно уменьшаются в размерах. Манипуляции ими требуют определенного напряжения аккомодации, способствуют повышению остроты зрения и развитию способности к фиксации подвижных объектов.

Игра "Крестики" является шаблоном-стимулятором, в качестве периферического стимула в ней используется меняющееся шахматное поле. Стимулами для центрального зрения служат два объекта – крест и круг, которые меняются синхронно с шахматным полем. Поиск объектов на таком фоне предъявляет повышенные требования к работе аккомодации, определяющей четкость изображения на сетчатке. В игре используются черно-белые, красно-зеленые или желто-синие цвета, что позволяет тренировать каналы восприятия как яркостного, так и цветового контраста.

Игра "Галактика 2" также является шаблоном-стимулятором. Стимулом в ней служат две радиальные и кольцевые решетки, наложенные друг на друга со сдвигом. Одна из решеток – черная, т.е. имеет яркий контраст, другая – красно-зеленая, с цветовым контрастом. Черная решетка радиальная, она вращается, а кольцевая – расширяется. Решение задачи совмещения центров решеток требует включения аккомодации, тренирует основные функции центрального зрения: фиксацию, восприятие яркостного и цветового контраста. Каждый этап игры завершается серией изменений изображения, прерывающих работу тренируемых механизмов. При этом для продолжения игры требуется более активное включение зрительных функций.

Программа «eYe» предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения.

Показания к лечению:

1.Амблиопия любой степени.
2. Нарушения бинокулярного зрения при содружественном косоглазии и гетерофории:
- при остроте зрения хуже видящего глаза не ниже 0,4 (с коррекцией);
- при бифовеальном слиянии или функциональной скотоме на синоптофоре;
- при угле косоглазия до 5-10 градусов по Гиршбергу (при больших углах - с призматической коррекцией).

Программа «eYe» состоит из двух частей:

1. «КАБИНЕТ» - контроль состояния зрительной системы, лечение амблиопии, восстановление и развитие бинокулярного зрения, фиксация результатов занятий.

2. «РЕГИСТРАТУРА» - автоматизированное ведение медицинских карт пациентов, обработка и наглядное представление данных диагностики и лечения, документирование результатов работы.

В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Разнообразные упражнения на «совмещение» и «слияние» развивают содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора. Среди заданий есть и короткие тесты, и занимательные «конструкторы». Многочисленные регулировки позволяют подобрать наиболее эффективный способ предъявления тест-объектов для каждого пациента.

В «eYe» включена диагностика угла косоглазия и четырехточечный тест. Однократный курс лечения состоит из 10-15 сеансов, проводимых ежедневно. Продолжительность сеанса примерно 20 минут.

В программе можно изменять масштаб рисунков, включать дополнительный бинокулярный периферический стимул. Для детей с большими углами косоглазия предусмотрено смещение опорного рисунка.

Лечение с помощью этой программы следует проводить до и после операции по устранения косоглазия, а иногда с помощью занятий удается устранить косоглазие и без операции.

Программное обеспечение «КАПБИС-МЕКО» предназначено для диагностики и лечения косоглазия, амблиопии и других нарушений бинокулярного зрения, выработки, тренировки и развития стереоскопического зрения. Пакет программ «МЕКО», разработан для применения в специализированных детских садах, школах, а так же в детских медицинских учреждениях для:

- тренировки глаз при амблиопии;

- возвращение бинокулярных функций;

- восстановление стерео восприятия;

- увеличение фузионных резервов;

- уменьшение порогов глубинного и стереоскопического восприятия.

Программа «Relax-2» оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния. Программа предназначена для восстановления и тренировки аккомодационной способности глаз, применяется для профилактики и комплексного лечения миопии и амблиопии, спазма аккомодации, профилактики зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома.

Тренировка аккомодации, в рамках преемственности, для дошкольников и младших школьников очень важна, так как в школе увеличивается время работы глаз на близком расстоянии, возрастает нагрузка на аккомодацию. Неспособность справиться с этой нагрузкой обычно приводит к развитию миопии.

Программа в индивидуальном режиме следит за активностью пользователя. Она своевременно напоминает о необходимости сделать перерыв или запустить реализованную в ней зрительную стимуляцию аккомодации. Стимуляция оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Такая зрительная гимнастика не уступает другим известным методам тренировки аккомодации. Программа доступна и проста в использовании, удобна для применения.

Использование специальных компьютерных программ в  работе с детьми дошкольного возраста, с обучающимися начальной школы, способствует в рамках приемственности активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, повышению эффективности коррекционной, лечебно – восстановительной работы в целом.

Необходимо отметить, что использование специальных компьютерных программ в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, лечения зрительных нарушений, повышать интерес детей к изучаемому материалу.

Но, использование компьютерных программ для коррекции зрения не должно быть данью моде. Работа педагога должна быть тщательно продумана и направлена на повышение мотивации обучения, а в работе с нашими детьми, еще и лечения. С помощью этих программ педагог может активизировать познавательную деятельность детей, возможность самостоятельно действовать доставляет ребенку удовольствие и желание выполнить задание как можно лучше.

В рамках преемственности упражнения детям необходимо давать различной степени сложности, разной продолжительности по времени, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

В заключение, хотелось бы сказать, что использование специальных компьютерных программ для коррекции зрительных нарушений, позволяет сделать процесс восстановления зрения более разнообразным, интересным, индивидуальным, эффективным, открывает новые возможности для ребёнка, и зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально, умело и целесообразно использовать их в коррекционном и лечебно-восстановительном процессах. Следует отметить, что необходимо учитывать возрастные особенности детей и не превышать допустимое время (до 20 мин.) при работе в этих программах.


Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров., М:Бином.

2. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.

4. Свириденко С.С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калимуллина Роза Ибрагимовна

Дата: 06.12.2022

Номер свидетельства: 619385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства