kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающая среда как фактор развития слабовидящих дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структурированный материал для консультирования воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающая среда как фактор развития слабовидящих дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающая среда как фактор развития слабовидящих дошкольников"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся









Консультация для воспитателей


Тема:

Коррекционно-развивающая среда

как фактор развития слабовидящих дошкольников













Подготовил

Учитель - дефектолог

Калимуллина Р.И.









2019г.

Организация жизнедеятельности детей с нарушениями зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно - компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается "как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности" (С.Л. Новоселова).

Предметно-развивающая среда специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся от предметно-развивающей тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с нарушениями зрения на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности, кроме того коррекционно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством.

Следовательно, встаёт вопрос необходимости совершенствования, оптимизации коррекционно-развивающей среды с учётом особенностей детей с нарушением зрения.

Плаксина Л.И. и  Л.С. Сековец  в своей работе  «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации коррекционно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

-   превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

- пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки, социальной ориентировки;

- преобразующее, трансформированное влияние среды на развитие ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;

-специальное, акцентированное информационное поле коррекционно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения, специфику контактов и способов получения и переработки информации.

Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности коррекционно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.

Говоря об оптимизации, совершенствовании следует думать о доступности и целесообразности информационного поля коррекционно - развивающей среды, что позволяет интегрировать ребёнка в окружающую среду. Содержание среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

В зависимости от коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая коррекционная  среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.

Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

При организации коррекционно-развивающей среды в учреждении для детей с нарушения зрения, учитывается:

- структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных навыков самостоятельной жизнедеятельности;

- организация поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на "зону его актуального развития" для удовлетворения коммуникативных и позна­вательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации "зоны ближайшего развития";

- мера доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов;

- обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

Оптимизация коррекционно-развивающей среды имеет важное значение для профилактики зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.

Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развития представлений об окружающем мире.

Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т.е среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.

Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.

Подготовительной работой для активизации и стимуляции зрительных функций, развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий. являются упражнения с пособиями «Офтальмотренажеры».

На ортоптическом этапе лечения используется пособие «Поймай рыбку».

Для развития бинокулярного зрения используются пособие «Выдели фигуру в зашумленном поле».

Для развития пространственной ориентировки моделируются разные пространственные ситуации: знакомство с понятиями «ближе - дальше», «выше - ниже», «справа - слева», определение положения предметов относительно друг друга.

Развитию мелкой моторики рук способствуют разнообразные пособия, такие например, как «Осьминог», «Божья коровка», «Яблочки и груши», «Гусеница».

Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, можно использовать пособия: «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.

Уважаемые коллеги, все мы знаем, что суть метода проектов состоит  в организации развивающего процесса,  при котором  дети приобретают новые знания и умения, опыт творческой деятельности,  стержнем которого  является исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей. Для  ее  осуществления необходима  динамичная  специальная развивающая среда, включающая в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. В то же время такая предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, развивая любознательность, творчество, коммуникативные способности детей.    

Так, например,  в подготовительной группе можно осуществить проект «Экологическая модель полушарий земли». В ходе реализации  проекта предметно-развивающая среда должна быть организована так,  чтобы дети могли знакомиться с  географической картой мира, фотографиями, картинами, слайдами, видеофильмами;  нужно организовать маленькую исследовательскую лабораторию для того, чтобы дети  развивали свою любознательность, зрительное внимание, исследовательские навыки.

Можно   организовать среду для изучения  истории своего района и города – фотоальбомы, книги, картины.

Через реализацию проекта «В гостях у сказки» детей средней группы можно ознакомить с классическими иллюстрациями, дидактическими играми по театрально-игровой деятельности. Это помогает развить у детей интерес к устному народному творчеству, сформировать чувство  сопереживания к событиям и героям сказок.

Всё это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, максимально использовать наглядность для преодоления вербализации знаний для детей с нарушением зрения, формировать знания о жизненных проявлениях всего живого, развивать познавательные психические процессы.

Для конкретизации знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы можно использовать различные презентации.   

     Для активизации процессов коррекции и компенсации и преодоления недостатков познавательной деятельности можно использовать развивающие упражнения  позволяющие  решать такие  задачи, как развитие представлений о сенсорных эталонах, навыки ориентировки в пространстве, развитие глазомера.

Следует отметить, что привлечение родителей к активному участию в воспитательно–образовательном процессе и созданию и оптимизации коррекционно - развивающей среды, одна из составляющих нашей работы. С этой целью можно организовать для родителей различные семинары: познавательные семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д.

 Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, совместные проекты и т.д. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставок, написание мини-сочинений, а также тематические конкурсы, экскурсии, оформление стендов и т.д. При этом родители становятся самыми активными помощниками и соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный: это и родительские уголки и дни открытых дверей, фотовыставки, мини библиотеки, тематические дни и  недели.

Таким образом, особая роль в воспитании и развитии детей отводится оптимизации, совершенствованию коррекционно-развивающей среды. Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка с нарушением зрения. Разумно организованая коррекционно-развивающая  среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, умениями и навыками.  Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей с нарушением зрения.




Литература

Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калимуллина Роза Ибрагимовна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496282

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства