Урок чтения в классе со сложной структурой дефекта
КЛАСС: 5
ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна-художник»
ЦЕЛИ:
Образовательно-познавательные: уточнение и расширение знаний учащихся об объектах окружающего мира; формирование читательских умений (определение жанра, темы произведения); формирование навыков быстрого и выразительного чтения;
Коррекционно-развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения; создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение речевой практики; развитие слухового восприятия учащихся путём опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;
Воспитательные: формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия текста, интереса к чтению, к творческой читательской деятельности;
Учебные материалы: учебник по чтению для 3 класса авт. Н. Е. Граш, Л.М. Быкова, М.И.Никитина для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида; читательские дневники учащихся;
Оборудование: солнышки разных цветов (приложение 1), запись со звуками природы (Приложение 2), презентация к уроку (Приложение 3), карточки для словарной работы (Приложение 4), карточка с деформированным текстом (Приложение 5), план работы над портретом (фотографией) (Приложение 6), наглядный материал (Приложение 7); карточка с заданием (Приложение 8); гуашь, ватные палочки, клей;
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные (беседа, чтение учителя и учащихся, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, выделение новых, трудных слов;), эвристические (чтение выборочное, выразительное, объяснение новой лексики, выполнение лексико-стилистических упражнений;), творческие (проблемная беседа, раскрашивание картины;)
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные.
Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»
Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»
Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»
Просмотр содержимого документа
«Приложение 7»
Просмотр содержимого документа
«Приложение 8»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Урок чтения в классе со сложной структурой дефекта
КЛАСС: 5
ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна-художник»
ЦЕЛИ:
Образовательно-познавательные: уточнение и расширение знаний учащихся об объектах окружающего мира; формирование читательских умений (определение жанра, темы произведения); формирование навыков быстрого и выразительного чтения;
Коррекционно-развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения; создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение речевой практики; развитие слухового восприятия учащихся путём опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;
Воспитательные: формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия текста, интереса к чтению, к творческой читательской деятельности;
Учебные материалы: учебник по чтению для 3 класса авт. Н. Е. Граш, Л.М. Быкова, М.И.Никитина для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида; читательские дневники учащихся;
Оборудование: солнышки разных цветов (приложение 1), запись со звуками природы (Приложение 2), презентация к уроку (Приложение 3), карточки для словарной работы (Приложение 4), карточка с деформированным текстом (Приложение 5), план работы над портретом (фотографией) (Приложение 6), наглядный материал (Приложение 7); карточка с заданием (Приложение 8); гуашь, ватные палочки, клей;
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные (беседа, чтение учителя и учащихся, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, выделение новых, трудных слов;), эвристические (чтение выборочное, выразительное, объяснение новой лексики, выполнение лексико-стилистических упражнений;), творческие (проблемная беседа, раскрашивание картины;)
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока:
Этапы урока | Учитель | Ученик |
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (приложение 1) ( вопросы задаются за экраном) | -Ребята, давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу. На доске висят солнышки, возьмите то, которое вам больше нравится и подарите своему товарищу с пожеланиями. - Пусть каждому из вас солнышко подарит тепло и радость! - Настя, спроси у Андрея, какой сейчас урок? - Андрей, спроси у Гайка, который сейчас урок? - Ребята, что мы делаем на уроках чтения? | Дети стоят в кругу возле доски, выбирают солнце разного цвета, дарят друг другу с пожеланиями: - Знаю, у тебя все получится! - Желаю тебе удачи! - Желаю тебе хорошего настроения! - Хочется пожелать вам отличной работы на уроке! Дети воспринимают на слух вопросы и отвечают на них. |
2.Введение темы урока. А) Прослушивание звуков природы. (Приложение 2) Запись на доске: Б) Работа с картиной. На доске чёрно-белая картинка с изображением пейзажа На доске появляется слово: Художник В) Речевая зарядка Надпись на доске пополняется: Художник – Весна Проблемный вопрос: Учитель спрашивает за экраном | - Сформулировать тему произведения вам помогут звуки. Внимательно послушайте, когда эти звуки можно услышать? - Какие звуки вы услышали? - Когда можно услышать такие звуки? - Закончите фразу: Тема произведения - …… (весна) - Сегодня мы дальше будем знакомиться с произведениями писателей о весне. - Посмотрите на картинку. Можно сказать, что здесь изображена весна? Почему? - Что нужно сделать, чтобы картина стала похожа на весну? - Как называется человек, который рисует картины? - Что может нарисовать художник по теме: «Весна»? - Прочитайте слова, выберите те, которые подходят к теме «Весна». (Приложение 8) - Прочитайте (тихо, громко, шёпотом) слова, относящиеся к теме «Весна». - Какие слова не подходят к картине «Весна»? Почему? - Посмотрите на уголок по речевой зарядке. Найдите ответ на вопросы: Где растут цветы? Как украсим картину? - Какие краски должен взять художник, чтобы нарисовать весну? Встаньте, выберите гуашь нужного цвета. -Сегодня на уроке чтения вы будете не только читать, но и раскрашивать картину. Картину, на какую тему вы будете рисовать? - С чего вы начнёте раскрашивать картину? - Ребята, хотите узнать, как работала Художник-Весна в произведении Г.Скребицкого? | Учащиеся слушают звуки природы (журчание воды, пение птиц) Дети отвечают на вопросы Дети заканчивают фразу Учащиеся высказывают своё мнение Учащиеся предлагают раскрасить Дети отвечают на вопросы Учащиеся читают и выбирают слова Дети читают, выполняя инструкции учителя Читают слова: снежные узоры, разноцветные листья; Читают ответы на вопросы Учащиеся выбирают цвета Дети отвечают на вопрос Дети высказывают предположения |
3.Работа над новым материалом А) сообщение об авторе (Приложение 3) Б) чтение текста учителем за экраном В) беседа после первичного восприятия текста Г) заполнение читательского дневника Д) самостоятельное чтение рассказа Е) комментированное чтение. Словарная работа. (Приложение 4) | - Узнаем, как работала Художник-Весна в рассказе Скребицкого и дорисуем эту картину. -Посмотрите на экран. Вы видите фотографии писателя Георгия Алексеевича Скребицкого, произведение которого мы сегодня будем читать. (1 слайд) - Прочитайте и закончите предложение, где родился автор? (2 слайд)
- Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, каким человеком был Скребицкий? ( 3 слайд) - Посмотрите на книги. О ком, о чём он писал? (4 слайд) - Прочитайте предложения. Докончите. (5 слайд)
Георгий Скребицкий написал произведение «Художник-весна». Послушайте произведение. Внимательно послушайте, что делала Художник-весна?
- Понравился вам рассказ? - О чём говорится в рассказе? - Как автор называет Весну? - Что делала Художница – Весна? - Откройте читательские дневники, заполните. - Что еще не написали в читательском дневнике? - Чтобы выписать новые слова мы должны ещё раз прочитать текст.
- Прочитаем текст по предложениям, разберёмся, все ли слова знакомы. - Объяснение новых слов ещё раз прочитаете вечером. Заполните читательский дневник. | Учащиеся смотрят и слушают рассказ Заканчивают предложение: Георгий Алексеевич Скребицкий родился (где?) в Москв__. Высказывают свои предположения. Работают по плану. (Приложение 6) Читают названия книг Читают предложения, дополняют словами: природе, животных. Учащиеся на слух воспринимают чтение рассказа учителем Дети отвечают на вопросы. Заполняют читательские дневники Дети говорят: новые слова Самостоятельно читают текст Читают с выяснением значения незнакомых слов |
4.Закрепление пройденного материала. А) работа над содержанием Б) работа над созданием весенней картины В) работа над деформированным текстом (Приложение 5) | - Вспомните, где была Художник-Весна. Встаньте. Прочитайте слова. - Что лишнее? (за экраном) - Покажите на картине: лес, лесную поляну, склон оврага, лесную опушку, луг. - Кто помнит, с чего начала работу Художник-Весна? - Прочитайте об этом в рассказе. - Сядьте. Возьмите лист с заданием. Прочитайте. Какое задание можете предложить? - С опорой на рассказ, найдите, что было сначала, а что – потом. - Прочитайте текст. | Учащиеся читают слова, вставляют окончания, убирают лишние слова. На доске слова: Художник-Весна была (где?) в город_, в лес_, на полян_, на склоне оврага, на лесной опушк_, в Сыктывкар_, на лугу. Учащиеся показывают на картине слова, воспринимаемые на слух Отвечают на вопросы с опорой на текст Раскрашивают зеленью берёзу, приклеивают серёжки на осины и тополя, рисуют лужу, приклеивают подснежники и медуницу, приклеивают на черёмуху, яблони и грушу белые цветы, калужницу Выполняют работу над деформированным текстом Читают вслух |
5. Итог урока. Рефлексия. Вручение подарков (фотографий) (Приложение 10) | - Какой рассказ сегодня прочитали? - Как ты работал, Гайк? - Доволен ли ты своей работой, Андрей? - Настя, урок был интересным или неинтересным? - Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Пока вы работали Художник – Весна приготовила для вас подарки. - Спасибо за работу на уроке! | Отвечают на вопросы |
Просмотр содержимого презентации
«Приложение 3»