kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы."Развитие диалога на различных этапах индивидуального занятия по РСВ и ФП"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны рекомендации по работе с диалогами на разных этапах индивидуальных занятий с глухими детьми

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы."Развитие диалога на различных этапах индивидуального занятия по РСВ и ФП"»

Из опыта работы

«Развитие диалога на различных этапах индивидуального занятия

по РСВ и ФП».

На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП обучение диалогу происходит на всех этапах.

Во время организационного момента диалог между учителем-дефектологом и обучающимся может быть следующим:

- Как ты слышишь?

- Я слышу хорошо.

- Поздоровайся.

- Добрый день.

- Как ты думаешь, что будем делать?

- Я буду говорить, слушать, читать.

Приведем пример диалога при организации учебной деятельности:

- Какое сегодня число?

- Сегодня первое февраля.

-Какой у тебя сейчас урок?

После выполнения поручения учитель-дефектолог спрашивает:

- Где твоя тетрадь?

- У меня нет тетради.

- Попроси у меня свою тетрадь.

- Дайте, пожалуйста, мне тетрадь.

Постепенно самостоятельные высказывания, начинающиеся с отдельных слов, принимают более полный характер и, затем, намечается переход к небольшим диалогам.

В основной части индивидуального занятия по РСВ и ФП диалог протекает в ходе совместной деятельности учителя-дефектолога и обучающегося и зависит от темы и созданных ситуаций во время занятия. Например, это могут быть диалоги по поводу опоздания учащегося, в связи с плохим самочувствием ученика или учителя.

Приведем пример ситуаций, вызывающих потребность в диалоге.

Учитель-дефектолог спрашивает у обучающегося, указывая на предмет «Что это?». Ребенок забыл название предмета, пожимает плечами. Учитель-дефектолог вводит новое слово «забыл (а)» и говорит: «Маша забыла. Это линейка. Маша, у тебя есть линейка?» Обучающийся отвечает. Учитель-дефектолог, работая, обращает внимание на отсутствие точки в конце предложения: «Поставь точку». Обучающийся, посмотрев на предложение, видит ошибку и, пользуясь ситуацией, узнает новую фразу: «Поставь точку». Затем учитель-дефектолог спрашивает: «Ты поставил (а) точку?» Обучающийся отвечает: «Я поставил (а) точку».

На заключительном этапе индивидуального занятия по РСВ и ФП также создаются благоприятные возможности для построения диалога.

- Что делали в начале занятия?

- В начале занятия мы говорили слова.

- Что делали потом?

- Потом отвечали на вопросы.

- Чем занимались в конце урока?

- В конце урока составляли рассказ, читали по ролям.

Обучение умению вести диалог не только с учителем-дефектологом, но и друг с другом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения позволяет объединение обучающихся в группы по 2 человека.

На таких индивидуальных занятиях обучающийся совершенствует умение контролировать не только свою речь, но и речь товарища, что помогает вырабатывать навык активной опоры на слуховое восприятие при пользовании устной речью.

Занятие с несколькими учениками строится таким образом, чтобы все активно работали как при восприятии речевого материала, так и при его воспроизведении.

Необходимо стремиться постоянно создавать ситуации для организации диалога между обучающимися, для высказываний каждого из них.

Основным способом восприятия речи на индивидуальном занятии по РСВ и ФП является восприятие на слух. Однако часть речевого материала, относящаяся к организации диалога, может восприниматься слухозрительно.

Восприятие на слух речевого материала в процессе ведения диалога с учителем-дефектологом или товарищем основывается на определенной теме, заданной текстом, при этом на слух предлагается настолько разный речевой материал и в таком объеме, что это исключает восприятие его по ситуации, по контексту. Затем обучающиеся учатся вести диалог на любую тему, которая имеется в образовательной программе по РСВ и ФП.

Такой подход к обучению диалогической речи обучающихся с нарушением слуха способствует развитию их речевого общения и речевого слуха.

Основу развития навыка слухозрительного и слухового восприятия речи составляет так же и работа с текстами, адаптированными и неадаптированными (статьи из книг, газет, журналов). При предъявлении текста-диалога слухозрительно используются фигурки - «действующие лица». Самостоятельно пересказывая содержание текста, обучающиеся инсценируют его. Инсценировка, сопровождающая восприятие и воспроизведение текстов, позволяет работать над интонационной стороной речи неслышащего обучающегося.

Приемы работы над диалогом.

На индивидуальных занятиях для развития и совершенствования навыков диалога можно использовать различные приемы работы:

- инсценировка (о чем говорилось выше);

- разыгрывание его по ролям;

- составление диалога из рассыпного текста;

- составление диалога по картинкам и иллюстрациям;

- ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом;

- составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой);

- смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями);

- дополнение диалога репликами;

- вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных);

- разучивание диалога при формировании произношения;

  - самостоятельное составление диалога на заданную тему;

  - продолжение диалога по его началу;

  - трансформация диалога по различным заданиям изменение времени или места действия.

Большую роль в работе над диалогом играет ролевая игра. В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта, поэтому для неслышащих обучающихся одной из наиболее приемлемых форм развития диалогической речи будет ролевая игра. Именно игра, для которой характерно наличие ситуации, непринужденность обстановки, создает те условия, в которых может успешно развиваться диалогическая речь неслышащих, и в то же время она содействует осуществлению живого речевого общения. В ролевой игре создаются естественные условия для формирования умений и навыков ведения диалога, применительно к тем бытовым ситуациям, которые окружают обучающихся. Для того, чтобы решить поставленные задачи, предварительно готовятся обучающиеся к игре, учитывая особенности их речевого развития. Большой эффект при подготовке к игре дает использование опорной схемы диалога, который будет иметь место в игре. Развернутое ведение диалога при отсутствии опорной схемы затруднено для обучающихся с нарушением слуха. Поэтому прежде, чем начать игру, необходимо познакомить обучающихся с опорной схемой. Они внимательно ее читают и осмысливают лексическое содержание, затем дается установка на запоминание схемы-образца. Чтобы научить правильно пользоваться схемой-образцом, проводится пробная игра, оказывается помощь в правильном пользовании образцом.

В схеме предусматривается вариативность диалогических единств, что способствует разнообразию игры. При составлении схемы учитывается, что каждая предыдущая реплика располагается выше последующей. Это обеспечивает более свободную ориентировку обучающихся в схеме. Каждая реплика, являющаяся частью диалогического единства, помещается в отдельной графе, что способствует более правильному и быстрому запоминанию диалогических единств как составной части диалога

Следующим этапом игра проводится без схемы, но с установкой использования схемы, изученной ранее. На разных годах обучения опорная схема диалога усложняется, изменяются игровые ситуации.

В работе над диалогом используются картинки с условным обозначением, количеством участников устной речи (один, два, три человека). Показывая картинку, можно спросить: «Сколько человек разговаривают?» Обучающийся показывает на условный знак и отвечает на вопрос. Таким образом, видно, понял ли он форму построения текста. Применяются так же сигнальные карточки, которые условно обозначают участников диалога. Например, красные квадраты - обозначают реплики девочки, синие квадраты - реплики мальчика, а зеленые - речь взрослого человека. После объяснения условного обозначения речи дается задание: «Угадайте, чьи слова». Обучающийся показывает на ту или иную карточку после прослушивания фразы. Этот прием привлекает внимание при работе над восприятием текста.

Обучая составлению диалога по ситуации, постепенно деятельность переходит от наглядных речевых ситуаций к естественным и воображаемым. Наиболее сложны для неслышащих обучающихся воображаемые речевые ситуации, так как с помощью воссоздающего воображения они должны представить ситуацию, которая была в их предшествующем опыте (получение письма, день рождения и т.д.).

Диалог на дифференциацию звуков с - ш в 7 классе:

- Саша, где твой карандаш?

- В сумке.

- А где твоя сумка?

- В шкафу.

- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.

- Спасибо, я взял карандаш.

Здесь перед обучающимся стоит задача самостоятельно поупражняться в умении дифференцировать в речи звуки с - ш.

Обучающимся предлагается самим составить диалог, на основе которого у них вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Например, в 7 классе, при изучении темы «Окончание -тся, -ться- в словах» дается задание составить диалог, используя слова на карточке с этими окончаниями. Составляя диалог, неслышащий обучающийся должен самостоятельно поупражняться в правильном произношении звука ц. Предлагая такое задание, учитывается уровень развития речи ребенка.

Диалог на тему «Спорт».

- Ты любишь заниматься спортом?

- Да, я люблю заниматься спортом!

- Какой вид спорта тебе нравится?

- Мне нравится теннис.

- Почему тебе нравится теннис?

- У меня хорошо получаются броски и подачи.

Проверка и уточнение знаний обучающихся тех или иных звуков проходит так же в форме диалога. Например:

- Чем похожи звуки т и д?

- При звуке т и д кончик языка вверху за зубами.

- Чем отличаются звуки т и д?

- Звук д - звонкий, при произнесении «д» есть голос. А звук т - глухой, при его произнесении голоса нет.                                  

Совершенствование обучения диалогической речи неслышащих обучающихся способствует развитию их речевого общения и речевого слуха. Оно осуществляется за счет частоты применяемых обучающимися с нарушением слуха речевых средств, вариативности высказываний, проведенных аналогий, предугадывания ответов собеседника.

За последние годы работы увеличились показатели внятности речи, речь детей с нарушением слуха стала более развернутой, насыщенной, разнообразной словарным материалом. Обучающиеся научились более широко пользоваться различными диалогическими конструкциями. Они стали свободнее чувствовать себя в общественных местах, проводимых совместно со слышащими детьми мероприятиях, в семье.

Развитие диалогической речи у неслышащих обучающихся - очень важная часть всего учебно-воспитательного процесса, способствующая наиболее успешной адаптации детей с нарушением слуха в среде слышащих.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства