kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование методов и приемов структурированного обучения детей с РАС в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещается опыт по использованию методов и приемов структурированного обучения детей с РАС в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов и приемов структурированного обучения детей с РАС в коррекционной школе»

Использование методов и приемов структурированного обучения детей с РАС в коррекционной школе


Плеханова Надежда Николаевна, г.о.г Кулебаки, МКСКОУ, тьютор, [email protected]


«Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются внешним влияниям. Они обречены на изоляцию и, следовательно, на оригинальность. Их способ видения мира, если удается его разглядеть, обычно оказывается врожденным и идет изнутри. Общаясь с ними, я неизменно прихожу к мысли, что они представляют собой некую отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на себя».(Оливер Сакс)

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. Это подтверждает и опыт педагогов нашего учреждения, в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С каждым годом обучающихся с расстройствами аутистического спектра становится все больше.

Аутизм (от греч. autos - сам) – психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, вырабатывающиеся по особым законам, и отсутствуют умения связываться с внешними событиями. Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке. Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем или пронзительным криком. Иногда это не прекращается до тех пор, пока не будет восстановлен прежний порядок или не будет убрана незнакомая ребёнку вещь. Аутизм относится к психическим заболеваниям. Термин «психическое заболевание» подразумевает, что для лечения в первую очередь следует обратиться к психиатру; и только когда психиатрическая помощь окажется в достаточной степени успешной, начинают уделять внимание (специальным видам) воспитания и образования.

Я работаю с ребенком с расстройствами аутистического спектра. Прежде чем приступить к работе, мною было изучено много литературы на эту тему. Но никакая литература не поможет, пока ты сам не соприкоснешься с таким ребенком. Внимательное наблюдение за поведением ребенка, имеющим определенные особенности развития подскажет, какие приемы и методы лучше использовать в каждом конкретном случае. Эффективность приемов можно проверить только на практике: что - то сработает – что-то нет. В любом случае, вероятность успеха будет выше, если подойти к решению проблем творчески. В моей практике процесс обучения и развития осложняется тем, что ребенок совсем не разговаривает, свои мысли и чувства выражает нечленораздельными громкими криками. Определенные навыки самообслуживания присутствовали изначально: частичное умение одеваться, пользоваться ложкой в процессе приема пищи, умение пользоваться туалетом, умение мыть руки, держать ручку, умение повторять определенные движения по показу.

С учетом этих умений была составлена специальная индивидуальная программа развития. В своей работе я использую структурированное обучение.

Структурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children - терапия и обучение артистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) Университета Северной Каролины. Структурированное обучение — это подход к обучению детей с аутизмом. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам (визуальная поддержка, РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные/ритмические стратегии, метод игровой терапии Гринспэна).

Эрик Чоплер, основатель Отделения ТЕАССН в начале 1970-х годов, дал обоснование структурированного обучения в своей докторской диссертации. Оно заключающееся в том, что аутичным людям обработка зрительной информации дается легче, чем обработка вербальной информации на слух.

Структурированное обучение — это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:

— трудности с пониманием языка;
— трудности с употреблением языка;
— трудности с построением социального контакта;
— трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;
— отказ от перемен;
— предпочтение привычных схем действий и распорядка;
— трудности в организации деятельности;
— трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;
— отвлекаемость.

Основные компоненты структурированного обучения

  • Структурированное пространство

  • Визуальное расписание

  • Компоненты процесса обучения.

Структурированное пространство

Это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения. В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения в различных зонах, как-то: в классах, на игровой комнате, в коридорах, раздевалках/комнатах хранения и т.д.

Внимание к материальным структурам важно по ряду причин:

— они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
— четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
— такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.

Визуальное расписание занятий

Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.

Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам:

— Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.

— Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя.

— Снижают уровень тревожности у аутичных детей и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для учащихся.

— Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, перемена после урока), а также готовит учащихся к возможным изменениям.

— Помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы. Визуализированное расписание может использоваться во всех зонах (класс, игровая комната, логопедических занятий, дома, и т.д.)

— Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», т.е. «сначала ты делаешь ¬¬___, затем ты делаешь ¬¬___» (но не «если-тогда»). Такая стратегия позволяет модифицировать при необходимости изменить то, что ожидается от учащегося «сначала» (упражнение, вид деятельности, задание). Модификации могут понадобиться в части завершения задания, большей или меньшей помощи учителя, в зависимости от перемен в состоянии учащегося и его способности воспринимать информацию. Затем ученик может перейти к следующему виду деятельности, который тоже визуализирован в расписании.

Индивидуальное расписание.

Для аутичного ребенка необходимо индивидуальное расписание в дополнение к общему классному расписанию.

— Индивидуальное расписание даст ученику важную информацию в визуальной форме, к пониманию которой он подготовлен.

— При составлении визуализированного расписания для аутичного ребенка необходимо внимательно отнестись к длине расписания (количество включенных видов деятельности). Количество пунктов в расписании может быть изменено в случае, если какой-то из предстоящих видов деятельности вызывает у ученика тревогу, если происходит перегрузка информацией в конкретный момент времени.

Компоненты процесса обучения

Компоненты процесса обучения включают в себя Систему презентации задания и Визуальную структуру.

Системой презентации задания называется системная и организованная подача заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что системы презентации могут использоваться для заданий любого типа и любых видов деятельности (работе над академическими навыками, повседневными практическими навыками, досуговых занятиях и развлечениях). Каждая система, независимо от вида деятельности, должна включать ответы на следующие вопросы:

— Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание? (например, рассортировать предметы по цвету, выполнить примеры на сложение и вычитание чисел, и т.д.)

— Каков объем работы? Нужно визуально представить ребенку в точности, какой объем работы он должен выпонить.

— Когда я закончу выполнять данный вид работы? Ребенок должен сам понять, когда задание выполнено.

— Что последует за этим? Ученик мотивирован на успешное завершение предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление: непосредственное материальное подкрепление.

Использование метода визуального структурирования позволяет обучить ребенка с аутизмом выполнять задания самостоятельно без подсказок и направляющей роли взрослого. Ученики смогут работать самостоятельно в течение различных отрезков времени в любой среде (дома, в школе, в мастерской) над освоением любого навыка, академического, практического и т.д.

Стратегия структурированного обучения позволит учащемуся с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Важно отметить, что различные системы обучения и терапии: сенсорная интеграция, система коммуникации с помощью обмена картинками, игровая терапия Гринспэна, АВА, — успешно совмещаются со стратегией структурированного обучения.

Заключение

Путь к самостоятельности, неизбежно связан с длительным периодом совместной деятельности, в которой формируются интересы ребенка и способность контролировать себя и преодолевать препятствия. При этом возможность действовать вместе с другим человеком развивается именно на основе доверительного отношения и тесного эмоционального контакта.

Таким образом, за время обучения ребенок научился:

- Обращаться за помощью к взрослым.

- Понимание инструкции учителя, реагирует на обращённую речь к себе.

- Может копировать действия сверстников, появилась возможность сосредоточенно работать на уроке, не выбегают из-за стола, научилась работать у доски и т.д.).

Опираясь на свой опыт работы и достигнутых результатов, могу по рекомендовать использование методов и приемов структурированного обучения при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В ходе разработки методической темы была изучена литература по особенностям расстройства аутистического спектра (РАС) и методам формирования социально-бытовой адаптации.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Фрост Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. –М.: Теревинф,2011. -416 с.

  2. Шрамм Роберт. Детский аутизм и АВА:АВА:терапия ,основанная на методах прикладного анализа поведения//Рама Паблишинг.2014

  3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004.

  4. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. Пособие для студентов высших пед.учеб.заведений.М.:Академия

  5. Подразделение TEACCH. Подразделение Обучение TEACCH Ручной, пересмотренный январь 1998. Чапел-Хилл, Северная Каролина.

  6. 2. Подразделение TEACCH. Визуально структурированные задачи: независимые действия для студентов с аутизмом и других визуальных учеников, март 1996. Чапел-Хилл, Северная Каролина.

  7. 3. Харрис, Сандра Л. и Яны С. Хэндлмен. Дошкольные программы для детей с аутизмом. Остин, Про-Эд, 1994.

  8. 4. Джонсон, Кэтлин. “Аутизм 101” обучение. CESA 6, Ошкош, Висконсин. 16-17 марта 2000.

  9. 5. “Структурированное Обучение”, 15 августа 1998. Подразделение TEACHH, Чапел-Хилл, Северная Каролина http://www.unc.edu/depts/teacch/

  10. 6. Trehin, Пол. “Некоторая Основная информация о TEACCH”, Франция Autisme. 23 марта 2000. http://www.unc.edu/depts/teacch/
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плеханова Надежда Николаевна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства