kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Игровые упражнения на уроках адаптивной физкультуры при коррекции расстройства аутического спектра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о роли игровых упражнений для детей с РАС на уроках адаптивной физкльтуры. Подборка игр и упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые упражнения на уроках адаптивной физкультуры при коррекции расстройства аутического спектра"»

Игровые упражнения на уроках адаптивной физкультуры при коррекции расстройств аутистического спектра


Адаптивная физическая культура как вид общей физической культуры, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, является одним из приоритетных направлений коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра (РАС). Актуальность этого направления обуславливается многообразием особенностей моторной сферы, отмечающейся при данном расстройстве:

• нарушения мышечного тонуса, силы, точности, координации, плавности, переключаемости, ритмичности движений;

• наличие двигательных стереотипий, навязчивых движений;

• недостаточное развитие мелкой моторики;

• недостаточная ловкость произвольных движений и необычайная – непроизвольных;

• нарушение социальных установок в совместной работе.

Исследования последних лет показали эффективность коррекционно-развивающего воздействия на физическое и психическое развитие ребёнка с РАС средствами адаптивной физкультуры.

Проведение занятий по адаптивной физкультуре организовывается в специально созданных условиях. Такая материально-техническая база должна включать спортивный зал со специальным оборудованием, комнаты сенсорной интеграции, центры двигательной активности, а также спортивные площадки на свежем воздухе.

Технологии адаптивной физической культуры применительно к детям с расстройствами аутистического спектра приобретают ряд особенностей: индивидуальный подход, структура занятий, приёмы и правила. При их учёте адаптивная физкультура эффективно нормализует физический тонус и психофизическое состояние, развивает движения в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве, улучшает контроль над собственной двигательной деятельностью, стимулирует предпосылки к произвольной организации движений, развивает координацию движений и целенаправленность деятельности. Всё это способствует положительной динамике психического развития детей с РАС, развитию у них коммуникативных навыков и облегчению социальной адаптации.

Для эффективной работы на уроках адаптивной физкультуры можно использовать следующий комплекс упражнений.

Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства

• Детям предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме.

• Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу.

• По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам.

Упражнения на координацию

Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений.

Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию

Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение.

Упражнения на формирование стопы и осанки

Ребенок выполняет:

• повороты с палкой, стоит у стены, сохраняя правильное положение тела;

• балансирует с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.

Упражнения для мышечной релаксации

Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения.


Игровые упражнения

Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки.

Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей.

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

Прыжки на батуте. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

Игры с мячом. Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч.

Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча.

Другие виды деятельности включают в себя:

• удары ногой по мячу;

• ведение мяча;

• отбивание мяча от пола;

• отбивание мяча руками и ловлю мяча.

Равновесие . Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

Двухколесные и трехколесные велосипеды. Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка.

Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

Танцы. Важна занимательная и веселая моторная активность для развития ребенка. Родители и преподаватели могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков.

Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность.

Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»

• «Одеваемся»

Шаги в коробку. Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

Туннель. Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, специалисты и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

• «Крабовую» походку;

• Прыжки лягушкой;

• Перекатывания;

• Прыжки на скакалке;

• Ходьбу по линии;

• Лазание по предметам и т.п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Муратова Лилия Ильясовна

Дата: 18.09.2020

Номер свидетельства: 557763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства