Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Миниахметова Д.В.
Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ в условиях школы – интерната
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с ОВЗ – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
Этот процесс осуществляется в трех направлениях:
1) Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
2) Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
3) Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков, являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста; общая трудоспособность; двигательная активность; закаливание; соблюдение рационального режима труда и отдыха; осмысление требований личной гигиены; правильное питание.
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту; развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции; наличие адекватных положительных эмоций; отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности; трудолюбие; наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность; отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим; ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.
На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе и тревоге, происходит саморазрушение». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как « Вредным привычкам - нет», «Мы за ЗОЖ», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, занятия, беседы («Здоровому всё здорово», «Культура здорового образа жизни » и др.) учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширяют знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой. Разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают различные кружки по интересам. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания. Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех проводимых мероприятиях. Результатом являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.