Формирование культурно- гигиенических навыков на уроках социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания.
Формирование культурно- гигиенических навыков на уроках социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания.
Доклад по теме: "Формирование культурно-гигиенических навыков на уроках социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование культурно- гигиенических навыков на уроках социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания.»
Доклад на тему:
Формирование культурно-гигиенических навыков на уроках социально- бытовой ориентировки, хозяйственно- бытового труда и привития навыков самообслуживания .
Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют уроки по социально-бытовой ориентировке и хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания.
Уроки СБО и хояйственно-бытового труда направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировке в окружающей их жизни.
Поэтому на уроках социально-бытовой ориентировки и хозяйственно- бытового труда ставлю задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержание в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.
У наших детей обучение навыкам самообслуживания не происходит самопроизвольно, а составляет целое направление работы педагогов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.
Основные направления работы на уроках СБО по привитию навыков личной гигиены и самообслуживания по темам:
— « Жилые помещения » даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении на уроках проводится большая работа.
— «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
— «Питание» — умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу проводим
по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учим пользоваться ножом и вилкой.
— «Охрана здоровья» — привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.
Самое важное при подготовке к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребенку будет легко работать. Наблюдая за ребенком, определяем, что именно ему дается ему трудно. Обдумываем, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу.
Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для учащихся, которые учатся достаточно быстро,- это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро,- много маленьких. Между навыками самообслуживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содержать в порядке дом, пролегает граница. Навыки самообслуживания: умение правильно одеваться и обуваться, самостоятельно пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, навыки личной гигиены, умение правильно вести себя за столом, будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок должен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет продолжать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы.)
В этом направлении учителем ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
— как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
— как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
— как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
— как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно)
— уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
— качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Ценность этого метода в том, что в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт учеников.
Экскурсии проводятся таким образом, чтобы ученики не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
Например, ученики должны не только уметь ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение различных отделов, но и уметь выбрать и оплатить покупку, попросить необходимое у продавца получить сдачу, завернуть и положить покупку в сумку. С ребятами мы проводим общеознакомительные экскурсии (например, в магазины, на автостанции и т.д.)
На уроках СБО ученики приобщаются к творчеству, обучаются готовить и красиво оформлять блюда, учатся различным видам сервировки стола: чайного а) фито - чая, б) с бутербродами, в) праздничного. Общаясь с педагогами и друг с другом, ребята учатся жить рядом с другими, учитывая их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, воспитывают самостоятельность и уверенность в себе.
Навыки самообслуживания можно считать усвоенными только в том случае, если ребенок знает, к о г д а и к а к и м и н у ж н о в о с п о л ь з о в а т ь с я, и проверяет, х о р о ш о л и он и м и воспользовался.
Таким образом, в систему занятий СБО по привитию навыков личной гигиены и самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
Очень важно приспособить ребенка с ТМНР к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиеническихнавыковумственно отсталых всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме обучения и воспитания детейс интеллектуальными недостатками.
Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями в быту.
Формируяу ребенка разнообразные формы бытовогосамообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее).
При формировании разнообразных форм самообслуживающеготруда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.
К самым важным (для самообслуживания)навыкамобщей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам.
К основным навыкаммелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.
К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание,относятся: умение смотреть, когда зовут- приходить, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.
С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и.)
Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.
Основная цель работы, максимально адаптировать детей в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников.
Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определённым целям воспитания: сенсорное развитие, социальная тренировка самообслуживание и т. д. Применительно к каждому разделу программа, какие знания и практические умения должны быть усвоены.
Так, типовой «Программой обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН» выделены значимые и важные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
1) Навык приема пищи.
Задачи: Учить различать и называть предметы, необходимые для приёма пищи (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, блюдце, солонка, салфетка и т. д.).
Закрепить навыки.
Мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи сформулировать навык пользоваться ложкой вилкой, учить есть аккуратно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережёвывать пищу, есть последовательно.
2) Гигиенические навыки.
Задачи: Учить называть и различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, плечи и т. д.).Сформулировать у детей представления о том, что быть чистыми -красиво и полезно для здоровья.
3) Навыкодевания и раздевания.
Задачи: Сформулировать умение различать и называть предметы одежды и обуви. Закрепить навык обувания и одевания при участии педагога, научить складывать смятую одежду и обувь, научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застёгивать крупные и мелкие пуговицы, научить правильно и последовательно одеваться.
4) Навык опрятности.
Задачи: Учить во время еды аккуратно есть, пользоваться салфеткой и полоскать полость рта, убирать и мыть посуду после еды, уметь заправлять постель, расстелить одеяло, поправить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки после туалета с мылом, вытирать руки насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчёсываться. После занятия убирать с парты школьные принадлежности.
5) Навыкадекватного поведения.
Задачи: Учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научитьдетей взаимопомощи и выручки друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок с тяжелым нарушением интеллекта осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. У ребенка с тяжелым нарушением интеллекта освоение данных процессов растянуто во времени. Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения в формировании навыков самообслуживания.
Литература:
1. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992
2. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложнымсенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С. 78-101.
4. Гилберг К., Питерс Т.Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.