kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Диагностика профессионально-трудовых умений и навыков у учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит материал по оцениванию учащихся в рамках профессионально-трудовых навыков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Диагностика профессионально-трудовых умений и навыков у учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР»

Доклад «Диагностика профессионально-трудовых умений и навыков у учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР»

(Слайд 1- Название)

Добрый день, я хочу в своем выступлении остановиться и рассмотреть критерии, формы оценивания формирования профессионально-трудовых умений и навыков у учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.

В нашей школе – интернате для учащихся созданы специализированые условия получения образования, включая трудовую подготовку, соответствующую их возможностям и потребностям, направленную на успешную социально – трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию выпускников школы – интерната в современном обществе.

(Слайд 2- Проблемы) В своей практике мы сталкиваемся с проблемами, которые затрудняют достижение данного результата, а именно:

  1. Для учащихся характерны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, привычкой жить по указке других, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями нарушения дисциплины (брожением, не усидчивостью, различными формами делинквентного поведения).

  2. У учащихся слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность поведения.

  3. Сниженная активность умственно отсталого ребенка, более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

(Слайд 3- Таблица) Практика показывает, что трудовая подготовка для умственных детей очень значима. В процессе трудового обучения и воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

(Слайд 4- Возрастные этапы) Этапы и содержание подготовки к труду и основные структурные элементы процесса подготовки учащихся наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у него нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. В учебном плане предметная область «Технология» для учащихся классов со сложной структурой дефекта осуществляется с 1 по 6 классы в рамках предмета «Ручной труд», (Слайд 5- Возрастные этапы) с 7 по 12 классы обучение по предмету «Профильный труд». Наше образовательное учреждение рассматривает содержание подготовки к труду учащихся по возрастным этапам: подготовительный (1-4 классы), ориентировочный (5-7 классы), формирующий (8-9 класс), заключительный (10-12).

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, учитель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и класса в целом. Мы используем диагностику трудовых умений и навыков учащихся. Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы обучения в школе-интернате и содержит критерии оценки трудовых навыков у учащихся по следующим видам трудовой деятельности (Слайд 6 – ДИАГНОСТИКА 1 по классам): труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание и практической деятельности, по уровням отсутствует, низкий, средний, высокий.

Диагностическая карта внедрена первый год, и сейчас в процессе апробации, в конце этого учебного года будет проведен мониторинг по выявлению плюсов и минусов использования данной диагностики. Карта заполняется два раза в год, в 1 полугодии- сентябрь- начало октября, и во втором- май. Критерии оценивания зафиксированы в конце диагностики. На основе приведенных характеристик выделяют уровни достижений, которые учитывают не только знания, но и умения выполнения, ответов.

(Слайд 7– ДИАГНОСТИКА 2 «Профильный труд»)

Начиная с 7 класса происходит выбор моделей предпрофильной подготовки. Выбор модулей по предпрофессиональной подготовке осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей и в соответствии с имеющимся учебными помещениями: обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, картонажное дело, работа с текстильными материалами, также Профильный труд может быть представлен учебным профилями трудового обучения: слесарное дело; столярное дело; швейное дело, цветоводство декоративное, «Батик», «Керамика» и др.. Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, самое важное от возможностей учащихся, как отмечено было ранее, и с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации. Педагог по завершении вводного курса делает вывод о возможности профессиональной подготовки по определенной специальности для каждого ученика.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ профильного труда представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя оценивание результатов по учебным четвертям. Все обучение детей, с умеренной степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт самостоятельной деятельности. (Слайд 8– УРОВНИ)

В результате освоения определенного курса, обучающиеся должны иметь общее представление о специальности, уметь выполнять основные операции на низшем уровне (с подсказкой и при контроле педагога). При освоении и отработке общих умений и навыков осуществляется профессиональная проба, которая сводится к тому, что педагог выявляет уровень готовности каждого из учеников к освоению специальности: определяется состояние крупной и мелкой моторики, способность выполнять заданную последовательность работ с необходимым качеством, составлять план деятельности, контролировать себя в процессе работы и выполнять основные операции.

Промежуточный результат формирования трудовых компетенций находит свое отражение в СИПР, что в свою очередь дает возможность составить индивидуальный профориентационный паспорт (портфолио), состоящий из следующих разделов: (ПОРТФОЛИО-ПОКАЗ)

-личностные данные;

-медицинские данные;

-психолого-педагогическая информация, включающий страничку отчета «Мои достижения в учебе»;

--социально-трудовой раздел, содержащий страничку «Мои лучшие работы»;

-заключительный раздел «Что я знаю, могу и умею».

В каждом разделе соответствующие специалисты заполняют свои данные, диагностики на ученика, составляют свои рекомендации, рассматривая профильную ориентацию в виде отдельного компонента, результатом которого является готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью к продолжению профессиональной подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в период их обучения с 1 по 12 классы. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего роста.

Для итоговой оценки качества освоения учащимися учебного предмета «Профильный труд» учитель обращает на все разделы, а в частности на 4 раздел «Социально- трудовой». В данном разделе сохраняются продукты деятельности учащегося по темам предмета, а также карты диагностик, дальнейшие рекомендации по работе в данном направлении.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь учителем. (разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.) При оценке результативности достижений важно учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися программы курса осуществляется образовательной организацией в виде итоговой аттестации в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий по тем направлениям профильного труда, которые были определены для данной категории детей, например, швейному делу, хозяйственно-бытовому труду и др. видам труда, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

(СЛАЙД 9- ВЫВОД) Какие бы критерии и формы оценивания не выбрало бы учебное заведение, самое главное для наших учеников: воспитать у них трудолюбие, сформировать потребность в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности учащихся, развивать интерес к разным формам труда, стремление помогать старшим и сверстникам, умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычку к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, и найти свое применение в жизни.

(СЛАЙД 10) спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шмидт Татьяна Иосифовна

Дата: 19.05.2019

Номер свидетельства: 511269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства