Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Адаптация детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы - интерната»»
Доклад: «Адаптация детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы - интерната»
Создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно адаптироваться к жизни.
Цели школы в адаптации учащихся с ОВЗ состоят:
- способствовать снижению тревожности детей в период адаптации;
- коррекция эмоционального состояния ребенка;
- обеспечить усвоение правил школы – интерната;
- развивать социально-приемлемые и полезные способности;
- развивать коммуникативные умения;
- формировать навыки самообслуживания и личной гигиены.
В школу приходят дети с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии. Им свойственные недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере и общее личностное недоразвитие. Они испытывают трудности в общении.
Школа становится новым периодом в жизни ребенка. А школа интернат – это еще и четкий режим, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками: все это становится источником стрессовых ситуаций. Резкие изменения: новые помещения, новые люди, новые правила жизни , новые игрушки и основное изменение – отрыв от дома и близких – все это становится серьезной психологической травмой для ребенка.
Все дети проходят адаптационный период при поступлении в новое образовательное учреждение. Процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям называем адаптацией.
Важно, чтобы этот период для детей был мягким, плавным, максимально бестравматичным, поэтому от всех педагогов требуется повышенное внимание. В школе создаются комфортные условия для адаптации детей с ОВЗ.
Вся работа по обеспечению адаптационного периода мы условно разделили на этапы:
- психологическая (положительные эмоции, тихая и спокойная речь);
- материально-техническая подготовка педагогического процесса (создание комфорта и уюта, игры);
- профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей с ОВЗ к условиям школы – интерната;
- подведение итогов адаптационного периода.
На первом этапе работаем с личным делами, знакомим детей с режимом школы – интерната, планируем совместную работу психолога с воспитателями и педагогами. Чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, как можно больше узнать о его привычках, навыках самообслуживания, личной гигиены используем различные анкеты или личные беседы с родителями и ребенком.
На втором этапе ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода. Для этого были определены направления коррекционной работы:
- индивидуальный подход, создание ситуации успеха;
- сохранение и укрепление здоровья;
- создание – предметно-развивающей среды;
- организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».
Самая главная цель в работе с детьми с ОВЗ – это конечно социально-бытовая адаптация. Это, то к чему стремятся педагоги школы, мы должны выпустить воспитанников в самостоятельную жизнь. Основной задачей педагогов является целостный процесс становления личности ребенка с ОВЗ, подготовка к жизни и труду в современном мире.
Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она обеспечивается педагогами школы – интерната. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и педагогов.
Советы по развитию интереса и желания к учению:
- вера в успех ребенка
- положительные установки
- любовь и доброжелательность
- приучение к режиму дня
- выполнение установленных правил и норм поведения.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы – интерната, уделяем особое внимание формированию жизненных навыков (личной гигиены и самообслуживания).
Воспитание жизненных навыков у детей с ОВЗ играет важную роль в охране здоровья и способствует правильному поведению в быту и в общественных местах.
В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение элементарных правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались с годами. Дети приучаются к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после использования туалетом, одеваться по погоде и т.д. Использовать индивидуальные средства гигиены: полотенце, расческу, зубную щетку. Вся эта работа формирует навыки личной гигиены и предполагает, что дети всегда должны быть опрятными и учатся замечать неполадки в своем внешнем виде и самостоятельно или при помощи взрослых устранять их.
Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения: приучаем правильно сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами. Привлекаем к дежурству по столовой, классу, спальне, таким образом, дети четко усваивают обязанности дежурных. Поддержание порядка воспитывает у детей с ОВЗ аккуратность, дети могут самостоятельно замечать беспорядок и по возможности устранять его.
Все необходимые навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха в условиях школы – интерната.
Для закрепления знаний и навыков детям даются разовые поручения. Дети должны видеть результаты своих действий, а педагоги обязательно должны оценить работу детей.
Воспитание жизненных навыков – это элементы самообслуживания и основа приобщения детей с ОВЗ к труду.
Использование различных методов и приемов приводят к адекватному и безболезненному приспособлению детей к условиям школы – интерната. Дети быстро входят в жизнь класса и школы, проявляют самостоятельность в общении с детьми и взрослыми. Со временем наблюдается положительная динамика всех видов деятельности.
Ведь от того как начнется школьная биография ребенка, зависит адаптация и на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности ребенка.