Подготовила : Громова Е.А
учитель-дефектолог ГБНОУ
«Школа здоровья и
Индивидуального развития»
Особенности учебной деятельности у младших школьников с трудностями в обучении дифференцированный подход как метод коррекционной работы
Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Отечественные ученые различают четыре варианта ЗПР
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
систематическая лечебно-педагогическая помощь
Специфические особенности детей с трудностями в обучении:
Среди разнообразных направлений и теорий возможных путей преодоления школьной неуспеваемости таких детей ,можно выделить
Дифференцированный подход (на основании исследований Марковой Н. Г.)
Осуществление дифференцированного подхода – одна из наиболее продуктивных форм педагогической деятельности. Это даёт возможность повысить эффективность педагогического воздействия на детей.
Основные принципы дифференцированного подхода:
1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности; 2. Сотрудничество учителя и ученика; 3. Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности; 4. Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика; 5. Тематический учет знаний; 6. Использование метода малых групп; 7. Гарантирование ученику права на повышение оценки; 8. Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля; 9. Поощрение ученика; 10.Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Работа учителя состоит из двух этапов. Первый этап –изучение индивидуально-типологических особенностей детей
(используются методы наблюдения (в различных видах детской деятельности), анкетирование (по общим вопросам), беседы с родителями об особенностях характера и развития детей. Результаты этой работы размещаются в психолого-педагогической карте )
На основании полученных данных учитель делит класс на три условные группы по характеру мыслительной деятельности:
Второй этап- применение дифференцированного подхода на различных этапах усвоения знаний и умений.
Кроме того, в ходе работы с учащимися с трудностями в обучении важно постоянно уделять внимание развитию таких психических функций как память, внимание, мышление, восприятие, речь.
Упражнения для развития восприятия.
«Сосчитай буквы и цифры»
Цель: Улучшить скорость и точность восприятия.
Варианты заданий к таблице:
• Сколько раз встречается буква А?
• Сколько раз встречается буква Б?
• Сколько раз встречается буква О? и т.д.
Упражнения для развития внимания
Методика «Исправь ошибки»
Можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие ещё неисправленные ошибки. Можно предложить и специально подготовленные тексты, содержащие определённое количество ошибок.
Инструкция. За 5 минут найди все ошибки и исправь их.
Текст задания:
• Старые лебеди склонили горые шеи.
• Зимой в саду расцвели яблони.
• В ответ я киваю ему рукой.
• Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
• Сорняки шипучи и плодовиты.
• Настоле лежала карта нашего города.
Упражнения для развития памяти
Методика «10 слов» для диагностики слуховой памяти.
Слова зачитываются учителем громко, чётко и выразительно.
Инструкция. После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.
Слова: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.
Оценка результатов. После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.
Диагностика зрительной памяти.
На листе ватмана написаны 12 двузначных чисел.
Инструкция. В течение 30 секунд внимательно посмотри на написанные числа, затем постарайся их воспроизвести.
Оценка результатов. Если ребёнок воспроизводит 8 чисел, то это свидетельствует о хорошей памяти.
16 78 53
23 36 14
47 32 89
92 59 64
Список рекомендованной литературы:
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений / Т. 3 : Проблемы развития психики.
2.Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.
3.Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003.
4.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.
5.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
6.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.