«Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».
«Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».
Профессиональная ориентация является основой обучения в течении всего обучения в школе с целью подготовки к профессии, наиболее соответствующей умственным физическим возможностям детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».»
Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ОВЗ
Подготовила Минейчева М. А.
В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
При выборе профессии подростки с ОВЗ испытывают следующие трудности:
из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Дети с нарушенным слухом
Особенности профессионального самоопределения :
воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;
недостаточное развитие словесной речи у детей с нарушением слуха затрудняет получение информации о профессиях;
нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.)
Примерные профессии подходящие для людей с нарушенным слухом:
практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
Seo-оптимизатор;
Веб-дизайнер;
Редактор текстов и т.д.
практически все виды профессий работы руками:
массажист;
упаковщик;
сборщик ПК;
швея;
зубной техник;
закройщик;
кладовщик и т.д.
инженер-проектировщик;
делопроизводитель;
сурдопереводчик и т.д.
Дети с нарушением зрения
Особенности профессионального самоопределения :
на уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов, что затрудняет получение зрительной информации о профессиях;.
поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления и у детей с нарушением зрения ограничены и искажены, процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена.
психическое развитие слабовидящего ребенка имеет свои особенности, нарушение зрения затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (различная наглядность, документальные фильмы и т.д.).
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением зрения:
практически все виды профессий связанные со связью
оператор Call-центра;
диспетчер транспортный;
телемаркетолог и т.д.
практически все виды профессий работы руками:
массажист;
упаковщик;
радиотехник и т.д.
практически все виды профессий связанные с искусством
композитор;
музыкант;
музыкальный руководитель и т.д.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата :
практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
администратор баз данных;
специалист по рекламе в социальных сетях;
редактор текстов и т.д.
инженер-радиотехник;
социолог;
методист;
новостной менеджер;
финансовый аналитик;
программист и т.д.
Дети с ЗПР
Особенности профессионального самоопределения детей с ЗПР:
низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
имеются легкие нарушения речевых функций;
незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.
Профессии, подходящие для людей с ЗПР:
Задержка психического развития у детей носит временный характер, поэтому мир профессий для них открыт полностью и особых ограничений нет, все зависит от профессиональных наклонностей самого ребенка.
Дети с нарушением интеллектуального развития:
При организации профориентационной работы необходимо учитывать:
состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
поддержка со стороны педагогов;
знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением интеллектуального развития:
столяр
штукатур
маляр
слесарь сантехнических работ
швея
плотник
портной
мастер по ремонту обуви
переплетчик
цветовод
кухонный работник
слесарь механосборочных работ
автослесарь
Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:
целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;
методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната.