kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация является основой обучения в течении всего обучения в школе с целью подготовки к профессии, наиболее соответствующей умственным физическим возможностям детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».»

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ОВЗ Подготовила Минейчева М. А.

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ОВЗ

Подготовила Минейчева М. А.

В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

  • анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
  • психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
  • социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
При выборе профессии подростки с ОВЗ испытывают следующие трудности:

При выборе профессии подростки с ОВЗ испытывают следующие трудности:

  • из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
  • ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
  • составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Дети с нарушенным слухом    Особенности профессионального самоопределения :

Дети с нарушенным слухом

Особенности профессионального самоопределения :

  • воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;
  • недостаточное развитие словесной речи у детей с нарушением слуха затрудняет получение информации о профессиях;
  • нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.)
Примерные профессии подходящие для людей с нарушенным слухом:

Примерные профессии подходящие для людей с нарушенным слухом:

  • практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
  • Seo-оптимизатор;
  • Веб-дизайнер;
  • Редактор текстов и т.д.
  • практически все виды профессий работы руками:
  • массажист;
  • упаковщик;
  • сборщик ПК;
  • швея;
  • зубной техник;
  • закройщик;
  • кладовщик и т.д.
  • инженер-проектировщик;
  • делопроизводитель;
  • сурдопереводчик и т.д.
Дети с нарушением зрения     Особенности профессионального самоопределения :

Дети с нарушением зрения

Особенности профессионального самоопределения :

  • на уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов, что затрудняет получение зрительной информации о профессиях;.
  • поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления и у детей с нарушением зрения ограничены и искажены, процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена.
  • психическое развитие слабовидящего ребенка имеет свои особенности, нарушение зрения затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (различная наглядность, документальные фильмы и т.д.).
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением зрения:

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением зрения:

  • практически все виды профессий связанные со связью
  • оператор Call-центра;
  • диспетчер транспортный;
  • телемаркетолог и т.д.
  • практически все виды профессий работы руками:
  • массажист;
  • упаковщик;
  • радиотехник и т.д.
  • практически все виды профессий связанные с искусством
  • композитор;
  • музыкант;
  • музыкальный руководитель и т.д.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)     Примерные профессии, подходящие для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата :

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата :

  • практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
  • администратор баз данных;
  • специалист по рекламе в социальных сетях;
  • редактор текстов и т.д.
  • инженер-радиотехник;
  • социолог;
  • методист;
  • новостной менеджер;
  • финансовый аналитик;
  • программист и т.д.
Дети с ЗПР    Особенности профессионального самоопределения детей с ЗПР:

Дети с ЗПР

Особенности профессионального самоопределения детей с ЗПР:

  • низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
  • неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
  • память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
  • наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
  • имеются легкие нарушения речевых функций;
  • незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
  • несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.
Профессии, подходящие для людей с ЗПР:  Задержка психического развития у детей носит временный характер, поэтому мир профессий для них открыт полностью и особых ограничений нет, все зависит от профессиональных наклонностей самого ребенка.

Профессии, подходящие для людей с ЗПР:

Задержка психического развития у детей носит временный характер, поэтому мир профессий для них открыт полностью и особых ограничений нет, все зависит от профессиональных наклонностей самого ребенка.

   Дети с нарушением интеллектуального развития :    При организации профориентационной работы необходимо учитывать:

  Дети с нарушением интеллектуального развития :

При организации профориентационной работы необходимо учитывать:

  • состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
  • информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением интеллектуального развития:

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением интеллектуального развития:

  • столяр
  • штукатур
  • маляр
  • слесарь сантехнических работ
  • швея
  • плотник
  • портной
  • мастер по ремонту обуви
  • переплетчик
  • цветовод
  • кухонный работник
  • слесарь механосборочных работ
  • автослесарь
Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:   целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх; профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей; методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ; важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.  

Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:

  • целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
  • профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;
  • методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
  • важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
  • на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

 

Работа по профессиональной ориентации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната .

Работа по профессиональной ориентации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».

Автор: Минейчева Мария Алексеевна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства