kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование положительной самооценки у воспитанников с ОВЗ,как важная составляющая личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на совещании при директоре. доклад по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной самооценки у воспитанников с ОВЗ,как важная составляющая личности»

Самооценка является одной из основных составляющих самосознания, ведь в самом начале своего жизненного пути человек сталкивается с проблемой сознание самого себя в отличие от других людей и мира вообще и в процессе осознания начинает формироваться самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам .

Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивость.  Умение видеть причину своих поступков в самом себе, как одно из условий формирования самооценки, вырабатывается лишь в подростковом возрасте, т.к. сами моральные качества приобретают более отчётливый вид. Подросток обращает внимание на них и пытается понять их. Вот почему лишь с этого возраста возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе. Специальной педагогической и методической задачей педагога должно стать формирование у учащихся адекватной самооценки в учебной деятельности, способствующей развитию правильного отношения к собственным успехам и неудачам. Большое значение в этом плане имеет формирование правильного отношения учащихся к своим ошибкам. Следует изменить существующее отношение к ошибке как к чему-то недопустимому, наказуемому.

Современному педагогу важно не только передать информацию воспитанникам, но и подготовить их к самообразованию, самосовершенствованию. А для этого необходимо формировать в ребёнке активную позицию, чтобы он мог всесторонне, а главное, объективно оценить особенности своей личности, свои возможности, т.е. иметь определённый уровень самооценки. При нормальном развитии личности самооценка должна быть адекватной, т.е. соответствующей действительности. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, настраивает на активные действия. При неправильном отражении действительности самооценка бывает неадекватной, т.е. заниженной или завышенной. Наиболее неблагоприятна заниженная самооценка, которая приводит к неприятию себя, может сформировать комплекс неполноценности, пассивность. Ребенок переоценивает свои недостатки, во всём склонен видеть печать собственной ограниченности и неспособности, пассивен. В этом случае благожелательное отношение педагога, поощрения могут послужить стимулом, поддерживающим деятельность таких воспитанников.

Ребенок же, переоценивающий себя, не склонен анализировать свои состояния, возможности и сопоставлять их с результатами деятельности и поведения в обществе, не требователен к себе, доволен собой. Сделанное вовремя педагогом тактичное замечание с указанием чрезмерно самоуверенному ребёнку поможет избежать ему острых аффективных переживаний в случае неуспеха в значимой деятельности.

В развитии ребёнка с ОВЗ эти проблемы ещё более значительны, так как в силу своего основного дефекта эти дети имеют своеобразия в развитии всех сторон личности: характера, интересов и склонностей. Замедленное освоение словесной речью, трудности  в общении с окружающими, в развитии мышления, в формировании познавательных интересов в свою очередь сказываются на адекватности самооценки. Мнение авторитетного педагога поможет подросткам с ОВЗ в правильной оценке своих нравственных качеств. Научить разбираться в себе, давать справедливую самооценку– важная задача педагога-дефектолога в практической работе с такими детьми. Завышенная самооценка ребят  свидетельствует о несформированности стойких нравственных убеждений, развитии у них таких качеств как индивидуализм и эгоцентризм.

 Заниженная самооценка – показатель неуверенности в собственных силах, боязни выделиться, зависимости от мнения окружающих. Причинами формирования неадекватной самооценки подростков являются:  

1. Некритичность , подражательность, желание быть похожим на других;

 2. особенности психического развития: наличие каких-либо отрицательных свойств, присущих определённому темпераменту, слабая волевая организация (несдержанность, пассивность, неумение управлять собой, упрямство);

 3. родители чрезмерно требовательны к успехам ребёнка или, наоборот, не проявляют должного внимания к его воспитанию, ограничиваются лишь словесными методами, не показывая собственного примера;

 4. отрицательное влияние окружающих: соседей, других ребят и т. д.;

5. внешние неблаговидные факторы:  смена уклада жизни, засилье низкопробной литературы, музыки, фильмов, нелюбовь к чтению, возвышение культа силы, денег, виртуальное, а не реальное общение.

 В силу определённых обстоятельств, большую часть времени ребёнок с ОВЗ находиться в стенах школы-интерната, поэтому немаловажная роль в практической подготовке к работе над собой принадлежит воспитателю.

Для правильного развития самооценки школьников необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки школьников было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил

Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Х.С. Замский считает, что воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности, учащихся в школе и вне ее.  Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления.  Поэтому обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер.



























Доклад





«Формирование положительной самооценки у воспитанников , как важная составляющая становления личности»

















Выполнили: Гриненко В.Н.

Алексенко Н.А.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алексенко Наталья Анатольевна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615065


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства