Просмотр содержимого документа
«Деятельность Е.К. Грачевой, ее вклад в организацию помощи детям с интеллектуальными нарушениями»
Деятельность Е.К. Грачевой,
ее вклад в организацию помощи детям с интеллектуальными нарушениями
Иванова Н.А.
ДИ №5 г. Пушкин
2017
Деятельность Е.К. Грачевой, ее вклад в организацию помощи детям с интеллектуальными нарушениями
Екатерина Константиновна Грачёва
(1866- 1934)
Первый русский педагог-дефектолог. Ей принадлежит заслуга в создании первых в России учреждений и первой школы для глубоко умственно отсталых детей, а также в издании первых руководств по работе с ними.Почти сорок лет своей жизни она отдала делу обучения, развития и воспитания детей-страдальцев. Сумела, не имея специального образования, создать эффективную методику воспитания и развития детей с ограниченным интеллектом и расстроенной психикой.
Истоки деятельности
Екатерина Константиновна после смерти родителей воспитывала своего младшего брата, Николая Константиновича, который был болезненным ребёнком. Из-за частых припадков у него наступил паралич рук и ног. Екатерина Константиновна пыталась поместить брата в лечебное учреждение, но в России в то время не было учреждений для детей-эпилептиков.
Это подвигло Екатерину Константиновну посвятить свою жизнь служению больным детям.
Первый в России приют
4 декабря 1894г - открытие первого в России
приюта для слабоумных детей
Екатерина Грачева стала принимать деятельное участие в качестве члена-обследователя «Человеколюбивого общества», занималась выявлением тех, кто особенно нуждался в помощи. Ею было положено основание первому в России приюту для слабоумных детей, который открылся 4 декабря 1894 года. К работе в приюте Екатерина Константиновна привлекла врача-психиатраВладимира Михайловича Бехтерева, психологаАлександра Фёдоровича Лазурского, сурдопедагогаАлександра Федоровича Остроградского.
СПб. Здание детского приюта Братства во имя Царицы Небесной
Первая школа для умственно отсталых
Екатерина Константиновна создала собственную методику обучения умственно отсталых детей. В мае 1898 года она устроила показательный экзамен, превосходные результаты которого помогли открытию специальной школы. Первая в России начальная школа для умственно отсталых детей открылась в августе 1898 года.
В том же году приют стал называться «Приютом во имя Царицы Небесной». Екатериной Константиновной были написаны первые в России книги о методах воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Урок чтения в начальной школе
Содержание образования в школе Екатерины Грачевой
Школа Екатерины Грачевой стала первой в России трехклассной начальной школой для умственно отсталых детей. Все методики Екатерина Константиновна разрабатывала сама. В школе изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику и естествознание, занимались с детьми пением, рисованием, гимнастикой. Много времени уделялось ремесленному обучению. Развивали моторные навыки - учили вырезать из бумаги, плести, вязать.
Главной задачей приюта и школы при нем было научить детей самообслуживанию и привить им трудовые навыки. Кроме общеобразовательных занятий, дети работали по дому, на огороде, во дворе.
В этом же году ею открыты курсы по подготовке сестер-нянь для работы со слабоумными детьми и эпилептиками. Слушательницами курсов были послушницы монастырей. Первый выпуск сестёр-нянь состоялся в июне 1902 года. По ее инициативе и при ее участии в начале 20 века открыты приюты для слабоумных в других городах России.
Выступала за обязательное обучение всех аномальных детей грамоте и такую организацию трудового обучения, которая делала бы их жизнь в специальных учреждениях радостной и полезной, а труд производительным.
Тогда же Екатерина Константиновна выпустила первое в России руководство по работе с глубоко отсталыми детьми и эпилептиками «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков».
Деятельность по обучению персонала для системы приютов
Грачева–основоположник ведущего центра в изучении детей
Грачева – основоположник ведущего центра в изучении детей. В 1903 году был открыт первый дом приюта в Райволо на 50 детей. В том же году Грачёва добивается открытия при приюте на Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра. Амбулатория также оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервно больным детям» Петербурга. Приём вели В.М. Бехтерев и молодой доктор А.С. Грибоедов.
Накануне Первой мировой войны амбулатория превратилась в ведущий в России центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
Облегчать страдания одних и делать трудоспособными
других – наша обязанность.
Бескорыстный подвижнический труд Екатерины Константиновны практически предан забвению.
Дневники Екатерины ее сохранились в архивах митр. Мануила (Лемешевского).
Последняя запись, датированная 1932 г., называется «О детях»: «Мои детки глубокой умственной отсталости, все неизлечимо больные... Прочитав эти печальные строки, многие, вероятно, подумают: «Какой напрасный, бесплодный труд». Мне не раз приходилось слышать, что «эти дети – бремя для государства, их надо уничтожать, беспробудно усыплять», однако обязанность наша, ухаживающих за ними – облегчать страдания одних, других сделать насколько возможно трудоспособными».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е.К. ГРАЧЕВОЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
После Великой Октябрьской революции 1917 года Екатерина Константиновна участвовала в преобразовании приютов в государственные детские дома. В 1918—1920 годах она преподавала на курсах по подготовке педагогов-дефектологов в Петрограде.
Екатерина Константиновна Грачёва умерла в 1934 году в Ленинграде.
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ Е.К. ГРАЧЕВОЙ
Екатерина Константиновна - автор первых в России книг,
посвященных методам воспитания и обучения глубоко отсталых детей.
«Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков.» - СПб., 1902;
«Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами. - СПб., 1907; Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии.» - СПб., 1909;
«Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка», (предисловие Л.С. Выготского). - М. - Л., 1932.
Литература :
1. Замский Х.С. История олигофренопедагогики 2 изд – М.: Просвещение 1980 – 398 с.