Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию восприятия и воспроизведения устрой речи глухих учащихся 5 класса.»
Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УР Директор
_________ С.П. Воробьева _________Е.В. Пронина
Рабочая программа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи (индивидуальные занятия) для обучающихся 5А/ класса.
Учитель-разработчик:
учитель – дефектолог И.В. Колесова
Рассмотрено и утверждено
на заседании МО учителей
начальных классов и учителей-дефектологов
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
Председатель МО__________ И.В. Хабирова
Ульяновск
2024г
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающий курс по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (далее РВ и ВУР), включённый во внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (вариант 1.2) (далее АООП ООО (вариант 1.2),разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования (ФАОП ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022 №1025; СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г.; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г.; Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Цельреализации коррекционно-развивающего курса РВ и ВУР:
-развитие у глухих обучающихся (при пользовании ими индивидуальными слуховыми аппаратами) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, достаточного внятной и членораздельной речи, приближающейся по звучанию к речи слышащих людей, также личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, универсальных учебных действий, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов данного курса, основного общего образования в целом.
Задачи коррекционно- развивающего курса:
Развитие у обучающихся слухозрительного восприятия речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):
- развитие слухозрительного восприятия следующего речевого материала:
– монологических высказываний разговорного стиля (до 6–8 предложений
– простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное), а также учебно-научного стиля210, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов;
– диалогических единств разговорного и учебно-делового стилей, включающих до 6–8 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных;
– микродиалогов разговорного и учебно-делового стилей с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросо-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также вопросо-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, формулы речевого этикета;
– распознавание фраз, включающих до 6–8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно-делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно-научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); опознавание воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
– распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), в том числе тематической и терминологической лексики учебных предметов, знакомой обучающимся и необходимой в общении; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями).
Развитие у обучающихся речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):
– распознавание фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно-делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно-научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); различение и опознавание воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
– распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе при изменении местоположения во фразе), включая тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, знакомую обучающимся и необходимую в общении; различение и опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); различение и опознавание слов близких по звучанию.
2. Развитие у обучающихся внятной и членораздельной речи, приближающейся по звучанию к естественной (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами):
Развитие речевого дыхания:
– слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);
– развитие самоконтроля речевого дыхания;
Работа над голосом:
– закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;
– при необходимости, коррекция нарушений голоса;
развитие самоконтроля нормального звучания голоса;
Работа над звуками и их сочетаниями:
– закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по
артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);
– развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе на основе знаний об артикуляции звука;
– при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;
– при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний;
Работа над словами:
– развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);
– развитие самоконтроля воспроизведения слов;
– знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно);
Работа над фразами:
– развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя
самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по- возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);
– развитие самоконтроля воспроизведения фраз;
Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно)
Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно).
Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.
Программа по учебному предмету РВ и ВУР реализуется на индивидуальных занятиях, организованных как в первую, так и во вторую половину дня.
На занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» у обучающихся закрепляются умения строить логичные и грамотные устные высказывания при реализации в достаточно внятной речи произносительных возможностей. При выполнении заданий, связанных с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, обучающиеся реализуют сформированные навыки речевого поведения, устной коммуникации.
Основные содержательные линии коррекционно-развивающего курса включают: развитие восприятия устной речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов); развитие слухозрительного восприятия устной речи; развитие речевого слуха; развитие произносительной стороны речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов).
На каждом занятии работа по развитию восприятия устной речи ведется по двум направлениям: развитие слухозрительного восприятия речевого материала – текстов также фраз, слов и словосочетаний, развитие речевого слуха (распознавания на слух речевого материала – фраз, слов и словосочетаний, затем его различение и опознавание в сочетании с отработанным ранее речевым материалом).
На каждую четверть и каждое занятие планируется материал по трем темам, одна из которых «Изучаем школьные предметы». Это побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал.
При планировании работы над произношением предусматриваются два направления коррекционно-развивающей работы. Первое направление связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися достаточно внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз, отобранных с учётом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа, а также слогов и слогосочетаний; в работе используются короткие тексты диалогического и монологического характера, включающие, в том числе отработанные фразы, слова и словосочетания). Продолжается обучение восприятию на слух и воспроизведению речевой интонации при использовании речевого материала, включающего элементы звуковой структуры речи, которые обучающиеся умеют произносить правильно и/или которые закрепляются в данный период обучения в их речи. Второе направление реализуется при необходимости с учётом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися; оно может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков, их закреплением при произнесении слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний.
Календарное планирование осуществляется по триместрам, план работы по произношению составляется для каждого обучающегося с учетом результатов обследования восприятия и воспроизведение им устной речи, его индивидуальных особенностей. Мониторинг результатов овладения обучающимися восприятием и воспроизведением устной речи, произносительными навыками проводится в течение учебного года и фиксируется в фонетических дневниках. Кроме этого в начале каждого полугодия проводится обследование произносительной стороны речи. Результаты контрольных проверок, анализ достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения, причин неуспешности и др. отражаются в слухоречевых делах. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося, отражающая динамику формирования речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, особенности овладения программным материалом, достижение обучающимся планируемых личностных. метапредметных и предметных результатов обучения.
Пользование обучающимся звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования также должно быть под постоянным контролем учителя-дефектолога (сурдопедагога), реализующего коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», что предполагает совместное с врачом-сурдологом (на основе сетевого взаимодействия с организацией здравоохранения) определение режима работы для каждого обучающегося; при проведении уроков контроль за правильным пользованием обучающимися звукоусиливающей аппаратурой осуществляют учителя – предметники, во внеурочной деятельности – воспитатели.
При организации образовательно-коррекционной работы реализуются принципы здоровьесбережения обучающихся (в том числе предусматривается соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, профилактика психофизических перегрузок и ), создания деловой и эмоционально позитивной атмосферы, способствующей качественному образованию.
Занятия по коррекционно-развивающему курсу «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводятся в специальном кабинете, оборудованном зеркалом (для работы над произношением), компьютером, визуальными приборами, специализированными компьютерными программами, необходимым дидактическим материалом, наборами зондов и др. На занятиях глухие обучающиеся постоянно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами.
На каждого ребёнка учебным планом предусмотрено по 3 часа в неделю индивидуальной работы. В 5 классе планируются индивидуальные занятия.
Место учебного коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» по Программе коррекционной работы включён во внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью реализации АООП ООО (вариант 1.2).
Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные и предметные универсальные учебные действия.
1.Личностные универсальные учебные действия:
– реализация при устной коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности, принятых в обществе морально - нравственных ценностей, правил речевого этикета;
– включение в систему собственных жизненных ценностей и планов овладение устной речью, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);
– устойчивая мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи; понимания личной ответственности за качественное овладение восприятием и воспроизведением устной речи;
– ценностно-смысловая установка на пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом рекомендаций врача-сурдолога) с целью качественного владения устной речью, ориентации в звуках окружающего мира, применение звукоусиливающей аппаратуры в процессе получения образования, систематическое использование средств индивидуального слухопротезирования
процессе жизнедеятельности;
– устойчивый интерес к получению и применению информации о средствах и способах слухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях;
– понимание причин успеха или неуспеха при овладении восприятием и воспроизведением устной речи, способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
– принятие и достижение цели и задач овладения восприятием и воспроизведением устной речи на каждом этапе обучения;
– готовность к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля собственных речевых действий, внесению соответствующих коррективов в их выполнение.
– самостоятельное применение при овладении восприятием и воспроизведением устной речи учебной информации, в том числе описания правильной артикуляции звуков, пользование профилями артикуляции звуков;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации;
соответствии с коммуникативными и учебно- познавательными задачам и ее применение;
– осуществление проектной деятельности, связанной с реализацией возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе при использовании ИКТ, презентация ее результатов в устных выступлениях;
- осуществление поиска и анализа информации, в том числе на основе применения ИКТ, о сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, используемых для овладения восприятием и воспроизведением устной речи, при устной коммуникации.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
– развитие умений реализовывать навыки восприятия и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе произносительные навыки в самостоятельных устных высказываниях при чтении, использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (выражение лица, позу, пластику), способствующие достижению понимания собеседниками речи друг друга;
– развитие способности выражения собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных, грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной задачей; достижение достаточно внятной самостоятельной речи, приближающейся по звучанию к естественной (при реализации сформированных произносительных навыков);
– развитие умений участия в устной коммуникации при обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения, приведением доказательств (при опоре на жизненный опыт, события и поступки героев художественных произведений и др.), а также с высказыванием суждений рефлексивного характера, с приведением цитат, в том числе, из воспринятого текста;
– развитие критичного отношения к собственному мнению, толерантного отношения к мнению собеседников, стремления достичь взаимопонимание, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;
– развитие понимания смысла воспринятого текста; ответы на вопросы по воспринятому тексту; пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по тексту с высказыванием аргументированного мнения;
– развитие навыков устного публичного выступления (в том числе, с использованием компьютерной презентации) по теме/ результатам проектной деятельности и др.;
– выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов.
При реализации коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия
воспроизведения устной речи» в едином педагогическом процессе объединяется коррекционно-развивающая работа, направленная на реализацию задач развития у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи, развития универсальных учебных действий.
3.Предметные результаты:
- Слухозрительное восприятие устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): монологических высказываний разговорного стиля (до 6– 8 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных
функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное), а также учебно-научного стиля, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов; диалогических единств разговорного и учебно-делового стилей, включающих до 6–8 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных; микродиалогов разговорного и учебно-делового стилей с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, формулы речевого этикета; распознавание фраз, включающих до 6–8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно-делового стилей, лексику учебных предметов (правила, выводы и др.);
-опознавание воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
-распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), в том числе тематической и терминологической лексики учебных предметов, знакомой обучающимся и необходимой в общении; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным ----речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
- развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):
-распознавание на слух фраз, знакомых обучающимся и необходимых
общении, разговорного и учебно-делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно-научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.);
-различение и опознавание на слух воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
-распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе при изменении местоположения во фразе), включая тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, знакомую обучающимся и необходимую в общении;
-различение и опознавание на слух воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);
-различение и опознавание на слух слов близких по звучанию,
-восприятие на слух коротких текстов (в том числе монологических высказываний. включая правила, выводы и др.);
-восприятие слухозрительно и на слух отдельных элементов слова при исправлении учителем произносительных и грамматических ошибок
-развитие умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на воспринятые элементы речи, коммуникативную ситуацию, речевой
внеречевой контекст);
-произнесение отработанного речевого материала (текстов, фраз, слов, словосочетаний) внятно и достаточно естественно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (мимики лица, позы, пластики); голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальном темпе; реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, соблюдая орфоэпические правила (под контролем учителя и самостоятельно);
реализация сформированных умений самоконтроля произносительной стороны речи;
оценивание собственных речевых действий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно);
знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно);
реализация сформированных произносительных умений при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно).
Содержание учебного курса.
1 триместр -30 час.
Тема 1: «Обследование речи и слуха» - 2ч.
Тема 2: « Я и моя семья, мои друзья» - 9 ч.
Словарь: отчество, полное имя, дружный – дружить – дружно – дружба – друг – подруга; грустный, весёлый; ссориться – поссорились – не ссорьтесь; обида – обиделся (обиделась) – обижаться.
Вопросы и фразы.
1) Как зовут твоего папу?
2) Какое у тебя отчество?
3) Назови своё полное имя.
4) У тебя есть друг (подруга)?
5) Кто твой(я) друг (подруга)?
6) С кем ты дружишь?
7) Почему ты такой грустный (веселый)?
8) Я обиделся на ...
9) Где ты отдыхал летом? (на море, в деревне, дома, в другом городе).
Текст 1.
У меня есть друг. Его зовут Стас Янущик. Он мой одноклассник. У Стаса большая дружная семья: папа, мама, 2(две) сестры, Алина и Варя. Янущики живут в городе. Мы с мамой бываем в гостях у Стаса.
Текст 2.
У меня есть подруга. Её зовут Арина Евдокимова. Она моя одноклассница. У Арины большая семья: папа, мама, 2 (две) сестры, Настя и Ульяна. Евдокимовы летом живут в селе, а во время учебного года в городе. Летом мы ездим к ним в гости.
Все обновляется осенью. Новые краски появляются в природе. Лес наряжается. На деревьях и на земле разноцветные листья.. Под деревьями виднеются красные, коричневые, желтые шапочки грибов. Стайка птиц готовится к отлету. Воздух чистый, прохладный.
Вопросы и задания по тексту.
1. Какое время года?
2. Какие листья на деревьях?
3. Что растёт под деревьями?
4. Что делают птицы?
5. Какой воздух?
Тема 4: «Изучаем школьные предметы» - 7 ч.
Тематическая и терминологическая лексика на уроках русского языка:
3) Обязательно ешь фрукты и овощи, молочные продукты (суп, рыбу, …).
4) Принимай витамины.
5) У меня хороший аппетит.
6) У меня нет аппетита.
7) Приятного аппетита!
8) Назови полезные продукты.
9) Ты (уже) обедал(а) (завтракал(а), ужинал(а)…)
Текст
О правильном питании
Маша любит есть бутерброды с колбасой. В выходные дни она хочет есть только бутерброды и пить кофе на завтрак, на обед и на ужин. Мама сказала Маше, что так питаться нельзя. Надо обязательно есть разнообразные продукты: фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу, мясо, каши, картофель, яйца. Надо принимать витамины, потому что они укрепляют здоровье.
Вопросы и задания.
1.Что любит есть Маша?
2 Маша питается правильно?
3. Что сказала мама Маше?
4. Что должен есть каждый человек?
5.Какие продукты надо есть?
6.А ты ешь эти продукты?
7.Как ты думаешь, витамины укрепляют здоровье?
8.Ты принимаешь витамины?
9. Как ты понимаешь смысл поговорки: «Овощи на столе, здоровье в доме»?
Тема 6: «Любимый праздник» -6 ч.
Словарь: Дед Мороз, Снегурочка, игрушки (шары, бусы, разноцветные лампочки, звезда, хлопушки…), фейерверк, новогодняя дискотека, Новый год, наряжать елку, послать (написать, сделать на компьютере) открытку (поздравления) и др.; поздравить – поздравление, праздник – праздничный – праздновать.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1) Скоро Новый год!
2) Какой год будет?
3) Давайте наряжать (украшать) елку
4) Повесь (повешу) на ветку (верхнюю, нижнюю, справа, слева…),
5) Прикрепи на макушку звезду!
6) Поставь Снегурочку (…) под елку.
7) Поздравляю с Новым годом!
8) Желаю здоровья (счастья, успехов в учебе, исполнения желаний)!
9) Что тебе подарить?
10) Что ты хочешь, чтобы тебе подарили?
11) В нашей школе будет новогодняя дискотека.
12) Сделай на компьютере Новогоднюю открытку!
13) Посмотри, какую я сделал открытку!
14) Поздравь с Новым годом маму (…).
15) Посоветуй, что надеть на праздник
Диалог.
– Что ты делаешь вечером?
– Иду в гости.
– К кому?
– К Стасу.
– Поздравляю с Новым годом!
– Спасибо. Я тоже тебя поздравляю!
Разучивание новогодних стихов.
Тема 7: «Текущий контроль» - 3 ч.
1. Повторение пройденного материала – 2ч.
2. Контрольная работа по формированию речевого слуха – 1ч.
Тема 8: «Проверка произношения» - 1ч.
Тема 9: «Изучаем школьные предметы.» - 6 ч.
1.Тематическая и терминологическая лексика на уроках русского языка:
Самостоятельные части речи, служебные части речи. Имя существительное, склонение, род, падеж, число имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
2.Тематическая и терминологическая лексика на математики.
Буквенная запись выражения, вычитаемое, вычитание, нахождение значения, периметр, площадь, разность, свойства сложения и вычитания, слагаемые, сложение, числовое выражение, числовое равенство.
3. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Тема 10: «Моя страна, мой город» - 8 ч
Словарь: герб Москвы, флаг Москвы, флаг России, Родина Россия, Российская Федерация, герб Ульяновска, житель Ульяновска и др.; Ульяновск, ульяновец,ульяновка.
Фразы разговорно-обиходного характера
1.Как называется наша страна?
2.Назови столицу нашей Родины.
3. Покажи герб Москвы, Ульяновска.
4. Покажи флаг России.
5. Скажите, пожалуйста, где находится памятник (театр, музей…).
6. Москва основана более чем 850 лет назад князем Юрием Долгоруким.
7. В каком городе ты живёшь?
8. Какие реки протекают в Ульяновске?
Текст «Родина»
Страна, в которой я живу, называется Россия. Столица нашей Родины – Москва. Наша Родина большая. У нас много лесов, полей, морей и рек. Я родился(-лась) и живу в Ульяновской области (в Ульяновске). Здесь протекают реки Волга и Свияга.
Город окружен густыми лесами, в которых живут разные животные: лоси, волки, лисы, зайцы, косули, кабаны и другие. Природа нашего края разнообразна и красива.
Задания по тексту:
Как называется наша страна?
Покажи на карте нашу страну.
Назови место, где ты родился.
Повтори: наша Родина – Россия.
Покажи на карте Россию.
6.Прочитай первое (второе, …) предложение.
7.Как называется рассказ?
8.Какие животные живут в наших лесах?
9. Какая природа в нашем крае?
3 триместр – 36 час.
Тема 11: «Что такое хорошо и что такое плохо» - 9 ч
– старый – старше – стареть, помогать – помощник – помогите –помогу; вежливый – невежливый
Фразы разговорно - обиходного характера.
Старшим (людям, детям, малышам, друзьям) надо помогать.
При встрече всегда здоровайся со знакомыми людьми.
Уступай место старшим (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам).
Садитесь (проходите), пожалуйста.
Ты уступаешь место старшим (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам) в транспорте (…)?
Ты всегда здороваешься со знакомыми людьми?
Текст.
Почему заплакала берёзка?
У дороги росла высокая кудрявая берёзка. Часто прохожие отдыхали у берёзы. Однажды по дороге шёл Миша Иванов. Настроение у него было хорошее. Он то песенку напевал, то насвистывал. Вот кустик. Мальчик сорвал несколько листочков и бросил их. Подошёл к акации, ветку сломал.
И тут он увидел красавицу берёзку. Взял нож и на стволе берёзки вырезал «Миша Иванов».
Ничего не сказала берёзка, только горько заплакала.
Вопросы.
- Сколько предложений в этом рассказе?
- Где отдыхали прохожие?
- Что сделал Миша Иванов?
- Почему заплакала берёзка?
- Как поступил Миша?
Тема 12: «Я и моя семья, мои друзья» - 9 ч
Словарь: мы с папой (бабушкой и дедушкой, …), компьютерные игры, играть в футбол (…), ездить в гости, ходить в гости, учить уроки, выходные дни.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1.Что ты делал в воскресенье (в выходные дни, в субботу и воскресенье, вечером)?
2.Мы ездили в гости к бабушке и дедушке, пили чай с пирогом.
3. Мы ходили гулять в лес (в парк).
4. Мы играли в футбол (в компьютерные игры, и др.).
5. Я тоже люблю (мне тоже нравится) играть в компьютерные игры (читать, рисовать ...).
6.Я учил уроки, выполнял домашнее задание по математике и русскому языку.
Текст-диалог: «Накрываем на стол».
– Скоро придут гости, мои друзья. Пора накрывать на стол.
– Я уже приготовила посуду, белую скатерть и салфетки.
– Отлично!
– Сколько тарелок поставить на стол?
– Накрой стол на восемь человек.
– Напомни, вилки надо положить слева,
ножи справа?
– Да.
– А цветы на стол поставить?
– Поставь небольшой букет, чтобы цветы никому не мешали.
– Так красиво?
– Да! Очень красиво! Спасибо!
Вопросы и задания.
Расскажи, как девочка накрывала на стол
Почему на стол лучше поставить небольшой букет?
Накрой стол на … человек (а).
Как надо раскладывать ножи, вилки, ложки?
Как ты понимаешь смысл пословицы «Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро»?
Найди и прочитай выразительно пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Тема 13: «Человек в городе» - 9 ч.
Словарь: полицейский, незнакомый человек, прохожий, потерялся, оказать помощь, помочь.
Фразы разговорно-обиходного характера.
1. Я потерялся.
2. Меня зовут….
3.Моя фамилия …
4. Мой адрес…
5.Телефон мамы ….
Текст.
Если ты потерялся на улице, в магазине, на выставке подойди к полицейскому. Вежливо попроси помочь: «Здравствуйте! Я потерялся (ась). Помогите мне, пожалуйста!» Расскажи или напиши полицейскому, как тебя зовут, как твоя фамилия, где ты живёшь, какой телефон у мамы. Если рядом нет полицейского, подойди к незнакомому человеку, прохожему. Попроси его оказать помощь.
Тема 14: «Изучаем школьные предметы» - 5ч
Тематическая и терминологическая лексика на уроках математики
Квадрат, куб, основание,
множитель, степень, умножение, произведение,
нахождение значения переменной,
остаток, частное,
смысл выражения,
распределительное свойство умножения,
сочетательное свойство умножения,
способ нахождения деления,
способ нахождения умножения,
упрощение выражения,
чтение выражений
Тема 15: «Итоговый контроль» - 3 ч.
1. Повторение пройденного материала – 2ч.
2. Контрольная работа по формированию речевого слуха – 1ч.
Тема 16: «Проверка произношения» - 1ч.
Формирование произносительной стороны устной речи.
Изучаемые разделы и темы.
Совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков.
Правильное пользование речевым дыханием, слитное произнесение сдогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков типа папа… до 10-12 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса…до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.
Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом (М, Н, В) под контролем учителя и самостоятельно; изменение голоса по силе (нормальный, громкий, тихий); по высоте (нормальный, более высокий, более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр, а также произнесение речевого материала шёпотом в зависимости от требований учителя.
Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения отдельных звуков, выделения ударного слога (за счёт более длительного и громкого его произнесения) в ряду слогов, в дву-, трёхсложных словах (с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), логического и синтагматического ударений во фразах (с помощью учителя и самостоятельно), повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации (по подражанию), изменения темпа речи (нормальный – медленный – быстрый).
Воспроизведение в речевом материале звуков Ы,Щ, мягких согласных в открытых и закрытых слогах (например, Ваня, тётя, встань, девять); дифференцированное произнесение в слогах, словах гласные звуки, включая И-Ы, согласные звуки С-З, Ш-Ж; слитное произнесение разного типа сочетания согласных (в одном слове и на стыке слов).
Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила: безударное О как А; оглушение звонких согласных на конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных (по подражанию учителю, по надстрочному знаку и самостоятельно), произнесение окончаний –ТСЯ и –ТЬСЯ как ЦА; -ОГО, -ЕГО как –ОВА, -ЕВА (по надстрочному знаку и самостоятельно); произнесение двойных согласных как один долгий звук.
Передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации (самостоятельно, по графическому знаку – точка, восклицательный знак, вопросительный знак), различных эмоциональных оттенков высказывания – радости, огорчения, растерянности, испуга, а также значений предельно высокой степени признака, действия, состояния (типа «Какая сегодня погода!», «Сегодня прекрасная погода!»). Самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь (в рамках речевого этикета).
Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, мимики – по подражанию учителю). Темы, изучаемые в данном направлении, отражены в календарно-тематическом планировании и являются неотъемлемой составляющей каждого индивидуального занятия по ФРС и ПСУР.
Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики);
Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно).
Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.
процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи у обучающихся целенаправленно развиваются следующие коммуникативно-речевые действия: устные высказывания по теме (по побуждению учителя исамостоятельно) в соответствии с грамматической структурой речи (с помощью учителя и самостоятельно); участие в диалоге с учителем; при восприятии фраз
– повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы, повторение воспринятых слов и словосочетаний; повторение воспринятого слухозрительно текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому
тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе с опорой наиболее важные по смыслу слова и словосочетания (с помощью учителя, выделенные или самостоятельно); участие в диалоге по содержанию текста; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (с помощью учителя или самостоятельно).
Тематическое планирование
№ раздела,
темы
Наименование разделов и тем
Кол-
во
часов
Виды учебной деятельности
обучающихся.
1 триместр - 30 ч
Тема1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Обследование слуха и речи.
Я и моя семья, мои друзья.
Природа и человек.
Изучаем школьные предметы.
2ч
9 ч
12 ч
7 ч
Воспроизведение речевого материала при реализации обучающимися своих произносительных возможностей. Восприятие речи окружающих на слухозрительной основе (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); при ответной реакции на воспринятое отвечать на вопросы (кратко и полно), выполнять задания и давать речевые отчеты (краткие и полные), повторять сообщения, грамотно оформлять свои высказывания, говорить достаточно внятно и естественно.
Итого:
30 ч
2 триместр - 33ч
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Будь здоров.
Любимый праздник
Текущий контроль.
Проверка произношения.
Изучаем школьные предметы.
Моя страна, мой город.
9 ч
6 ч
3 ч
1 ч
6 ч
8 ч
Различение, опознавание и распознавание слухозрительно и на слух (с помощью ЗУА) речевого материала занятий: фраз, слов, словосочетаний, коротких диалогических единств, текстов.
Овладение словесной речью в общении. Исполь-зование словесной речи для установления контакта со взрослыми, детьми. Овладение коммуникативными умениями. Потребность в речи, в расширении словарного запаса Мотивированность речевых действий.
Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.
Итого:
33 ч
3 триместр - 36 ч
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Что такое хорошо и что такое плохло.
Я и моя семья, мои друзья.
Человек в городе
Изучаем школьные предмет
Итоговый контроль.
Проверка произношения
9 ч
9 ч
9 ч
5 ч
3 ч
1 ч
Различение, опознавание и распознавание слухозрительно и на слух (с помощью ЗУА) речевого материала занятий: фраз, слов, словосочетаний, коротких диалогических единств, текстов.
Мотивированность речевых действий.
Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.
Итого:
36 ч
Всего:
99 ч
Контрольно-измерительный материал. 5А/ класс.
Задание. Послушай, выполни задания.
1) Как зовут твоего папу?
2) Какое у тебя отчество?
3) Назови своё полное имя
4) У тебя есть друг (подруга)?
5) Как зовут друга (подругу)?
6) В каком классе учится друг (подруга)?
7) Какая семья у него (у неё)?
8) Где живёт друг (подруга)
9) Какое твое любимое время года?
10) Назови осенние месяцы
11) Какая сегодня погода?
12) Какой прогноз погоды на завтра?
13) Как называется наша страна?
14) Назови столицу нашей Родины.
15) Покажи герб Ульяновска.
16) Покажи флаг России.
17) В каком городе ты живёшь?
18) Какие реки протекают в Ульяновске?
19) Назови место, где ты родился (-ась)
20) Какой сейчас год?
21) Назови полезные продукты.
22) Ты принимаешь витамины?
23) Ты уступаешь место старшим?
24)Ты всегда здороваешься со знакомыми людьми?
25) Как зовут вашего классного руководителя?
26) В каком классе ты будешь учиться на следующий год?
27)Какая температура воздуха на улице?
28) Ты любишь ходить в гости?
29) Сколько тебе лет?
30) Назови летние месяцы.
Текст №1
Если ты потерялся на улице, в магазине, на выставке подойди к полицейскому. Вежливо попроси помочь: «Здравствуйте! Я потерялся (ась). Помогите мне, пожалуйста!» Расскажи или напиши полицейскому, как тебя зовут, как твоя фамилия, где ты живёшь, какой телефон у мамы. Если рядом нет полицейского, подойди к незнакомому человеку, прохожему. Попроси его оказать помощь.
Текст №2.
Страна, в которой я живу, называется Россия. Столица нашей Родины – Москва. Наша Родина большая. У нас много лесов, полей, морей и рек. Я родился(-лась) и живу в Ульяновской области (в Ульяновске). Здесь протекают реки Волга и Свияга. Я люблю свой город.
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.
Программно-методическое обеспечение.
1. АООП ООО для глухих обучающихся
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
4.Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных работ. Рос. гос. пед.ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование.
5. Кузьмичёва Е.П., Федосеева И.Ф. Развитие слухового восприятия учащихся. М., «Просвещение».
6. Сурдопедагогика. Под ред. Речицкой Е. Г., «ВЛАДОС», 2004
7. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.- М.:Просвещение.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
9. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО) от 24.11.2022 г №1023
Учебники.
1. Альбом для логопеда в 4-х ч. М., М., Гум. изд. центр «Владос», 20
2. Зикеев А.Г. Пособие по развитию речи для 3-6 кл.спец. (кор.) ОУ 1и 2 вида в 3-х ч. М., «Просвещение», 2005
3. Тигранова Л.И. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления «Наблюдаем, угадываем, сравниваем» 1-6 классы. М., «Просвещение», 2005
Наглядность. Таблицы. Схемы.
Наглядные пособия:
1. Изучаем время суток
2.Времена года
3. Циферблат
4.Плакаты: «Цвета», «Формы».
Презентации:
1) Брестская крепость
2) Великая Отечественная война
3) Весна
4) Весна красная
5) Город-герой Ленинград
6) Город-герой Тула
7) День Победы
8) Жди меня
9) ЗОЖ
10) Здоровье, 2 кл
11) Здоровье, 10 кл.
12) Кем быть?
13) Когда это бывает?
14) Листья
15) Магазин
16) 8 Марта
17Моя Родина – Россия.
18) Мой дом
19) Мой дед самый лучший
20) Наступила осень
21) Наши добрые дела
22)Новый год
23) Овощи и фрукты
24) Осень наступила
25) Осень. День учителя
26) Осеняя песенка
27) Обучение слепоглухих детей
28) Особенности развития слепоглухих детей
29) Особенности коммуникации при социализации людей, имеющих нарушения слуха
30) Памятные места города Ульяновска
31) Памятник солдату в Берлине
32) Письмо солдата матери
33) Поздравляем маму
34) Польза леса
35) Праздничный обед
36) Профессии
37) Семейный бюджет
38)Стихи об учителе
39) Столовая
40) Что нужно знать о коронавирусе.
41)Я и моя семья
42) Я пришёл к тебе с приветом
Раздаточно-демонстрационные материалы:
1) Иллюстрации и картинки по программным темам
1) Разрезные таблички по программным темам
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
2. Библиотека Института психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
5.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&page=3
Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
6.Речевой центр Логопед-плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedplus.org/articles/
Представлены учебно-методическая литература, дидактический материал по специальности «логопедия» в части обучения детей с нарушениями слуха.
7.Электронная библиотека портала «Аудитория»: Российское образование – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru
Представлена научно-методическая литература, монографии, учебно-методическая литература, энциклопедические словари по педагогическим специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика».
8.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. osobyirebenok. ru
Представлены: нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование учебного процесса
1. Интерактивная модель Фенек
2. Интерактивный пол
3.Комплект «Игровые панели малые с напольным основанием»