kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд» ДЛЯ 4 КЛАССА II ВАРИАНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирование у детей с УУО практических умений и навыков работы с различными материалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд» ДЛЯ 4 КЛАССА II ВАРИАНТ»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

______ О. Г. Аксенова _________ А.В. Макридин

« » ________ 2019 г. « » _________ 2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»

ДЛЯ 4 КЛАССА II вариант

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД










Составитель рабочей программы

учитель начальных классов

первой категории

Мосеева Любовь Александровна











Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _ от « » _______ 2019 г.

Руководитель ШМО: _________ /Бозова Л. Н./


Структура рабочей программы по ручному труду предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

  5. Содержание учебного предмета;

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:



-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);



- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.



-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;


- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28. 12. 2018 г.  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»


- Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.


-Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;





2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися


Труд является основным видом человеческой деятельности. В данной программе ручной труд – это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук, в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащегося. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем. Ручной труд благоприятно влияет на развитие мышечной системы рук, глазомер, обменные процессы. В ходе обучения ручному труду создание поделок, их качество и практическое применение не является самоцелью. Основная цель этих уроков формирование и обогащение сенсорного опыта. Знакомясь с предметами и объектами труда, ребенок учится разным способам обследования и предметно-практическим действиям на их основе. На уроках формируется и совершенствуется восприятие путем активного использования всех органов чувств. На уроках поддерживаются и поощряются малейшие попытки ребенка самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы. Разнообразные материалы для ручного труда сравниваются, группируются и классифицируются учащимся совместно с учителем, по образцу, по словесной инструкции учителя и самостоятельно. Это является важной составляющей обучения ручному труду, так как владение способами обследования и систематизации материалов для практической деятельности – первый и важный этап в подготовке к практическим действиям с ним.


Миссия СКО школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках изобразительной деятельности.


Цель уроков ручного труда в 4 классе – формирование освоение детьми практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами.


Основные задачи:

  • формирование представлений о свойствах материалов;

  • формирование умений выполнять практические задания по ручному труду;

  • формирование и обогащение сенсорного опыта;

  • формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;

  • формирование умения переносить знания, умения и навыки в практическую деятельность вне урока;

  • развитие мышц рук, глазомера;

  • развитие умений использовать эталоны для обозначения свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер);

  • развитие умений подбирать предметы по одному-двум качествам (цвет, размер, материал);

  • коррекция недостатков мыслительной деятельности (развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

  • воспитание положительного отношения и интереса к труду;

  • воспитание бережного отношения к результату своего труда и труда других.


Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климат в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа по изобразительной деятельности в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом СКО школы – интерната и рассчитана на 34 учебных недели (68 часа, по 2 часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Работа с бумагой и картоном

22

Работа с пластичными материалами

8

Конструирование

10

Работа с разными материалами

28

Итого

68









Планирование коррекционной работы

по предмету «Ручной труд» в 4 классе II вариант


1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного и слухового восприятия;

2. Развитие слухового восприятия :

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;

4. Формирование экспрессивной речи:

- формирование навыков альтернативной коммуникации;

5. Коррекция мышления.

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6. Коррекция познавательной деятельности:

- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;


4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Возможные личностные результаты освоения программы по ручному труду в 4 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

  1. Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности.

  2. Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

  3. Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.

  4. Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.

  5. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

  6. Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

  7. Создание ярких эмоциональных представлений об окружающем мире.


Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

  • сжимать и разжимать, встряхивать кисти рук;

  • фиксировать взгляд на объекте;

  • удерживать изделия в руках для рассматривания их со всех сторон;

  • сортировать и подготавливать к работе природный материал;

  • мять, приглаживать, разрывать, сгибать, приклеивать бумагу;

  • воспроизводить (совместно с учителем и по подражанию) комбинации из деревянных (пластмассовых) деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию;

  • разминать, раскатывать, расплющивать, отщипывать, оттягивать, защипывать края пластичный материал руками;

  • узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам в момент действий с ними;

  • правильно держать ножницы в руке, соблюдать технику безопасности при работе

  • выполнять надрезы, серии надрезов на бумаге, разрезание бумаги на полоски;

  • застегивать обувь, одежду


5. Содержание учебного предмета

Работа с бумагой и картоном

Закрепление усвоенных знаний, умений и навыков. 
Сведения. Бумажная масса, ее применение. Знакомство с изделиями, изготовленными с применением бумажной массы. Материалы для соединения бумаги, картона: скотч и степлер. 
Приемы работы. Складывание бумаги «гармошкой». Склеивание симметричных деталей, сложенных пополам. Приготовление бумажной массы. Заполнение шаблона, контура предмета бумажной массой. Сгибание бумаги способом от углов к центру. Использование скотча и степлера для соединения деталей изделий. 
Содержание. Обрывание и вырезывание по контуру несложных форм (овощи, фрукты). Вырезывание симметричных фигур из бумаги, сложенной «гармошкой», использование их для выполнения сюжетных и декоративных аппликаций. Выполнение сюжетно-тематических аппликаций (коллективная и индивидуальная формы работы). Составление и наклеивание несложных геометрических и растительных орнаментов в круге, квадрате, овале. Изготовление объемных аппликаций. Изготовление объемных изделий из бумаги (6-8 симметричных деталей, склеенных между собой): шары, цветы, фрукты и т.д. Вычерчивание и вырезание геометрических фигур. Составление предметных изображений из геометрических фигур.
Изготовление бумажной массы. Выполнение объемных аппликаций из бумажной массы. Изготовление с помощью шаблона поделок из бумажной массы. Упражнения в сгибании бумаги квадратной формы способом от углов к центру. Обучение способам соединения деталей с помощью скотча и степлера, применение их в возможных видах работ. Изготовление сувениров, открыток к праздникам, коллективных тематических панно с целью закрепления имеющихся умений и навыков.

Работа с пластичными материалами

Закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. 
Приемы работы.  Закрепление усвоенных приемов лепки и использования стеки. Освоение приема соединения деталей примазыванием. 
Содержание. Лепка по образцу изделий с использованием доступных приемов; предварительных анализ образца и определение последовательности работы. Лепка по заданию хорошо знакомых изделий. Лепка букв и цифр. Лепка с использованием приема соединения деталей примазыванием (формы из двух и более частей). Лепка стилизованных фигур животных, птиц. Изготовление поделок способом налепа (элементы барельефной лепки). Изготовление из соленого теста атрибутов для игр, мелких игрушек, сувениров. Создание тематических композиций.

Конструирование

Закрепление имеющихся умений и навыков. 
Конструирование объектов из палочек, плоскостных форм по графическому образцу. Составление изображений с использованием кубиков (четыре, шесть, девять частей) вместе с учителем и по образцу. Составление изображений из «осколочных» картинок по образцу. 
Конструирование объектов из конструктора вместе с педагогом, по готовому образцу. 
Знакомство с деталями металлического конструктора: плато, планки, пластины, скобы, винты, гайки. Группировка деталей по образцу. Упражнения в завинчивании гайки рукой. Упражнения в соединении деталей конструктора винтами и гайками без использования инструментов. Сборка по показу и по образцу треугольника (из трех плоских планок), квадрата (из четырех планок), прямоугольника (из двух длинных и двух коротких планок). Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Сборка по образцу лопатки (квадрат и планка); лесенки (из планок, из планок и скоб – по возможности); стола (плато, планки) и др. Конструирование доступных объектов с помощью учителя и по готовому образцу. Разборка изделий. 
Конструирование по образцу и по заданию одних и тех же знакомых объектов из различных конструкторов с применением усвоенных умений и навыков.

Работа с разными материалами

Сбор природного материала и его подготовка к работе. Составление гербария из засушенных листьев и цветов. Выполнение предметных и несложных сюжетных (2-4 объекта) аппликаций из засушенных листьев, веточек, цветов, семян по образцу. Составление и наклеивание узоров из засушенных листьев, цветов в полосе, круге, квадрате, овале (без чередования и с чередованием элементов) по готовому образцу и рисунку. Составление и наклеивание простых сюжетных контурных изображений из семян арбуза, дыни. Заполнение шаблона, контуров предметных изображений семенами растений; дальнейшее составление из них коллективных тематических работ. 
Выполнение коллективных аппликаций из готовых деталей плотной ткани. Совместное с учителем изготовление помпона из толстых ниток; изделие – шапочка, колпак (из бумаги, ткани или бросового материала) с помпоном. Изготовление предметных изображений способом наклеивания на шаблон обрезков нитей; дальнейшее составление из них коллективных тематических работ. 
Мозаичная аппликация из яичной скорлупы способом наклеивания на шаблон или заполнения контурного изображения. Составление из предметных изображений коллективных панно. Изготовление поделок из бросового материала по образцу, рисунку с использованием графических изображений этапов, выполнения работы. Соединение деталей поделки с использованием скотча, степлера.


Календарная план - сетка



Дни недели

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь



I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Чт

1





















Пт

1





















Всего

2





























Дни недели

Кол-во часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Чт

1


























Пт

1


























Всего

2
















































6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Оборудование

Словарь

Работа с разными материалами

1

Человек и труд

1

05.09


Презентация


2

Что надо знать о природных материалах. Где используют природный материал.

1

06.09



природный материал

3

Сбор природного материала и его подготовка к работе

1

12.09

Экскурсия, составление коллекции из сухих листьев


коллекция

4

Аппликация из засушенных листьев «Жираф»

1

13.09




Образец, картон сухие листья, клей

Аппликация

5

Аппликация из засушенных листьев «Рыбка»

1

19.09




6

Аппликация из засушенных листьев «Гриб»

1

20.09



Работа с бумагой и картоном

7

Сорта и виды бумаги

1

26.09


Различные образцы бумаги


8

Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном

1

27.09


Линейка, клей, карандаш, кисть ножницы



9

Приемы вырезания ножницами

1

03.10

Умение вырезать




10

Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).


1

04.10

Работа с клеем.

Приклеивание

кусочков бумаги


Цветная бумага, клей – карандаш,

лист картона.

Образец

аппликации.

Мозаика

11

Складывание фигурок из бумаги (оригами)

1

10.10

Заготовка изделия.

Оригами


12

Игрушка «цветок»

1

11.10

Повторение цвета

жёлтый, красный.

Работа с клеем.

Приклеивание

полосок бумаги

Маленькие

полоски бумаги

клей, картон. Образец

аппликации.


Работа с пластичными материалами

13

Лепка: «Грибная полянка»


1

17.10

Выбор нужного цвета.

Отщипывание пластилина. Формировать умение раскатывать пластилин прямыми движениями; колбаски различной длины; умение раскатывать пластилин круговыми движениями. Умение соединять детали



Пластилин, стека, доска для

пластилина.




Примазывание,

защипывание, оттягивание.

14

Лепка «Ёж»


1

18.10

15

Лепка «Заяц»



1

24.10

16

Лепка: «Магазин игрушек»

1

25.10

Конструирование

17

Составление изображений с использованием кубиков

1

07.11



Тренировочные упражнения со строительными материалами.

Развитие мелкой моторики рук.

Кубики с изображением


18

Конструирование из деревянного конструктора «Сказочный замок»

1

08.11


Строительный материал


Замок


19

Конструирование «Дом»

1

14.11


20

Конструирование «Гараж»

1

15.11


21

Игра «Построй башню»

1

21.11



22

Конструирование из счетных палочек

1

22.11


Счетные палочки


Работа с разными материалами

23

Упражнение «Собери картинку»

1

28.11

Продолжать учить узнавать целый предмет по фрагментам и на­зывать или показывать его, складывать разрезные картинки по образцу



24

Игры с прищепками

1

29.11

Совершенствование общей и ручной моторики

Прищепки, формы

Прищепки

25

Сматывание ниток в клубок. Шарики разной величины.

1

05.12


Нитки


26

Плетение из ниток

1

06.12




27

Аппли­кации из ниток «Солнышко»

1


Резание ниток, наклеивание по контуру.

Нитки, клей, шаблон из картона


28

Изготовление бус из разных материалов

1


Умение собирать бусы

Бусины из разных материалов


29

«Утка» из природного материала

1


приклеивание деталей







Работа с бумагой и картоном



30-

31

Объемные игрушки из бумаги. Матрешка.

2


Разметка, вырезание, склеивание

Образец, картон, ножницы, клей

Матрешка

32


Фигурка «Рыбка». Оригами.

1


Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе фигурки рыбки.



33

Снежинки.

1


Складывание, вырезание

Ножницы, бумага


34-35

Объемные игрушки из бумаги. Снежинки

2


Умение бережно и экономно использовать материал

Бумага, клей


36-38

Коробка открытая из тонкого картона.

3


Уметь работать с картоном, по разметке



Конструирование

39

Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «стол».

1


Приёмы соединения деталей.



40

Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «стул».

1


Умение работать по образцу


Планка


41

Конструирование по образцу: «скамейка»

1


Соединять планки крепёжной парой путём завинчивания.


Скоба


42

Сборка дорожного знака из металлического конструктора.

1


Умение анализировать готовый образец

готовый образец изделия

Дорожный знак


Работа с бумагой и картоном

43

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «На лужайке»

1


Знакомство с

приёмом сминания,

отрывания бумаги,

Приклеивание бумаги




Автофургон

44-45

Окантовка картона полосками бумаги

2


Резать ножницами по прямой линии.

Вырезание полосок

Клей, ножницы,

цветная бумага.


Окантовка

46

Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. «Домик гнома»

1


Формирование умения использовать цвет пластилина для создания яркого образа




Симметрия

47

Поделки из салфеток.

1


Умение бережно и экономно использовать материал

Салфетки разных цветов


48

Аппликация. «Гусеница».

1


Разметка округлых деталей по трафаретам.

Цветная бумага, картон, клей


Работа с разными материалами

50

Как ткут ткани. Виды, свойства и цвет ткани

1





51

Макет полотняного переплетения тканей

1


Изготовить макет полотняного переплетения тканей


Плетение

52

Шитье по предварительным проколам овощей на бумаге (помидор).

1


Формирование умения работать аккуратно


Шитье

53

Шитье по предварительным проколам фруктов на бумаге (груша).

1





54

Завязывание узелков на концах нитки.

1





55

Аппликация из ватных дисков

1



Ватные диски, клей, картон


56

Изготовление стрекозы по устному описанию.

1


Соединение природного материала с помощью пластилина

Крылатки, пластилин


57

Аппликация «Пасхальное яйцо»

1


Учить работать по образцу

Картон, цветная бумага, клей



58

Значение   проволоки в жизни человека. Виды и свойства проволоки

1


Наблюдать, выполнять определённые действия с проволокой



Проволока

59

Изготовление фигурок рыб из проволоки.

1


Умение сгибать проволоку

Проволока


60

Свойства древесины.

1





61

Ввёртывание шурупа в древесину.

1


Вворачивать шуруп отвёрткой

Шуруп, отвёртка

Шуруп, отвёртка

Работа с пластичными материалами

62

Лепка. Посуда. Миска.

1


разминать, раскатывать, расплющивать, отщипывать, оттягивать


Миска.

63

Лепка. Посуда. Чашка.

1



Чашка

64

Лепка. Посуда. Кувшин с ручкой.

1



Кувшин с ручкой.

65

Лепка. Ведерко.

1


Анализировать образец, планировать работу 




Работа с разными материалами

66

Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо.

1


Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя.



67-68

Игры со сборно-разборными игрушками

2


Совершенствование навыков взаимодействия с предметами


Игрушки



Итого

68





7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Дидактические и методические пособия для учителя:

1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Л., 1978.

2. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителей и родителей.- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Кузнецова Л. А. Ручной труд: учебник по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

4. Кузнецова Л. А. Рабочая тетрадь в 2-х частях по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


Дидактические пособия для учащихся:

Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Набор плакатов «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Живая и неживая природа»


3


Таблицы

4

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по изобразительной деятельности.

3

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

1


Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

1


Мультимедийный проектор.

1


Экспозиционный экран .

1

Размер не менее 150X150 см

Ноутбук.

1


Сканер .

1


Принтер струйный чёрно-белый.

1


Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

3


Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

9


Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др

5


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

12


Стол учительский с тумбой.

1


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1


Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

6





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд» ДЛЯ 4 КЛАССА II ВАРИАНТ

Автор: Мосеева Любовь Александровна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-8 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-tiekhnichieskii-trud-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247662"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446612594"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС(продолжение 2) "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-prodolzhieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "130268"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415870456"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512144"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства