Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 2 вариант, 3 класс»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
______ Л.С. Романова _________ А.В. Макридин « » ________ 2018 г. « » _________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
ДЛЯ 3 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
первой категории
Мосеева Любовь Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2018 г.
Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./
Структура рабочей программы по окружающему природному миру предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР.
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программойобразования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.
-Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2018-2019 учебный год;
Миссия СКО школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках окружающего природного мира.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету « Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель уроков окружающего природного мира в 3 классе II вариант СКО школы – интернат VIII вида – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребёнок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе- сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребёнок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребёнка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребёнок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребёнок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растёт, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребёнок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные). Ребёнок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (жарка, засол, консервирование).
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом СКО школы –интерната и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Объекты природы
11
Растительный мир
31
Животный мир
26
Итого
68
Планирование коррекционной работы
по предмету «Окружающий природный мир» в 3 классе II вариант:
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия :
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- формирование навыков альтернативной коммуникации;
- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам,поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Возможные личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
Формирование уважительного отношения к окружающим
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Возможные предметные результаты:
Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
Проявление интереса к природным объектам.
Узнавание природного объекта, показывание.
Производить практические действия с различными природными материалами
Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.
5.Основное содержание предмета
Объекты природы
Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.
Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки), камешками и др. природными материалами.
Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание полисенсорного образа природного объекта.
Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.). Узнавание природного объекта.
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива)по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов , а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.
Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.
Животный мир
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (лиса, медведь). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Календарная план - сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Вт
1
Ср
1
Всего
1
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Вт
1
Ср
1
Всего
1
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды деятельности
Оборудование
Словарь
НРК
Объекты природы
1
Представление об огне.
1
04.09
Емкость с водой
Вода
МЧС г.Миасс
2
Значение огня в жизни человека
1
05.09
3
Соблюдение правил обращения с огнем
1
11.09
Просмотр презентации
4
Представление о воздухе.
1
12.09
5
Значение воздуха в жизни человека
1
18.09
Знать о значении воздуха
6
Представления о солнце.
1
19.09
Иллюстрации
Природа нашего края
7
Значение солнца в жизни человека
1
25.09
8
Полезные ископаемые (глина)
1
26.09
Образец глины
Полезные ископаемые нашего края
9
Полезные ископаемые (уголь)
1
02.10
Образец угля
10
Наблюдения за сезонными изменениями в природе
1
03.10
Экскурсия
11
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Узнавание
1
09.10
Узнавать части суток
Растительный мир
12
Сбор природных материалов. Экскурсия
1
10.10
осуществлять сбор листьев на экскурсии
13
Плодовые деревья (груша). Узнавание по внешнему виду
1
16.10
Узнавать плодовые деревья по внешнему виду
Деревья
Южного Урала
14
Плодовые деревья (слива)
1
17.10
Ветки и листья сливы
ветка,
крона
15
Грибы (лисичка). Название. Узнавание по внешнему виду
1
23.10
Ветки и листья клена
16
Грибы (подберезовик). Название. Распознавание по внешнему виду
1
24.10
ножка, шляпка
Грибы Южного Урала
17
Деревья (дуб)
1
30.10
Умение соотносить лист и дерево
корень, ствол, ветви, листья.
18
Ягоды (смородина). Название. Вкус, цвет, форма, величина.
1
31.10
Различать ягоды по внешнему виду
Набор карточек «Ягоды»
Выращивание ягод на Южном Урале.
19
Ягоды (малина). Название. Вкус, цвет, форма, величина
1
13.11
20
Ягоды (клубника). Название. Вкус, цвет, форма, величина.
1
14.11
ароматное, вкусное
21
Обобщающий урок «Ягоды»
1
20.11
22
Комнатные растения (герань). Название. Узнавание по внешнему виду
1
21.11
Узнавать комнатные растения по внешнему виду
герань
23
Комнатные растения (фиалка). Название. Распознавание по внешнему виду
1
27.11
фиалка
24
Обобщающий урок «Комнатные растения»
1
28.11
25
Садовые растения (роза). Название. Узнавание по внешнему виду
1
04.12
Называть, показывать и выбирать из множества растений.
26
Садовые растения (тюльпан). Название. Узнавание по внешнему виду
1
05.12
Различать садовые растения по внешнему виду
Набор карточек «Цветы»
тюльпан
27
Садовые растения (гвоздика). Название. Распознавание по внешнему виду
1
11.12
гвоздика
28
Обобщающий урок «Садовые растения»
1
12.12
29
Травянистые растения (одуванчик). Название. Узнавание по внешнему виду.
1
18.12
Различение травянистых растений, узнавание по внешнему виду
Травянистые растения
Травянистые растения Южного Урала
30
Травянистые растения (крапива). Название. Узнавание по внешнему виду.
1
19.12
31
Травянистые растения (подорожник). Название. Распознавание по внешнему виду.
1
25.12
подорожник
32
Различение травянистых растений
1
15.01
Презентация
33
Дикорастущие растения (ромашка). Название. Узнавание по внешнему виду
1
16.01
Сравнивать внешний вид дикорастущих растений
Дикорастущие растения
34
Дикорастущие растения (колокольчик). Название. Распознавание по внешнему виду.
1
22.01
35
Обобщающий урок «Дикорастущие растения»
1
23.01
36
Зерновые культуры (горох). Название. Узнавание по внешнему виду.
1
Называть, показывать и выбирать из множества овощей горох.
горох
Зерновые культуры
Выращивание зерновых культур на Урале
37
Зерновые культуры (бобы). Название. Узнавание по внешнему виду.
1
Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.
бобы
38
Зерновые культуры (кукуруза). Название. Распознавание по внешнему виду.
1
кукуруза
39
Обобщающий урок «Зерновые культуры»
1
40
Овощи (свекла). Название. Вкус, цвет, форма, величина.
1
Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.
Огурец и помидор, зеленый цвет, форма шара, продолговатая форма
Выращивание овощей на Урале
41
Овощи (капуста). Название. Вкус, цвет, форма, величина.
1
Называть, показывать и выбирать из множества овощей капусту.
42
Сезонные изменения в природе
1
Экскурсия
Животный мир
43-44
Домашние животные (лошадь). Распознавание по внешнему виду, питание.
2
Знание основных признаков животного, чем питается, где живет
45
Дикие животные жаркого пояса (лев). Узнавание по внешнему виду, питание
1
Набор карточек «Дикие животные»
лев
46
Дикие животные (лось). Распознавание по внешнему виду, питание