Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы по социализации личности в 8 классе коррекционной школы»
Пояснительная записка
Воспитать – значит научить жить в гармонии с окружающим миром, с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Этот процесс двусторонний, основанный на взаимопонимании воспитателя и воспитанников.
Данная программа рассчитана для учащихся 8 класса коррекционной школы для детей с легкой степенью умственной отсталости.
Рабочая программа разработана на основе Системы воспитательной работы по социализации личности в специальной (коррекционной) школе-интернате. Книга 4/ Авторы-сост.: А.И.Перминев, Л.Н.Полоцкая, О.В. Куливец, Г.Н. Коненкова, В.И.Толстых, И.Н.Кузьмина, С.Н. Синицина, Т.В.Выборная, Ю.Ю.Колбасина. Омск. ОмГПУ, 2007 г.
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
Программа воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения мероприятий по данной программе самые разнообразные: комплексные (интегрированные), беседы, рассказы, экскурсии, праздники, конкурсы, тестирование, дискуссии.
Тематика занятий подобрана с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности ;
частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах ;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Тематический план
№
Разделы
Часы
1.
Экологическое развитие
33ч.
1.
Социальное развитие.
33ч.
2.
Охрана здоровья
35ч.
3.
Творческое развитие
34ч.
4.
Общешкольные праздники , детский час.
34ч.
5.
Итог.
169ч.
Содержание программы
Социальное развитие. Специальные (коррекционные) занятия по личностному развитию направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации на повышение общего развития учащихся.
Занятия по личностному развитию структурируются с учётом результатов диагностики уровня воспитанности, данных о самооценке уровня воспитанности , самооценке черт характера, на формирование навыков общения в различных видах деятельности, на развитие основ личной самооценки, становление личностной позиции.
Воспитанники должны знать:
Основные законы школы, права, обязанности школьника;
Устав школы, необходимые статьи трудового кодекса (ст.191-194 ТК);
Основные мероприятия по охране природы в Омской области.
Воспитанники должны уметь:
Осмысливать мотивы поведения, на основе важнейших нравственных ценностей;
Руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора;
Культурно и вежливо вести себя в общественных местах;
Анализировать нравственные поступки свои, своих друзей;
Видеть красоту в простом и обыденном;
Выполнять экологические правила.
Охрана здоровья и жизнеобеспечение.
Классные часы составлены на основе знаний о физическом развитии детей, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с общим психическим недоразвитием, предусматривает освоение отдельных технологий.
Занятия ориентируют воспитателя на последовательное решение основных задач:
-укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников;
-воспитание потребности в физических знаниях и привычки к здоровому образу жизни;
-формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.
Воспитанники должны знать:
Значение здоровья для жизни и деятельности человека;
Средства и способы сбережения здоровья;
Многообразие пиротехники и правила их использования;
Основные автобусные маршруты;
Правила ухода за кожей лица;
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, на дорогах, водоемах;
Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях и экстремальных ситуациях (перелом, ушиб, ожог);
Назначение лекарственных препаратов.
Воспитанники должны уметь:
применять знания о здоровом образе жизни;
правила использования средства и способы сбережения здоровья;
правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног;
понимать связь событий и делать последовательные умозаключения;
выполнять правила дорожного движения;
правильно использовать лекарственные препараты;
выполнять правила безопасности при поездке на автомобильном, железнодорожном транспорте;
анализировать свои действия на дорогах, транспорте и др.
оказать первую помощь при ожоге, ушибе, переломе, обморожении.
Творческое развитие.
Занятия по творческому развитию направлены на воспитание способности воспринимать , ценить и создавать прекрасное в жизни , развитие творческих способностей воспитанников , формирование художественного вкуса, развитие интереса к творчеству, знакомство с основами декоративного творчества.
Занятия направлены на комплексное решение ряда задач:
- развитие у детей аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
-совершенствование умений ориентироваться в задании, планировании работы и последовательное его выполнении;
-улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий;
-формирование умений высказывать оценочное суждение о произведениях искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развитие у детей художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в творческой работе;
-содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов:
- конструирование из бумаги и картона;
-работа с природным материалом;
-работа с бросовым материалом ;
- торцевание;
-объемные аппликации из вязаного шнура;
-работа с тканью и нитками (мягкая игрушка, вязание).
С целью обогащения представлений детей используется наглядно-дидактический материал (картины, иллюстрации, натуральные предметы); организуются экскурсии в художественную и школу, на городские и районные выставки «Добрым людям на загляденье», экскурсии на производства, встречи со спортсменами, ветеранами, работниками ГИБДД, МЧС, воинами-интернационалистами и ветеранами труда, организуются беседы об искусстве и спорте.
Воспитанники должны уметь:
самостоятельно работать;
систематизировать навыки выполнения задания, построенного на тональных сочетаниях разных цветов;
применять композиционные навыки на примере построения сюжета;
ориентироваться в задании, определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых композиций;
давать оценку своей работе;
использовать прием торцевания;
проявлять художественный вкус, развивать фантазию, образные представления;
свободно экспериментировать в работе;
передавать характерные особенности узоров, использовать традиционную роспись гаммы цветов;
свободно использовать конструкторские навыки, комбинировать различные материалы по структуре, цвету;
проявлять самостоятельность при работе с текстилем, устанавливать логическую последовательность выполнения работ;
использовать навыки вязания крючком и спицами;
передавать свое отношение к различным событиям, явлениям через изобразительную деятельность.
Учебно — методическое обеспечение
Научно — методическая литература
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности у детей. —
М., 1997.
2. Божович Л. И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
3. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.
4. Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968.
5. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.
6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
7. Организация общешкольных мероприятий:сценарии тематических праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр-путешествий, фестивалей, конкурсов и турнир/сост. С.А.ЦАБЫБИН.-Волгоград:Учитель, 2007.
8.Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев.-М.:ТЦ Сфера,2001.
Литература для учащихся
1.Бубекина Г.В., Гославская Т. П. Самоделки из природного материала.
- М,1960.
2.Гальперштейна Л. Я. Поделки, папье-маше, бумажные цветы. – М.: РОСМЭН;1996.
3.Максимов Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. – М.: АСТ,1998.
4.Прщицкая Е.Н. Выбирайте професии: Учеб. Пособие для ст.кл. Сред.шк.-М.:Просвещение,1991.
5.1000 загадок, пословиц и поговорок. Авт.-сост.В.Н.Иванкова.-М.:ООО «Аквариум-Принт»,2006.