Информационный блок | Самый многочисленный и разнообразный класс живых существ на планете – это насекомые. Только они сумели приспособиться ко всем средам обитания: от жарких пустынь, до заснеженных горных вершин, а некоторые насекомые живут даже под водой. Так кто такие насекомые? Хотя на первый взгляд все они кажутся разными, насекомых объединяет три общих признака. Во-первых, их тела состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. Во-вторых, все они беспозвоночные, у них отсутствует позвоночный столб. И наконец, у всех насекомых шесть ног и у большинства из них есть крылья. У насекомых нет скелета, но есть наружный панцирь, защищающий внутренние органы, подобно кузову, защищающие детали фольксвагена-жука. Настоящие жуки не могут вырасти до таких размеров, поскольку их панцирь был бы очень тяжелым. Размер насекомых также ограничивает их дыхательные системы. Вместо легких у них сеть ветвящихся трахей, которые и обеспечивают тело кислородом. Воздух при этом проникает сквозь крошечные отверстия – дыхальца. Из-за отсутствия легких, воздух не проникает вглубь организма, поэтому размер насекомых не может превышать 15 см. за редким исключением. Самые мелкие в мире насекомые могут пролететь через игольное ушко. Удивительно, но и самое тяжелое насекомое на планете — неуклюжий жук-голиаф тоже может летать, несмотря на то, что по всем современным представлениям и законам аэродинамики летать не должен. Когда же появились первые насекомые? Более 300000000 лет назад первые крылатые особи летали в лесах, покрывающих землю, задолго до появления человека. Причем древние насекомые были очень похожи на современные виды, что говорит о том, что уже тогда они умели приспосабливаться к любым условиям. Как только появился первый гомо сапиенс, многие виды насекомых приспособились жить рядом с человеком. Постельные клопы, вши и блохи досаждали нашим предкам в их теплых пещерах, а потом и в жилых помещениях, тараканы и мухи лакомились остатками пищи. Это положило начало неприязни человека к насекомым, и с тех пор мы воспринимаем их как вредителей. На самом деле насекомые важная часть нашей жизни. И пользы от насекомых гораздо больше чем вреда. Они перерабатывают растительные и животные остатки в питательные вещества, которые удобряют почву и способствуют росту растений. Насекомые незаменимы как опылители. Эти высоко адаптированные существа необходимы для жизни. Без них наш мир не смог бы существовать. Возможно, если мы попытаемся понять насекомых, мы сумеем относиться к ним с должным уважением. |
Развивающие задания, загадки, стихотворения, поделки. | Реши ребус. Игра «Учись слушать звуки» Учитель заранее готовит плёнку с записью различных звуков насекомых, которые нас окружают. После предъявления того или иного звука первый, кто угадает, поднимает руку и называет, что это за звук. За правильный ответ – 1 балл. Кто из участников игры набирает больше всего баллов-выигрывает. Эта игра способствует развитию у детей восприятия звуков. Подбери нужные антонимы к многозначным словом. Свободный стул Свободный костюм | Занятый Тесный | Мягкий хлеб Мягкий шаг | Тяжёлый Чёрствый | Мелкий дождь Мелкий ручей | Глубокий Частый | Крупный орех Крупный ребёнок | Маленький Мелкий | Худой человек Худой карман | Целый Толстый | В каждом слове зачеркни одну букву чтобы получилось новое слово. Например: поле-пол Коля-_________ смех- ___________ Ваня- ________ лампа- ________ игра- __________ огород - __________ гроза- _________ лента - ___________ шарф- _________ верба - ___________ крот- __________ крошка- __________ Слушай внимательно! Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые. Логика. Гусеница взбиралась на дерево высотой 14 метров. За день она поднималась на 5 метров, а за ночь сползала на 2 метра. За сколько дней гусеница доползла до вершины дерева? [19-26, 29-36] |
Итог. Обсуждение результатов работы на занятии | Ответь на вопросы. Насекомое, живущее в улье? У жука три пары ног, сколько всего ног у жука? Животное, у которого много ножек. Насекомое, очень любившее поучать Буратино? Сколько ног у червяка? |