kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи 6 класс со сложной структурой дефекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  в соответствии с программой по чтению и развитию речи для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой и авторской  программой Е.Д. Худенко «Особый ребенок».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи 6 класс со сложной структурой дефекта.»

ГОБОУ Кильдинская КШИ


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УР


О.М.Скреблюкова


«30» августа 2016 года

Рассмотрено и принята на методическом объединении учителей-предметников.

Протокол

№ 1 от 30.08.2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБОУ Кильдинская КШИ

Е.Н. Тиканова


«30» августа 2016 года














РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи.

6 (ССД) класс


Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год




Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с программой по чтению и развитию речи для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой и авторской программой Е.Д. Худенко «Особый ребенок»


Программу составила: В.А. Быкова, высшая категория по должности «учитель».





Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса составлена на основе специального Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умственно отсталых учащихся с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. Курс имеет социально-коммуникативную направленность, предполагающую формирование социально значимых умений с помощью письма и развития речи. В связи с этим на первый план выдвигается задача развития речи подростков как средства общения и как способа коррекции их психофизических недостатков.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2011г.

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей со сложной структурой дефекта.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Главная цель предмета:

- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

- обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;

- социальная адаптация и реабилитация.


Задачи обучения чтению в 6 (ссд) классе:

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- выработка умения правильно строить предложения;

- формировать нравственные качества.

Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся. Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.

Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, самостоятельная работа и др.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к чтению.

Понимание прочитанного

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание  отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков  о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

3. Основные требования к знаниям и  умениям учащихся


Результаты изучения курса

.

Предметные:


1 уровень

2 уровень

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

  2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

  3. Активно участвовать в анализе произведения;

  4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

  5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

  2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение  целым словом часто встречающихся двусложных слов;

  3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

4.     Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.


Базовые учебные действия:

Личностные:


  1. Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

  3. Развитие мыслительной деятельности;

  4. Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной;

  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  6. Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала.


Регулятивные :

1. Определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

2. Учиться работать по предложенному учителем плану;

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные :

1. Находить ответы на вопросы ;

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при и переработке материала;

4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

6. Умение высказывать  своё отношение к получаемой информации .


Коммуникативные :

1. Учиться работать в паре, группе;

2. Выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

3. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

4. Слушать собеседника;

5. Договариваться и приходить к общему решению;

6. Формулировать собственное мнение и позицию;



4. Федеральный базисный учебный план


Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение предмета « Чтение и развитие речи» в 6 классе для детей со сложной структурой дефекта. Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов, 4 часов в неделю. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 5 классе.





Содержание программы.



Модуль 1. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ:

- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

- осознанное, правильное плавное чтение по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке. Постепенный переход к чтению целыми словами.

- соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.




Уровень 1

Уровень 2

  1. Уметь осознанно и правильно читать текст целыми словами.

  2. Трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам.

  3. Повышение и понижение голоса в соответствии со знаками препинания и характером содержания.

  4. Соблюдение пауз – длинных и коротких – в зависимости от смысла читаемого и знаков препинания.

  5. Передача эмоционального тона речи персонажа, произведения в целом.

  6. Использование громкости голоса для построения логических ударений и передачи характера текста.

  7. Передача голосом характера и настроения персонажа при чтении по ролям.

  1. Уметь читать слог + целое слово



Модуль 2. ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО:

- ответы на вопросы по содержанию текста, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин

- нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы

- элементарная оценка прочитанного.


Уровень 1

Уровень 2

  1. Уметь отвечать на наводящие вопросы. Работа над эмоциональным адекватным восприятием на слух.

  2. Составление картинного плана.

  3. Пересказ с опорой на иллюстрации картинного плана.

  4. Подробный, частичный пересказ.



  1. Составление картинного плана.

  2. Подробный, частичный с помощью наводящих вопросов пересказ.

  3. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.




Модуль 3. развитие устной речи:

- развитие связной устной речи

- пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя

- обогащение и уточнение словарного запаса,

-- обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с этой целью во 2 классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей используются вопросы

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении, чтение их перед классом.


Уровень 1

Уровень 2

  1. Освоение чтения по ролям с участием двух-трех персонажей.

  2. Инсценирование прочитанного в форме живых картин и произнесения отдельных реплик за действующих лиц.

  3. Словесное описание героев произведения.

  4. Творческий пересказ .

  5. Рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

  6. Высказывать отношение свое к поступку героя, события.

  7. Знать наизусть 10 стихотворений.

  1. Освоение чтения по ролям с участием двух-трех персонажей маленьких произведений с помощью учителя.

  2. Инсценирование прочитанного в форме живых картин и произнесения отдельных реплик за действующих лиц.

  3. Словесное описание героев произведения с помощью опорных вопросов.

  4. Уметь пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя, по заранее подготовленному плану.

  5. Знать наизусть 5 стихотворений.



.


Учебно - тематический план


Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Листья пожелтелые по ветру летят …

15 ч

  • А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»

  • Ф.Тютчев «Листья».

  • По Г.Граубину «Как наступает листопад».

  • А.Гонтарь «Осень в лесу».

  • С.Прокофьева «Подарки Осени»

  • По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок)

  • Н..Носов «Хитрюга».

  • Н.Сладков «Осень».

  • Г.Снегирёв «Бурундук».

Раз, два – начинается игра!

10 ч

  • Считалки

  • М.Бородицкая «Щи- талочка»

  • Л.Пантелеев «Карусели».

  • Д.Хармс «Игра». (Отрывок)

  • В.Левин «Чудеса в авоське».


Будем делать хорошо и не будем - плохо

23 ч

  • «Не моё дело!» (Китайская сказка)

  • И.Крылов «Чиж и Голубь»

  • Л.Толстой «Два товарища»

  • Л.Пантелеев «Трус».

  • Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».

  • В.Сафронов «Подвиг».

  • Ю.Ермолаев «Силач».

  • По В.Осеевой «Самое страшное»

  • К.Киршина «Вот какая история»

  • По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря».

  • А.Барто «В театре»

  • Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо»

Зимние узоры.



16ч




  • Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

  • С.Прокофьева «Подарки Зимы».

  • Г.Харлампьев «Жадная сорока».

  • З.Александрова «До свидания, зима!»

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

15 ч

  • «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).

  • Г.Сапгир «Рабочие руки».

  • Н.Носов «Заплатка».

  • А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».

  • Г.Виеру «Хлеб с росою».

В окно повеяло весною…

19 ч

  • А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась…»

  • К.Ушинский «Ласточка».

  • А.Н.Толстой «Весенние ручьи».

  • С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам».

  • В.Сафронова «Весна».


На пользу и славу Отечества

20 ч

  • Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина)

  • Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».

  • По О.Орлову «К неведомым берегам».

  • По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».

Видно не напрасно называют лето красным

18 ч

  • Г.Греков «Летом».

  • С.Прокофьева «Подарки лета».

  • По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».

  • По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).

  • Вс.Рождественский «Одуванчик».

  • По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧТЕНИЕ 6 (ссд) КЛАСС


п\п


Тема урока

Кол-во

ча

сов


Тип урока


Элементы

содержания


Требования к уровню подготовки учащихся

1

2

3

4

5

6

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 6класса

Знать способы ориентирования в учебнике.

Уметь читать и понимать учебные тексты

Тема: Листья пожелтевшие по ветру летят

2

А. Плещеев. «Осень наступила»

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме «Осень»

Стихотворение. Выра­зительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста.

Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности


3

Ф.Тютчев «Листья»

1

Урок открытия новых знаний

Понимание содержания произведения: тема, события, их последовательность.

Знать признаки осени.

Уметь объяснять значение слов, употребляемых в стихотворении.

4

Г.Граубин «Как наступает листопад»

2

Урок открытия новых знаний.

Выразительное, осознанное чтение. Составление полных ответов на вопросы.

Знать признаки осени. Уметь отвечать на вопросы. Уметь активно участвовать в беседе.

5

М. Пришвин «Старый гриб» (отрывок)

2

Урок открытия новых знаний.

Выразительное, осознанное чтение. Составление полных ответов на вопросы

Краткий пересказ.

Знать, в какую погоду хорошо растут грибы. Уметь словесно иллюстрировать отрывок.

6

Е. Носов «Хитрюга»

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала


Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать признаки поздней осени. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся.

7

Н. Сладков. «Осень»

2

Урок открытия новых знаний

Пересказ прочитанного содержания , читать по ролям

Жанр: волшебная сказка. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц.

8



Г. Снегирев «Бурундук»

2

Урок открытия новых знаний

Восприятие на слух

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения



Знать особенности бурундука, его повадки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Уметь сравнивать, находить сходства и различия.


Уметь сравнивать, находить сходства и различия.


9

Обобщающий урок по теме «Листья желтые по ветру летят»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выра­зительное, осознанное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Участие в диалоге при об­суждении прочитанного произведения

Уметь определять тему и главную мысль произведения

оценивать события, героев произведения

Тема: Раз, два – начинается игра!

10

Считалки

2

Комбинированный урок

Выра­зительное чтение

Знать народные игры, загадки, пословицы.

Уметь отгадывать загадки;

участвовать в диалоге при обсуждении

11

Л. Пантелеев «Карусели»

2

Комбинированный урок

Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.


Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте на заданную тему, корректировать ответы учащихся.

12

Д. Хармс «Игра»

2

Комбинированный урок

Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок.

13

Н. Носов «Затейники»

2

Комбинированный урок

Характеризовать

главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям.

Уметь читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное. Уметь планировать свою работу. Знать значение слова затейники.

14

Загадки Пословицы

Обобщающий урок на тему «Раз, два – начинается игра!»

2

Урок

обобщения и систематизации знаний

Выра­зительное, осознанное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Участие в диалоге при об­суждении прочитанного произведения

Уметь

оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения наизусть

использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг.


Тема: Будем делать хорошо и не будем плохо.

15

Китайская сказка «Не моё дело»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение работать с книгой, с оглавлением, подготовиться к выразительному чтению, выделять отдельные места по вопросам, подготовка пересказа.

Знать особенности сказок. Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения.

16

И. Крылов «Чиж и голубь»

2


Урок развития умения и навыков.

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать особенности басен. У. выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор. чтение по вопросам.





17

Л. Толстой «Два товарища»

2

Комбинированный урок. (Урок обучения умениям и навыкам)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Принимать активное участие в диалоге.




18

Л. Пантелеев «Трус»

2

Урок развития умения и навыков

Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героев произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Подготовка к пересказу.

Уметь пересказывать текст по картинкам.

Уметь корректировать ответы учащихся, оценивать события, героев произведения.




19

Э.Киселева «Про то, как Миша стал храбрым»

2

Комбинированный урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

Уметь пересказывать прочитанное, соблюдать последовательность чтения коллективной работы.

20

В. Сафронова «Подвиг»

2

Комбинированный урок

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг.

21

Ю. Ермолаев «Силач»

2

Комбинированный урок

Характеризовать

главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения

Знать значение слов: арка, невредимы. Уметь оценивать поступок героя, характер-ть его качества. Уметь соблюдать при чтении знаки препин. и нужную инт-ю.



22

Е. Пермяк «Самое страшное»

2

Комбинированный урок

Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении






23









К. Киршина «Вот какая история»






3









Комбинированный урок








Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения







Знать значение слов: распоследнее (дело), привечали, откровенно, пуще, расквашенный (нос). Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Уметь выделять главное в тексте.

24

По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря»

3

Урок развития умения и навыков

Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделять отдельные места по вопросам, подготовка пересказа.

Знать правила вежливости. Уметь читать сознательно, правильно, самостоятельно готовиться к выраз-у чтению проанализированного на уроке текста.



25

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем –плохо»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь

оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения, использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Тема : Зимние узоры


26

Литовская сказка «Старый мороз и молодой Морозец»

2

Комбинированный урок.

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения.

Знать особенности сказок. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.

27

А.Н. Толстой «Ёлка»

3

Комбинированный урок.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.

28

С. Черный «Снежная баба»

2

Урок обучения умениям и навыкам

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения.

Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию.




29

С. Прокофьева «Подарки зимы»

2

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других.

30

Г. Харлампьев Жадная сорока

2

Комбинированный урок.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.

31

В. Коржиков «В пограничном наряде»

2

Урок обучения умениям и навыкам

Характеризовать

главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям.

Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.

32

З. Александрова «До свидания, зима!»

2

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение.

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других.




33

Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь

оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения, использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Тема: Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно.



34

Грузинская сказка «Заработанный рубль»

3

Урок открытия новых знаний

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Знать особенности сказок. Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя.

35

У. Шварц «Сказка о Василисе- Работнице»

1

Урок развития умения и навыков

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Уметь читать осознанно, правильно, выразительно; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц.

36

Г. Сапгир «Рабочие руки»

1

Урок открытия новых знаний

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения.

Знать значение слова «охочие». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

37

М. Миршакар «Мудрый дед»

1

Урок открытия новых знаний

Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно; выделять главную мысль произведения; подготовка к заучиванию наизусть.


Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

38

В. Хомченко «Михаськин сад»

1

Комбинированный урок.

Рассматривание иллюстрации к произведению с нахождением описания этого эпизода в рассказе. характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного.

Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.

39

Н. Носов «Заплатка»

2

Урок объяснения нового материала

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух, озаглавить части, краткий пересказ.

Знать значение слов «защитный», «досада», «лоскуток», «наново», «любо». Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение.


40

А. Барто «Я лишний»


1

Комбинирован

ный урок.

Выра­зительное, осознанное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Участие в диалоге при об­суждении прочитанного произведения

Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь сравнивать. Уметь оценивать себя и других.


41

Г. Виеру «Хлеб с росой»

1

Комбинированный урок.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Знать значение слова «брынза». Знать о бережном отношении к хлебу. Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение.


42

К. Киршина «Просто сочинение»

1

Комбиниро

ванный урок.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний







43

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

1

Комбиниро

ванный урок.

Рассматривание иллюстрации к произведению с нахождением описания этого эпизода в книге.





44

Э. Киселева «Волшебный котелок»

1

Комбиниро

ванный урок.

Пересказ прочитанного по плану. Полный и выборочный пересказ.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения







45

Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь

читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям


Тема: В окно повеяло весной


46

Народная песенка

1

Урок объяснения нового материала

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

47

А. Плещеев «Весна»

2

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение


48

К. Ушинский «Ласточка»

2

Урок развития умения и навыков

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.


Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть.




49

А.Н. Толстой «Весенние ручьи»

2

Урок развития умения и навыков

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя», участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Знать признаки весны. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей.




50

Б. Житков «Наводнение»

2

Урок развития умения и навыков

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя»




51

С. Прокофьева «Подарки весны»

2

Комбинирован

ный урок.

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя», подготовка к заучиванию наизусть

Знать признаки весны, наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.


52

В. Берестов «Праздник мам»

2

Комбинирован

ный урок.

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.


53

Н. Сладков «Ивовый пир»

2

Комбинирован

ный урок.

Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; характеризующих поступки героев, картины природы.

Знать признаки весны. Знать значение слов «мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные». Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия.

54

В. Сафронова «Весна»

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать признаки весны, значение слов «невпроворот», «изумруд», «бархат». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь соблюдать последовательность чтения коллективной работы.


55

В. Воскобойников «Боец бытового отряда»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Размышления по поводу того, как автор рисует словами


56

Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весной»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям


Тема: «На пользу и славу Отечества»

57

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

5

Урок развития умения и навыков

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.


Знать значение слов «былина», «умом светел», «корчевать», «странник», «пожня», «бейся- ратайся», «холил», «палица булатная», «благославлял», «корысть». Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному


58

Л. Толстой «Как боролся русский богатырь»

5

Урок развития умения и навыков

Герои произведения. Вос­приятие и понимание их эмоционально-нравствен­ных переживаний. Краткий пересказ.

Знать значение слова «печенеги». Уметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения.

59

О. Орлов «К неведомым берегам»

4

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение по ролям с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста .

Знать значение слов «почтительно», «устье», «командор», «штурман», «дозорный», «зрительная». Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение.

Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем.

60

Г. Черненко «Русский» паровой дилижанец»

5

Урок развития умения и навыков

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать значение слов «распутица», «дилижанец», «доходить самим». Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа.

61

Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала.

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям


Тема: «Видимо, люди не напрасно называют лето красным»

62

Н. Греков «Летом»

2

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть.

Знать признаки лета. Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

63

Э. Шим «Кто сажает подсолнухи»

2

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать признаки лета. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь описывать иллюстрацию в учебнике.


64

А. Смирнов «Малина»

3

Урок развития умения и навыков

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя»

Знать значение слов «невзрачные», «нектар»,

« полакомиться», «ароматные», ценность малины. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение.

65

С. Иванов «Позвольте вас пригласить на танец»

3

Урок развития умения и навыков

Выразительное чтение по ролям с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать значение слова «милосердие», об особенностях пчёл, их роли в природе; о пользе, приносимой людям. Уметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок.

66

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»


3

Комбинированный урок.

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Знать значение слов «пронзительный», «отвадить», об особенностях, повадках, образе жизни стрижей. Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

67

Вс. Рождественский «Одуванчик»

2

Комбинирован

ный урок.

Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух.

Знать об особенностях одуванчиков. Уметь выразительно читать стихотворение.

68

Обобщающий урок по теме «Видимо, люди не напрасно называют лето красным»

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала.

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям.







Список литературы


  1. Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 2 кл., М., 2005.

  2. Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003

  3. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.

  4. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007.

  5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

  6. Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2003.

  7. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976

  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.





















ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ

ОСВОЕНИЯ ТЕКСТА И КНИГИ


Умения читать и понимать фразы разного характера

Формировать умения:

  • слушать и читать слова с заданной целевой установкой (Прочитай слова, обозначающие название магазина: «Одежда», «Обувь», «Посуда», действия мальчика: «идет – сидит - читает»);

  • подбирать картинки к словам; слова к картинкам;

  • способа чтения целыми словами;

  • составлять словосочетания: «Дом большой; высокий человек; большая красная чашка и т.д.»; моделировать и читать фразу из 2-5ти слов: «Это дом. Это большой дом. Это большой кирпичный дом. Саша пьет молоко. Саша пьет молок из стакана» и т.д.

  • конструировать фразу с заданной целевой установкой: «Посмотрите, что я делаю» и составьте предложение: «Положила хлеб на стол»;

  • найдите картинки, на которых изображены эти предметы: «хлеб», «стол»;

  • составьте предложение: «Хлеб на столе»;

  • ответьте на вопрос: «Где хлеб?»;

  • прочитайте фразу и т.д.;

  • самостоятельно прочитывать знакомую фразу, слова с должным интонационным оформлением (вопрос, повествование, утверждение);

  • в процессе чтения фразы предугадывать дальнейшее действие (предмет, событие): «Саша пьет молоко из?»; «Хлеб лежит на...»;

  • самостоятельно составлять фразу, пользуясь картинками, для озвучивания своих желаний, намерений: «Я хочу... (пить, спать, гулять, кушать и т.д.) »;

  • эмоционально-адекватное восприятие фразы, нескольких фраз.


Умение пересказать текст

Формировать умения:

  • слушать текст и отвечать на вопросы;

  • ориентироваться в картинном плане, с эпизодом, как частью текста;

  • соотносить заданное заглавие с иллюстрациями;

  • умение выстраивать заданный картинный план с опорой на вопросы учителя;

  • умение пересказывать текст по картинному плану;

  • последовательно отвечать на 3-5 вопросов и потом по памяти восстановить картинный план; ответы на вопросы; пересказать текст.


Гигиена чтения

  • Формировать умения выполнять правила гигиены чтения (посадка, расположение текста);

  • Формировать умения обращаться с книгой, сохранности книжного фонда в учреждении.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Быкова Валентина Александровна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417889


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства