Рассмотрено и принята на методическом объединении учителей-предметников.
№ 1 от 30.08.2016г.
Е.Н. Тиканова
по чтению и развитию речи.
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с программой по чтению и развитию речи для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой и авторской программой Е.Д. Худенко «Особый ребенок»
Программу составила: В.А. Быкова, высшая категория по должности «учитель».
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса составлена на основе специального Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умственно отсталых учащихся с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. Курс имеет социально-коммуникативную направленность, предполагающую формирование социально значимых умений с помощью письма и развития речи. В связи с этим на первый план выдвигается задача развития речи подростков как средства общения и как способа коррекции их психофизических недостатков.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2011г.
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей со сложной структурой дефекта.
Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
- социальная адаптация и реабилитация.
- формировать нравственные качества.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к чтению.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
.
1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2. Учиться работать по предложенному учителем плану;
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Находить ответы на вопросы ;
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. Проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при и переработке материала;
4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
6. Умение высказывать своё отношение к получаемой информации .
1. Учиться работать в паре, группе;
2. Выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
3. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
4. Слушать собеседника;
5. Договариваться и приходить к общему решению;
6. Формулировать собственное мнение и позицию;
- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
- осознанное, правильное плавное чтение по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке. Постепенный переход к чтению целыми словами.
- соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
- ответы на вопросы по содержанию текста, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин
- элементарная оценка прочитанного.
-- обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с этой целью во 2 классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей используются вопросы
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении, чтение их перед классом.
.
№ п\п | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 6класса | Знать способы ориентирования в учебнике. Уметь читать и понимать учебные тексты |
Тема: Листья пожелтевшие по ветру летят |
2 | А. Плещеев. «Осень наступила» | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме «Осень» | Стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности |
3 | Ф.Тютчев «Листья» | 1 | Урок открытия новых знаний | Понимание содержания произведения: тема, события, их последовательность. | Знать признаки осени. Уметь объяснять значение слов, употребляемых в стихотворении. |
4 | Г.Граубин «Как наступает листопад» | 2 | Урок открытия новых знаний. | Выразительное, осознанное чтение. Составление полных ответов на вопросы. | Знать признаки осени. Уметь отвечать на вопросы. Уметь активно участвовать в беседе. |
5 | М. Пришвин «Старый гриб» (отрывок) | 2 | Урок открытия новых знаний. | Выразительное, осознанное чтение. Составление полных ответов на вопросы Краткий пересказ. | Знать, в какую погоду хорошо растут грибы. Уметь словесно иллюстрировать отрывок. |
6 | Е. Носов «Хитрюга» | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать признаки поздней осени. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся. |
7 | Н. Сладков. «Осень» | 2 | Урок открытия новых знаний | Пересказ прочитанного содержания , читать по ролям | Жанр: волшебная сказка. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц. |
8 | Г. Снегирев «Бурундук» | 2 | Урок открытия новых знаний | Восприятие на слух Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать особенности бурундука, его повадки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Уметь сравнивать, находить сходства и различия. | | Уметь сравнивать, находить сходства и различия. |
9 | Обобщающий урок по теме «Листья желтые по ветру летят» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выразительное, осознанное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения оценивать события, героев произведения |
Тема: Раз, два – начинается игра! |
10 | Считалки | 2 | Комбинированный урок | Выразительное чтение | Знать народные игры, загадки, пословицы. Уметь отгадывать загадки; участвовать в диалоге при обсуждении |
11 | Л. Пантелеев «Карусели» | 2 | Комбинированный урок | Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте на заданную тему, корректировать ответы учащихся. |
12 | Д. Хармс «Игра» | 2 | Комбинированный урок | Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок. |
13 | Н. Носов «Затейники» | 2 | Комбинированный урок | Характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям. | Уметь читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное. Уметь планировать свою работу. Знать значение слова затейники. |
14 | Загадки Пословицы Обобщающий урок на тему «Раз, два – начинается игра!» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выразительное, осознанное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Уметь оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. |
Тема: Будем делать хорошо и не будем плохо. |
15 | Китайская сказка «Не моё дело» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Умение работать с книгой, с оглавлением, подготовиться к выразительному чтению, выделять отдельные места по вопросам, подготовка пересказа. | Знать особенности сказок. Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. |
16 | И. Крылов «Чиж и голубь» | 2 | Урок развития умения и навыков. | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать особенности басен. У. выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор. чтение по вопросам. |
17 | Л. Толстой «Два товарища» | 2 | Комбинированный урок. (Урок обучения умениям и навыкам) | Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Принимать активное участие в диалоге. |
18 | Л. Пантелеев «Трус» | 2 | Урок развития умения и навыков | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героев произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Подготовка к пересказу. | Уметь пересказывать текст по картинкам. Уметь корректировать ответы учащихся, оценивать события, героев произведения. |
19 | Э.Киселева «Про то, как Миша стал храбрым» | 2 | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | Уметь пересказывать прочитанное, соблюдать последовательность чтения коллективной работы. |
20 | В. Сафронова «Подвиг» | 2 | Комбинированный урок | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. |
21 | Ю. Ермолаев «Силач» | 2 | Комбинированный урок | Характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения | Знать значение слов: арка, невредимы. Уметь оценивать поступок героя, характер-ть его качества. Уметь соблюдать при чтении знаки препин. и нужную инт-ю. |
22 | Е. Пермяк «Самое страшное» | 2 | Комбинированный урок | Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
23 | К. Киршина «Вот какая история» | 3 | Комбинированный урок | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать значение слов: распоследнее (дело), привечали, откровенно, пуще, расквашенный (нос). Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Уметь выделять главное в тексте. |
24 | По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря» | 3 | Урок развития умения и навыков | Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделять отдельные места по вопросам, подготовка пересказа. | Знать правила вежливости. Уметь читать сознательно, правильно, самостоятельно готовиться к выраз-у чтению проанализированного на уроке текста. |
25 | Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем –плохо» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения, использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. |
Тема : Зимние узоры |
26 | Литовская сказка «Старый мороз и молодой Морозец» | 2 | Комбинированный урок. | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. | Знать особенности сказок. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. |
27 | А.Н. Толстой «Ёлка» | 3 | Комбинированный урок. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. | Уметь отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. |
28 | С. Черный «Снежная баба» | 2 | Урок обучения умениям и навыкам | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. |
29 | С. Прокофьева «Подарки зимы» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. |
30 | Г. Харлампьев Жадная сорока | 2 | Комбинированный урок. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. |
31 | В. Коржиков «В пограничном наряде» | 2 | Урок обучения умениям и навыкам | Характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям. | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. |
32 | З. Александрова «До свидания, зима!» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. |
33 | Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения, использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг. Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. |
Тема: Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно. | |
34 | Грузинская сказка «Заработанный рубль» | 3 | Урок открытия новых знаний | Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Знать особенности сказок. Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя. |
35 | У. Шварц «Сказка о Василисе- Работнице» | 1 | Урок развития умения и навыков | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». | Уметь читать осознанно, правильно, выразительно; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц. |
36 | Г. Сапгир «Рабочие руки» | 1 | Урок открытия новых знаний | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. | Знать значение слова «охочие». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. |
37 | М. Миршакар «Мудрый дед» | 1 | Урок открытия новых знаний | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно; выделять главную мысль произведения; подготовка к заучиванию наизусть. | Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. |
38 | В. Хомченко «Михаськин сад» | 1 | Комбинированный урок. | Рассматривание иллюстрации к произведению с нахождением описания этого эпизода в рассказе. характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. |
39 | Н. Носов «Заплатка» | 2 | Урок объяснения нового материала | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух, озаглавить части, краткий пересказ. | Знать значение слов «защитный», «досада», «лоскуток», «наново», «любо». Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение. |
40 | А. Барто «Я лишний» | 1 | Комбинирован ный урок. | Выразительное, осознанное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь сравнивать. Уметь оценивать себя и других. |
41 | Г. Виеру «Хлеб с росой» | 1 | Комбинированный урок. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать значение слова «брынза». Знать о бережном отношении к хлебу. Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение. |
42 | К. Киршина «Просто сочинение» | 1 | Комбиниро ванный урок. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний | |
43 | Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» | 1 | Комбиниро ванный урок. | Рассматривание иллюстрации к произведению с нахождением описания этого эпизода в книге. | |
44 | Э. Киселева «Волшебный котелок» | 1 | Комбиниро ванный урок. | Пересказ прочитанного по плану. Полный и выборочный пересказ. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
45 | Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям |
Тема: В окно повеяло весной |
46 | Народная песенка | 1 | Урок объяснения нового материала | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. |
47 | А. Плещеев «Весна» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение |
48 | К. Ушинский «Ласточка» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. | Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть. |
49 | А.Н. Толстой «Весенние ручьи» | 2 | Урок развития умения и навыков | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя», участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать признаки весны. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей. |
50 | Б. Житков «Наводнение» | 2 | Урок развития умения и навыков | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя» | |
51 | С. Прокофьева «Подарки весны» | 2 | Комбинирован ный урок. | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя», подготовка к заучиванию наизусть | Знать признаки весны, наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
52 | В. Берестов «Праздник мам» | 2 | Комбинирован ный урок. | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
53 | Н. Сладков «Ивовый пир» | 2 | Комбинирован ный урок. | Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; характеризующих поступки героев, картины природы. | Знать признаки весны. Знать значение слов «мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные». Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. |
54 | В. Сафронова «Весна» | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать признаки весны, значение слов «невпроворот», «изумруд», «бархат». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь соблюдать последовательность чтения коллективной работы. |
55 | В. Воскобойников «Боец бытового отряда» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Размышления по поводу того, как автор рисует словами | |
56 | Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весной» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям |
Тема: «На пользу и славу Отечества» |
57 | Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал» | 5 | Урок развития умения и навыков | Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. | Знать значение слов «былина», «умом светел», «корчевать», «странник», «пожня», «бейся- ратайся», «холил», «палица булатная», «благославлял», «корысть». Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному |
58 | Л. Толстой «Как боролся русский богатырь» | 5 | Урок развития умения и навыков | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Краткий пересказ. | Знать значение слова «печенеги». Уметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения. |
59 | О. Орлов «К неведомым берегам» | 4 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение по ролям с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста . | Знать значение слов «почтительно», «устье», «командор», «штурман», «дозорный», «зрительная». Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение. Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем. |
60 | Г. Черненко «Русский» паровой дилижанец» | 5 | Урок развития умения и навыков | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать значение слов «распутица», «дилижанец», «доходить самим». Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа. |
61 | Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала. | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям |
Тема: «Видимо, люди не напрасно называют лето красным» |
62 | Н. Греков «Летом» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Подготовка к заучиванию наизусть. | Знать признаки лета. Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. |
63 | Э. Шим «Кто сажает подсолнухи» | 2 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать признаки лета. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь описывать иллюстрацию в учебнике. |
64 | А. Смирнов «Малина» | 3 | Урок развития умения и навыков | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух и «про себя» | Знать значение слов «невзрачные», «нектар», « полакомиться», «ароматные», ценность малины. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение. |
65 | С. Иванов «Позвольте вас пригласить на танец» | 3 | Урок развития умения и навыков | Выразительное чтение по ролям с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать значение слова «милосердие», об особенностях пчёл, их роли в природе; о пользе, приносимой людям. Уметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. |
66 | В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 3 | Комбинированный урок. | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Знать значение слов «пронзительный», «отвадить», об особенностях, повадках, образе жизни стрижей. Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. |
67 | Вс. Рождественский «Одуванчик» | 2 | Комбинирован ный урок. | Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух. | Знать об особенностях одуванчиков. Уметь выразительно читать стихотворение. |
68 | Обобщающий урок по теме «Видимо, люди не напрасно называют лето красным» | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала. | Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного, читать по ролям. |