Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к занятию. | Приветствуют педагога, определяют готовность к занятию | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия. |
2. Постановка цели занятия | Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадаете, о ком в ней идет речь. Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт, Только мышь его боится...Угадали? Это...(кот) - Поднимите руки те, у кого дома есть кошка. Как вы относитесь к кошкам? Почему? Почти у всех дома живут эти милые пушистые зверьки. - А Вы знаете, что у кошек есть свой особый праздник? 1 Марта в первый день весны отмечается Всемирный день кошек. Этот специальный праздник посвящен нашим любимцам – кошкам. В этот день все владельцы хвостатых и полосатых стараются порадовать своего любимчика щедрым угощением и лишней порцией ласк. -Как вы думаете, почему кошки удостоились такой чести, что специально для них есть свой праздник? - Кошки милые и нежные существа. Они приносят много пользы своим владельцам. Именно любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без Всемирного праздника день кошек. Поэтому сегодня мы поговорим о животном, которое живет рядом – в одном с нами доме, в нашем дворе. Разговор пойдёт о домашних питомцах – кошках. Итак, тема занятия: «Ко Всемирному дню кошек. Кошки не похожи на людей. «Кошки – это кошки» Б. Захадер». На занятии вы узнаете много интересных фактов о кошках, о их образе жизни, повадках, разнообразии пород кошек. Также мы с Вами обсудим, как правильно ухаживать за нашим четвероногим другом. | Поднимают руки, отвечают на вопросы просматривают презентацию, смотрят видеосюжет о кошках в музыкальном оформлении на песню Ж. Агузаровой и группы “Браво” - “Кошки не похожи…” | Умение сформулировать цели занятия, мотивация обучающихся на работу. |
3. Основная часть занятия: 3.1. Происхождение домашней кошки. | Знаете ли вы, что кошка живет с человеком не одну тысячу лет? В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Существует легенда, что наши домашние кошки - потомки дикой нубийской кошки, живущей в Северной Африке. Её приручили древние египтяне. Они считали кошку священным животным (ведь именно кошки спасли от голодной смерти народ Египта, уничтожая мышей и крыс, тем самым спасая урожай зерна). В честь кошки строили храмы, её изображению приносили жертвы. Смерть кошки отмечалась в египетском доме трауром, а убийство считалось тяжким преступлением и каралось смертью. У кошек есть дикие братья. Ребята, а каких диких животных - родственников кошки, вы знаете? (лев, тигр, гепард и т.д.) | Просматривают презентацию, участвуют в беседе | Умение оформлять свои мысли, слушать и понимать других, находить ответы на вопросы беседы, развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы. |
3.2. Особенности внешнего вида кошек | - Ребята, а Вы знаете, что-нибудь о кошках? - Кошка - дружелюбное животное и обожает быть домашним любимцем. Она много спит, поэтому ей нужно тихое местечко, где она может удобно устроиться и подремать. Она любит гулять, поэтому нужно сделать в двери специальный лаз, тогда она сможет приходить домой, когда захочет, и не будет будить вас среди ночи, когда ей захочется выйти. У кошки очень гибкое тело, приземляясь, перекрещивает задние и передние лапы. Когти очень острые. Она может втягивать их в особые мешочкина подушечках ступней, чтобы они не стучали о землю, и она могла подкрадываться к добыче бесшумно. Подушечки на ступнях помогают двигаться очень тихо. | Просматривают презентацию, участвуют в беседе | Умение оформлять свои мысли, слушать и понимать других, находить ответы на вопросы беседы, развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы. |
3.3. Способности и повадки кошек | - Какие способности имеют кошки? Давайте обсудим вместе. Как кошки видят? У кошки очень острое зрении, она хорошо видет в темноте.. Кошачий глаз сравнивается со светоотражателем машины. И действительно в полутьме у кошки можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Зрачки в темноте расширяются. Она спокойно ходит в темноте. В этом ей помогают ее усы. Зачем кошке усы? - Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.С помощью усов кошка определяет сможет ли она протиснуться в щель. Как кошки слышат? У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, и тот час настораживается. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. В то же время слух ее весьма своеобразен: кошка может не обратить внимание, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухо. Зачем кошке хвост? Хвост необходим кошке для того, чтобы удерживать равновесие во время прыжков и при ходьбе. Что происходит при падении кошки с высоты. Кошки всегда приземляются на четыре лапы, их позвоночник очень гибкий и даже упав с большой высоты кошки могут остаться в живых) Что происходит с шерстью кошки? (Линяет). Как кошка ухаживает за собой? Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной. Какие повадки у кошек? Кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам. Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное | | Умение оформлять свои мысли, слушать и понимать других, находить ответы на вопросы беседы, развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы. |
3.4. Рассказы детей: Моя любимая кошка. | А сейчас, я предлагаю составить о них небольшие рассказы о своей кошке: Как зовут? Какая шерсть? Какой окрас? Чем питается? Как Вы заботитесь о Вашем питомце? Любимые занятия кошки, интересные случаи из кошачьей жизни. Почему любите свою кошку? | Рассказывают о своей кошке | Умение оформлять свои мысли, слушать и понимать других, коммуникативных навыков, развитие познавательной инициативы. |
Физкультминутка | Умывалась лапкой кошка, (круговые движения рукой) Тихо села у окошка (руками перед собой рисуем квадрат) Заскучала наша кошка (подбородок положить на раскрытые ладони) Поспала она немножко (сложить руки под щеку) Тук-тук – слышит звук (постучать, приложить руку к уху) Это гости к ней идут (над головой показать ушки руками) Кошка потянулась сладко (потянуться) Спрятала свои царапки (сжать пальцы в кулаки) Повиляла хвостиком (подвигать тазом) Рады будут гости ей (сцепить поочередно руки в замок). | Выполняют действия под руководством воспитателя. | Овладение приемами здоровьесбережения |
3.5. Разнообразие кошек | - Каких кошек вы знаете? Какие породы кошек Вам известны? Персидская - одна из популярных пород кошек. Известно, что длинношерстные кошки появились в Европе еще в 16 веке, получив свое название от Персии (Иран), из которой были привезены. Персидские кошки спокойны. Они послушны, нежны и дружелюбны. Нуждаются в охране от собак, так как не всегда могут убежать от опасности. Персидские кошки ласковы, общительны. Нос короткий и курносый. Но главное - это длинная, густая шерсть. Бывают различных окрасок: белый, голубой, красный, черепаховый, полосатый. Сиамскую кошку содержали в качестве домашнего животного при королевском дворе Сиама еще в конце 16 века. Они любознательные и требовательные, разговорчивы и не любят оставаться без внимания. Элегантны, умны, смышлены. Отлично ладят с детьми. Задние лапы слегка длиннее передних. Узкая длинная голова, Уши большие и остроконечные. Глаза миндалевидные, интенсивно-голубого цвета. Очень требовательны, активны. Не любят одиночества, чрезвычайно разговорчивы. Нуждаются в тепле. Следующая порода экзотическая короткошерстная. У них тело коренастое. Ноги мощные, короткие с большими круглыми лапами. Хвост средней длины, толстый, равномерно покрыт шерстью. Голова круглая, маленькие уши. Глаза большие, круглые. Шерсть густая плотная. Русские голубые - это зеленоглазые кошки. Они обладают и спокойным характером, дружелюбны и не требовательны. Русские голубые кошки необычайно красивы. Благодаря своей независимости, они легко приспосабливаются к условиям жизни. И в силу своего дружелюбия, русские голубые с удовольствием воспринимают общество другой кошки. В последнее время порода сфинкс становится все более популярной Потому что, эти кошки очень неприхотливы и обладают мягким добрым характером. Они лишены шерсти и неприхотливы в еде. Эти кошки среднего размера с крепким мускулистым телом. Эти кошки имеют необычное энергетическое влияние на человека. Они обладают положительным биополем и благотворно воздействуют на человека. Бенгальские - это крупные кошки с хорошо развитой мускулатурой. Голова у них широкая, уши маленькие. Шерсть короткая, нежная, необычайно мягкая и гладкая. Расцветка пятнистая или мраморная. Эти кошки очень понятливы, дружелюбны, любопытны и любят играть с водой. | Просматривают презентацию, участвуют в обсуждении | Умение оформлять свои мысли, слушать и понимать других, находить ответы на вопросы беседы, развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы. |
3.6. Правила ухода за кошками. | Как ухаживать за кошкой ? 1. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или сделать специальный валик на подставке. 2. Для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Это хорошо влияет на самочувствие кошки, служит для массажа и дыхания кожи. 3. Посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть. 4. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день. Котят надо кормить 6 раз в день. | Просматривают презентацию, участвуют в обсуждении | Умение оформлять свои мысли, высказывать свое мнение, слушать и понимать других, развитие коммуникативных навыков, мышления, внимания, развитие любознательности познавательной инициативы |
3.7. Бездомные кошки. | А задумывались ли вы, откуда берутся бездомные кошки? Ну, бегает кошка по подъезду и пусть себе бегает. Мало ли, откуда она прибежала. А кошка эта когда-то была домашней. Жила в квартире и забот не знала... Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет, который называется «Бездомный котенок». Ребята, как вы думаете, кто виноват в том, что котенок стал бездомным? (Дети отвечают). Что же нужно делать, чтобы не было бездомных кошек? (Дети отвечают) Заведите себе котенка, подберите бездомную кошку, окружите ее заботой и теплом, тогда ваш Барсик или Мурка ответят вам тем же. И станет мир чище и добрее. А мы почувствуем себя людьми – существами разумными! | Просматривают видеофрагмент о бездомном котёнке, участвуют в обсуждении | Умение оформлять свои мысли, высказывать свое мнение, слушать и понимать других, развитие коммуникативных навыков, мышления, внимания, развитие любознательности познавательной инициативы |
4. Подведение итогов занятия | Сейчас подведем итоги нашего занятия: -Что нового сегодня на занятии вы узнали? - Какими качествами обладают кошки? (тонкий слух, острое зрение, чистоплотность, аккуратность, умение ориентироваться в темноте, умение находить дорогу домой). - Как нужно заботиться о домашней кошке? Назовите основные правила ухода за кошкой? - Что нельзя делать с домашним питомцем? (мучить и обижать, выбрасывать жить на улицу) Ребята существует много пород кошек. И все они – большие и маленькие, суровые и добродушные – по-своему красивы и интересны. Заведите фотоальбом, куда помещайте фотографии ваших любимых питомцев, но помните, что нашим домашним кошкам нужны наша забота, любовь и тепло. И если уж вы взяли в дом котёнка, не обижайте его, заботьтесь о нем. Самое страшное – это предательство. Ведь случается, что люди выбрасывают своего питомца на улицу, потому что он испортил обои, что-то разбил или просто стал старым и больным. А ведь домашний питомец становится членом вашей семьи. Как же можно выбросить на улицу члена семьи?! Как-то я прочитала книгу французского писателя Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». В этой мудрой сказке есть слова, которые запали мне в душу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому я обращаюсь к вам, ребята, с такими словами: «Согрейте их любовью, покормите, Они достойны капельки тепла! Добро для братьев меньших сотворите, Чтоб жизнь их чуть счастливее была!» | Анализируют свою деятельность, делают выводы. | Способность к самооценке результатов деятельности. |
5. Рефлексия | Какое у вас сегодня настроение в конце занятия? Прикрепите к доске мордочки кошек: улыбающаяся кошка - кому было весело и интересно на занятии, кому было скучно и неинтересно – грустная кошка. | Анализируют своё эмоциональное состояние в конце занятия. | Умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |