Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме: "Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений"»
Урок: №31.
Предмет: биология.
Класс: 9.
Дата проведения: _______________
Тема: Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
Цели: Раскрыть значение процесса одомашнивания.Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.
Задачи:
Сформировать у учащихся представления о центрах происхождения культурных растений, о районах одомашнивания животных.
Развивать представления о многообразии животного и растительного мира, породах домашних животных, сортах растений, визуальное зрение.
Развивать умения анализировать материал, делать выводы.
Формировать научное мировоззрение.
Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.
Тип урока: Изучение НМ.
Оборудование: ЭП, инструктивные карты к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
2.1 Прочтение художественных текстов.
Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:
В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?
Как слон спас хозяина от тигра. У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон замер и насторожился. Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас. Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
Охотник и собаки. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко. "Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко". Он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал: "Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".
2.2 Решение шарады. Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока: О/МА/ДО/ВА/ШНИ/НИЕ/ И так тема урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.».
2.3 Работа с терминами – мозговой штурм.
3. Изучение нового материала.
Парная работа с предложенными учителем таблицами.
Н. И. Вавилов вначале выделил 8 центров происхождения культурных растений с рядом подцентров, но в более поздних работах укрупнил их в 7 основных первичных центров.
Таблица № 1 (при изучении данной таблицы учащиеся должны перенести названия растений на таблицу)
Название центра и количество возникших здесь культурных видов (% от 1000 – общего числа изученных)
Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур
Таблица № 2 (при изучении данной таблицы учащиеся на карту схему наклеивают животных в районы их одомашнивания) ДОМЕСТИКАЦИЯ — Приручение диких животных
4. Закрепление изученного материала
1. Учащиеся получают список с названиями культурных растений, которые они должны распределить по центрам происхождения в соответствии с заданным вариантом.
Одомашнивание как начальный этап селекции 1. Причиной окультуривания растений и одомашнивания животных является: а) переход человека от охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений к разведению животных и выращиванию растений в искусственно созданных условиях; б) возрастание потребностей человека в пище и одежде; в) постоянное улучшение человеком свойств культивируемых растений и животных; г) зависимость благополучия человека от ограниченного набора видов растений и животных. (Ответ: г.) 2. Одомашнивание является начальным этапом: а) селекции растений, животных; б) селекции растений; в) гибридизации; г) селекции животных. (Ответ: а.) 3. Центрами происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал регионы мира, где: а) имеются наиболее благоприятные условия; б) найдено большое количество ископаемых остатков растений; в) наблюдается наибольшее число сортов и разновидностей какого-либо растения; г) отсутствуют конкурирующие виды. (Ответ: в.) 4. Центрами происхождения культурных растений: а) хлопчатник, арбуз, кофе; б) капуста, брюква, люпин, оливковое дерево; в) пшеница, рожь, овес, чечевица; являются: 1. Переднеазиатский; 2. Средиземноморский. 3. Африканский. (Ответ:1–в, 2–б, 3–а.) 5. Центрами одомашнивания животных: а) индейка, лама, тур; б) свинья, собака, куры; в) овца, коза. считаются центры: 1. Индонезийско-Индокитайский; 2. Южно-Среднеамериканский; 3. Передне-Малоазиатский. (Ответ: 1–б, 2–а, 3–в.) 6. Установлено, что домашние животные: 1) лошадь; 2) корова; 3) овца; произошли от предков: а) тарпана; б) тура; в) лошади Пржевальского; г) муфлона. (Ответ: 1–а, 2–б, 3–г.)
Взаимопроверка по ключу
1
2
3
4
5
6
г
а
в
1–в, 2–б, 3–а.
1–б, 2–а, 3–в.
1–а, 2–б, 3–г.
5. Рефлексия «Лестница успеха» - учащимся раздаются силуэты человечков и они указывают на какой ступени лестницы успеха они находятся.