kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химический состав клетки. Неорганические вещества.Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - Познакомить учащихся с содержанием  химических элементов в клетке, водой и другими неорганическими веществами, их ролью в жизнедеятельности клетки. Изучить органические соединения, их химический состав, строение и функции. Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплементарности, синтезе белков в рибосомах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химический состав клетки. Неорганические вещества.Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»



Урок 1: Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.


Цель урока.


Познакомить учащихся с содержанием химических элементов в клетке, водой и другими неорганическими веществами, их ролью в жизнедеятельности клетки. Изучить органические соединения, их химический состав, строение и функции. Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплементарности, синтезе белков в рибосомах.


Основные термины и понятия.


Азотистые основания

Гидрофильность

Микроэлементы

Аминокислоты

Гидрофобность

Мономер

Антикодон

Дезоксирибоза

Нуклеотид

АТФ

Денатурация

Полисома

Белки

ДНК

Рибоза

Биополимеры

Ионы

РНК

Биотехнология

Клеточная инженерия

Транскрипция

Вода

Ковалентная связь

Трансляция

Водородная связь

Кодон

Триплет

Ген

Комплементарность

Ферменты

Генетическая информация

Макроэлементы

Фосфорная кислота

Генетический код

Матрица



Ход урока.


Неорганические соединения


В составе живой клетки встречаются те же химические элементы, которые входят в состав неживой природы.

Из 107 элементов периодической системы Д.И.Менделеева в клетках обнаружено 60.

Их делят на 3 группы:

  1. Основные элементы: O – кислород, C – углерод, H – водород, N – азот (98% состава клетки)

  2. Элементы, составляющие десятки и сотни доли %: K – калий, P – фосфор, S – сера, Mn – магний, Fe – железо, CL – хлор, Ca – кальций, Na – натрий (в сумме 1,9%)

  3. Микроэлементы (в малых количествах).

Молекулярный состав клетки сложный и разнородный. Отдельные соединения – H2O и минеральные вещества – встречаются также в неживой природе; другие – органические соединения (углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты и др.) – характерны только для живых организмов.

Неорганические соединения

(состав живых клеток; минералах, природных водах)

Вода – около 80 % массы клетки

H2O; H – O – H – структурная формула

Живая или снежная H2O.

Мертвая – в чайнике долго не сливают и кипятят.

Роль H2O в клетке велика.

  1. является средой и растворителем

  2. участвует в химических реакциях

  3. перемещение веществ

  4. терморегуляция

  5. образование клеточных структур

  6. определяет объём и упругость клетки.

Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе.

Биологическая роль воды:

Полярность её молекул и способность образовывать водородные связи, за счёт которых возникают комплексы из нескольких молекул H2O.

Вещества, хорошо растворимые в H2O называются гидрофильными веществами («филео» люблю).

Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде – гидрофобными (греческ. «гидрос» – вода, «фобос» – страх)

Гидрофильные – многие минеральные соли, белки, углеводы и др.

Гидрофобные – жиры, липиды и др.

Минеральные соли.

Минеральные соли в водных растворах клетки диссоциируют на катионы и анионы, обеспечивая устойчивое количество необходимых химических элементов и осмотическое давление.

Из катионов наиболее важны K+, Na+, Ca2+, Mg2+.

В живой клетке концентрация K+ высокая Na+ - низкая.

А в плазме крови наоборот.

Это обусловлено избирательной проницательностью мембран.

Недостаток отдельных элементов – Fe, P, Mg, Co, Zn – блокирует образование нуклеиновых кислот, гемоглобина, белков и других важных веществ и ведёт к серьёзным заболеваниям.

Анионы определяют постоянство PH клеточной среды (нейтральной и слабощелочной).

Из анионов наиболее важны: HPO42-, H2PO4-, CL-, HCO3-, NPO42-.

Неорганические вещества содержатся в клетке не только в растворенном, но и твердом состоянии (прочность и твердость костной ткани обеспечиваются фосфатом кальция, а раковин моллюсков – карбонатом кальция, органические вещества в комплексе образуют около 20 –30% состава клетки.


Рассмотреть таблицу в учебнике на стр. 11 и выяснить, какое значение для клетки имеют химические элементы.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Содержание какого химического элемента в клетке больше, чем остальных?

  2. Раздели химические элементы на 3 группы:

а) основные элементы;

б) элементы, составляющие десятые и сотые доли процента;

в) микроэлементы.

  1. Какая реакция поддерживается в норме в клетках?

  2. Какие вещества называют гидрофильными и гидрофобными?

  3. Раскрой роль катионов и анионов в клетке, различное содержание их в зависимости от функции клетки, от окружающей среды и других условий.


Задания.

Выбери правильные варианты ответов.

  1. Вода способна образовывать гидрат-ионы потому что:

а) молекулы воды соединены водородными связями;

б) молекулы воды полярны, вода легко диссоциирует на ионы Н+ и ОН-.

  1. Примером активного ионного транспорта является:

а) работа калий-натриевого насоса;

б) диффузия воды через поры клеточной стенки;

в) диффузия кислорода при дыхании.

  1. При замерзании воды расстояние между её молекулами:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.

  1. Какой из элементов входит в молекулу хлорофилла?

а) Na б) K в) Mg г) Cl

  1. Какие химические связи возникают между атомами в молекуле воды?

а) ковалентно-неполярные; б) ковалентно-полярные;

в) ионные; г) водородные.




Органические вещества клетки.


Группы веществ

Основные функции

Белки

Структурная, каталитическая, двигательная, защитная, транспортная, энергетическая.

Нуклеиновые кислоты

Хранение и передача наследственной информации, участие в биосинтезе белков.

Углеводы

Энергетическая, структурная (только в клеточной оболочке растений).

Липиды

Структурная.

Жиры

Энергетическая.


Белки – это полимеры, их составными единицами (мономерами) являются аминокислоты.

Мономером белков являются аминокислоты а/к –20.

Аминокислота состоит:

  1. Из карбоксильной группы (- COOH).

  2. Аминогруппы (- NH2).

  3. Радикала R.

(А – мономер

А – А – А – А – структура полимера).

Утрата белковой молекулой своей структурной организации – называется денатурацией.

Денатурация может быть вызвана изменением температуры, обезвоживанием, облучением, рентгеновскими лучами и т.д.

Из белка каратина состоят рога, копыта, панцири, когти, волосы.


Белки


Простые Сложные

Протеины Протеиды


Белки – растительной клетки 10 – 40%

животной клетки 60 – 80%

Макро и микроэлементы белков

C,H,O,N S,P,Cu,Zn,Fe

атомы атомы


Аминокислота


Сходны Различен

- NH2 - R (радикал)

- COOH -




Белок

Структура молекулы




Первичная Вторичная Третичная Четвертичная

структура структура структура структура

белка образует (полипептидная упаковка несколько

полипептидную цепь, закрученная спирали полипептид-

цепь из в спираль (H) в форму (гидро- ных цепей

аминокислот водородной фобные связи соединены

связи) или радикалы) (гемоглобин)


Между аминокилотами возникает прочная ковалентная связь NH – CO, называемая пептидной связью.

АТФ – Аденозинтрифосфорная кислота обязательный энергетический компонент любой живой клетки.

АТФ – нуклеотид.

АТФ состоит:

  1. Аденина.

  2. Сахара рибозы.

  3. Трёх остатков молекулы фосфорной кислоты.

Это неустойчивая структура.

В обменных процессах от АТФ отщепляются остатки фосфорной кислоты путём разрыва.

Отрыв одной молекулы фосфорной кислоты сопровождается выделением около 40 кДж энергии.

В этом случае АТФ переходит в АДФ.

При дальнейшем отщеплении остатка фосфорной кислоты от АДФ (аденозиндифосфорная кислота) образуется АМФ (аденозинмонофосфорная кислота).

АТФ – аккумулятор энергии в клетке. Распад АТФ происходит в процессе реакций синтеза белков, жиров, углеводов.

АТФ синтезируется в митохондриях в несколько этапов:

  1. Подготовительный.

  2. Бескислородный.

  3. Кислородный.

Липиды – это нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества, состоящие из глицерина и высокомолекулярных жирных кислот.


5 – 90% Химические элементы C,H,O.


Липиды




Жиры Витамины Липиды – это

(нерастворимые; А, Д жиры + белок

свойства (лецитин, холестерин –

гидрофобные) входят в состав мембран)


Жиры = эфир глицерина + высшие кислоты

Формула - CH2OH глицерин




Функции липидов:


  1. Источник питания

Глицерин расщепляют её

  1. Жиры

Жирные кислоты

  1. Защитная

  2. Строительная

  3. Регуляция обменных процессов


Углеводы


C,H,O (элементы углеводов)

Простые углеводы – моносахариды

Сложные – полисахариды


CnH2nOn

Моносахариды




Триозы Гексозы Пентозы

(молочный сахар (C6H12O6 C5H10O5 рибоза

C3H6O3) глюкоза, фруктоза) дезоксирибоза


Полисахариды

(C6H10O5)n крахмал n=6000



Полисахариды




Клетчатка Хитин Гликоген (животный крахмал)


Свойства - уменьшает степень растворимости и сладкости

Функции углеводов:

  1. Строительная.

  2. Энергетическая.

Органическими веществами называют химические соединения, в состав которых входят атомы углерода. Часть гормонов (но не все) животных и человека являются белки. Так белковый гормон (гормон поджелудочной железы) инсулин активизирует захват клетками молекул глюкозы и расщепление или запасание их внутри клетки. Если не хватает инсулина, то глюкоза накапливается в крови в избытке. Клетки без помощи инсулина не способны её захватывать – они голодают. Причина – диабет (недостаток инсулина). Белки – средства защиты. При попадании бактерий или вирусов в крови животных и человека организм реагирует выработкой защитных белков – антител. Иммунитет – механизм сопротивления возбудителям заболеваний. Предупредить заболевание – вводят бактерии, либо вирусы (вакцины). Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. У некоторых животных (у китов, ластоногих) под кожей откладывается толстый слой подкожного жира, который благодаря низкой теплопроводности защищает их от переохлаждения.


Некоторые липиды являются гормонами и принимают участие в регуляции физиологических функций организма. Липиды, содержащие фосфор, служат составной частью клеточных мембран. Крахмал и гликоген играют роль как бы аккумуляторов энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток и организма. Белки – это строительный материал организма. Они участвуют в построении оболочки, органоидов и мембран клетки и отдельных тканей (волос, сосудов и др.). Многие белки выполняют в клетке роль катализаторов – ферментов, ускоряющих клеточные реакции в десятки, сотни миллионов раз.


Рассмотреть рисунки 2,4,5,6 на стр. 14-21 учебника.


Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем разница между органическими и неорганическими веществами?

  2. Какие органические вещества входят в состав клетки?

  3. Что такое мономеры и полимеры?

  4. Чем характеризуется первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка?

  5. Где в клетке расщепляются жиры? Каковы функции жиров в клетке и в организме?

  6. У каких организмов и в каких органеллах синтезируются углеводы? Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме?

  7. Где синтезируется АТФ в клетке? Каково строение АМФ, АДФ, АТФ?


Задания.

Выбери правильные ответы.

  1. В клетках животных запасным углеводом являются:

а) целлюлоза; б) крахмал; в) глюкоза; г) гликоген.

  1. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?

а) С5Н12О5 б) С6Н10О6 в) С6Н12О6 г) С6Н12О5

  1. Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты?

а) синтезируются в самих клетках

б) поступают вместе с пищей

в) поступают вместе с витаминами

г) поступают всеми указанными путями

  1. Заполнить таблицу

"Химическая организация клетки. Органические вещества".


Вещество

Поступление в клетку

Состав

Функции

Углеводы












У растений син-тезируются в хлоропластах в процессе фото-синтеза из СО2 и Н2О.

У животных по-ступают с пищей.





Биополимеры.

Мономером яв-ляются глюкоза. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза и т.д. Дисахариды: са-хароза, мальтоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, клетчатка, хитин.

Источник энергии.





Компоненты ДНК, РНК, АТФ.

Запасное пита-тельное вещ-во.

Строительная – оболочка расти-

тельной клетки.

Липиды


Заполнить самостоятельно



Белки

Заполнить самостоятельно






Нуклеиновые кислоты.

В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал: "Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".

Джеймс Дьюи Уотсон родился в США в 1928 году. Еще студентом Чикагского университета он занялся самой актуальной тогда проблемой в биологии - ролью генов в наследственности. В 1951 году, приехав на стажировку в Англию, в Кембридж, он знакомится с Френсисом Криком.

Френсис Крик почти на 12 лет старше Уотсона. Он родился в 1916 году и по окончании Лондонского колледжа работал в Кембриджском университете.

В конце 19 века известно, что в ядре находятся хромосомы и они состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК.

Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей. После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.

Учитель: ДНК - полимер.

Вопрос классу. Что такое полимеры?

Учитель: Состоит из мономеров.

Вопрос классу: Что такое мономер?

Мономерами ДНК являются нуклеотиды, которые состоят из:

  1. Азотистого основания

  2. Сахара дезоксирибозы

  3. Остатка фосфорной кислоты

Учитель предлагает классу условно обозначить: азотистое основание - , сахар - , фосфорную кислоту - О. Далее учитель показывает, как образуется нуклеотид ДНК: .

Учитель: В молекуле ДНК обнаружены различные азотистые основания:

Аденин (А), обозначим это азотистое основание -

Тимин (Т), обозначим это азотистое основание -

Гуанин (Г), обозначим это азотистое основание -

Цитозин (Ц), обозначим это азотистое основание -

Учитель меняет на магнитной доске  символы азотистых оснований, ученики делают вывод, что нуклеотидов - 4, и они отличаются только азотистыми основаниями.

Учитель: Цепочка ДНК состоит из чередующихся нуклеотидов, связанных ковалентной связью: сахар одного нуклеотида и остаток фосфорной кислоты - другого нуклеотида. В клетке обнаружено не просто ДНК, состоящее из одной нити, а более сложное образование. В этом образовании две нити нуклеотидов связанные азотистыми основаниями (водородными связями) по принципу комплиментарности:

Можно предположить, что получающаяся цепочка ДНК сворачивается в спираль из-за разного количества водородных связей между азотистыми основаниями разных цепочек и таким образом принимает самую выгодную форму. Такая структура достаточно прочная, разрушить ее трудно. И, тем не менее, это происходит в клетке регулярно.

Ученик составляет опорный конспект:

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

ПОЛИМЕРЫ


ДНК - двойная спираль

Крик, Уотсон -1953,

Нобелевская премия

- комплиментарность


Функции:

1. Хранение наследственной информации

2. Воспроизведение наследственной информации

3. Передача наследственной информации


Другой ученик составляет опорный конспект по РНК


РНК - одиночная цепочка

А, У, Ц, Г - нуклеотиды

Виды РНК -

и-РНК

т-РНК

р-РНК

Функции:

1. Биосинтез белка

Ученик: Сравнивает ДНК и РНК по опорным конспектам и делает выводы.

Учитель:

Ответственность за обмен веществ природа возложила на щитовидную железу: активность снижается, организм стареет. Однако, попытка омолодить пожилых людей с помощью гормонов щитовидной железы не увенчалась успехом. Более того, выяснилось, что с возрастом этих гормонов не становиться меньше, но увядающие ткани перестают на них реагировать. Механизм такого явления лишь начинает раскрываться. Каждая молекула тела использует особое излучение, самые сложные вибрации издает молекула ДНК. Внутренняя “музыка” сложна и разнообразна и, что самое удивительное, в ней четко прослеживаются определенные ритмы. Преобразованные компьютером в графическую картинку, они являют собой завораживающее зрелище. Можно следить за ними часами, месяцами, годами - все время “оркестр” будет исполнять вариации на знакомую тему. Играет он не для собственного удовольствия, а на благо организма: ритм, заданный ДНК и “подхваченный” белками и другими молекулами, лежит в основе всех биологических связей, составляет нечто вроде каркаса жизни; нарушение ритма влечет за собой старение и болезнь. У молодых этот ритм более энергичный, поэтому они любят слушать рок или джаз, с возрастом белковые молекулы теряют свой ритм, поэтому более взрослые люди любят слушать классику. Классическая музыка совпадает с ритмом ДНК (академик Российской академии В.Н.Шабалин изучал это явление).

Можно дать совет: Начинай утро с хорошей мелодии и проживешь дольше!

Закрепление.

ТЕСТ

(Отвечая на вопросы теста, и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово)


1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а. тимин

н. урацил

п. гуанин

г. цитозин

е. аденин


2. Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ -, то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

а. ТАА-ЦГЦ-УТА

к. ТАА-ГЦГ-УТУ

у. УАА-ЦГЦ-АУА

г. УАА-ЦГЦ-АТА


3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин

и. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

к. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

г. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин


4. Какую из функций выполняет и-РНК?

а. перенос аминокислот на рибосомы

л. снятие и перенос информации с ДНК

в. формирование рибосом

т. все перечисленные функции


5. Мономерами ДНК и РНК являются?

б. азотистое основание

у. дезоксирибоза и рибоза

л. азотистое основание и фосфорная кислота

е. нуклеотиды


6. В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?

ш. одно-цепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации

ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию

о. одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию

г. двуцепочная, содержит дезокирибозу, хранит информацию


7. Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между:

в. нуклеотидами

и. дезоксирибозами соседних нуклеотидов

т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов


8. Какая из молекул РНК самая длинная?

а. т-РНК

к. р-РНК

и. и-РНК


9. В реакцию с аминокислотами вступает:

д. т-РНК

б. р-РНК

а. и-РНК

г. ДНК

(Ключевое слово - нуклеотид).

Биосинтез белка

Биосинтез белка

ДНК Белок





Термин “Транскрипция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.


К схеме на доске добавляется надпись:

Биосинтез белка

ДНК иРНК Белок

транскрипция



 


Работа с моделью “Биосинтез белка”

Вводится понятие “трансляция”.

 

К

Биосинтез белка

ДНК иРНК Белок

транскрипция трансляция

схеме на доске добавляется:





Термин “трансляция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

Возврат к проблеме: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре передается в клетку для синтеза белка?

Вывод. По матрице ДНК в процессе транскрипции строится иРНК, которая переносит информацию в цитоплазму, где на рибосомах происходит ее расшифровка и построение белка. Вывод записывается в тетрадь.

Закрепление.


В качестве закрепления учащимся предлагается решить задачу.


Дан участок правой цепи ДНК:

Т­Т­Ц­Т­Ц­А­Ц­Г­Ц­А­А­А­Г­Т­Ц

Постройте фрагмент белка зашифрованного в левой цепи гена:

.

Ответ к задаче заранее выписывается на доску, но скрыт от учащихся.

Рассмотреть и проанализировать рисунки 7,8,20 учебника.

Дать сравнительную характеристику ДНК и РНК.

(смотри таблицу на странице 27 § 4)


Вопросы для самоконтроля.


  1. Что означает название «нуклеиновые кислоты»?

  2. Где в клетке находится ДНК и РНК?

  3. Кто и когда создал модель ДНК и какова общая конфигурация молекулы ДНК?

  4. Какие виды нуклеотидов содержатся в ДНК и РНК?

  5. Чем можно объяснить комплементарность нуклеотидов?

  6. Какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину и молекулярную массу.


Задания.


  1. Если одна цепь ДНК представлена нуклеотидами ААТ ТГЦ ТАТ, то как будет выглядеть вторая цепь?

Ответ: ТТА АЦГ АТА

  1. Одна из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:

АГТАЦЦГАТАЦТЦГАТТТАЦГ…

какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?

  1. Материальным носителем наследственной информации в клетке является:

а) и – РНК; б) т – РНК; в) ДНК; г) хромосомы.

  1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а) тимин; б) урацил; в) гуанин; г) цитозин; д) аденин.

  1. Какая из трех схем удвоения ДНК правильная?

а) молекула ДНК при удвоении образует совершенно новую дочернюю молекулу;

б) дочерняя молекула ДНК состоит из одной старой и одной новой цепи;

в) материнская ДНК распадается на мелкие фрагменты, которые затем собираются в новые дочерние молекулы.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Каким образом происходит передача (транскрипция) информации с ДНК на РНК?

  2. Какова роль и-РНК в процессе биосинтеза белка?

  3. Где образуется и какие функции выполняет т-РНК? Чему соответствует разнообразие т-РНК и как это выражено количественно?

  4. Что представляет собой антикодон у т-РНК?

  5. Что такое полисомы?

  6. Какой процесс происходит в рибосомах и какова роль р-РНК?

  7. Какой процесс при биосинтезе белка называют трансляцией?


Задания:


  1. Если нуклеотидный состав ДНК –АТТ-ГЦГ-ТАТ, то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

Ответ: УАА-ЦГЦ-АУА.

  1. Какой последовательностью нуклеотидов ДНК кодируется участок белка, если он имеет следующее строение: пролин-валин-аргинин-пролин-лейцитин-валин-аргинин? (используй таблицу генетического кода стр. 63 учебника).

  2. На полисоме синтезируется:

а) одна молекула белка;

б) несколько молекул различных белков;

в) несколько молекул одинаковых белков;

г) возможны все варианты (выбери один вариант).

  1. Клеточная инженерия позволяет:

а) преодолевать межвидовые генетические барьеры у растений и животных;

б) получать новые лекарственные препараты;

в) получать новые наследственные качества организмов;

г) получать все указанные результаты (выбрать один ответ).

  1. Соотнесите вещества и структуры участвующие в синтезе белка с их функциями (соедините стрелками).


  1. Участок ДНК

  2. и-РНК

  3. РНК– полимераза

  4. Рибосома

  5. Полисома

  6. АТФ

  7. Аминокислота

  8. Триплет ДНК

а) переносит информацию на рибосомы

б) место синтеза белка

в) фермент, обеспечивающий синтез и-РНК

г) источник энергии для реакций

д) мономер белка

е) группа нуклеотидов, кодирующих одну

аминокислоту

ж) ген, кодирующий информацию о белке

з) группа рибосом, место сборки одинаковых

белков


Домашнее задание.

Общая биология 10-11 кл., Д.К.Беляев, § 1-5, 13-16, Москва, «Просвещение».

Построить фрагмент ДНК, кодирующий данный участок белка:

Три - Лиз - Мет - Тир - Цис





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смагина Нелли Александровна

Дата: 10.09.2016

Номер свидетельства: 343108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства