Просмотр содержимого документа
«Среды обитания и связь организмов со средой обитания. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы.»
Урок №2 5 класс 15.09.21
Тема. Среды обитания и связь организмов со средой обитания. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни, факторах среды обитания
Задачи урока:
Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях
разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих
средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии
живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к изучению биологии;
Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное,
устанавливать причинно-следственные связи;
развивать поисково-информационные умения;
мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать;
Глисты, кишечные палочки- живут внутри организма человека или животного
3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).
На рисунках представлены изображения животных из разных сред обитания.
Учитель: Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В
природе они не смогли бы собраться вместе, потому что живут не только в
разных местах (на разных континентах), но и в разных средах обитания.
Сейчас мы вместе разберём, кто где живёт. На доске перечислены
среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная организменная.
Итак, как мы назовём тему сегодняшнего урока?
«Среды обитания живых организмов».
Изучение нового материала:
Работа с учебником ( пар.5), тетрадью. ( записываем число, тему урока) .
Читаем пар.5 ( по очереди), выписываем в тетрадь определение:
Среда обитания-
Делим лист на 4 части : наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная среды.
Класс превращается в исследовательскую лабораторию:
(Исследовательская работа по группам):
1 группа изучает особенности и приспособленность организмов к наземно- воздушной среде, приводит примеры организмов.
2 группа изучает особенности и приспособленность организмов к водной среде, приводит примеры организмов.
3 группа особенности и приспособленность организмов к почвенной среде,
приводит примеры организмов.
4 группа особенности и приспособленность организмов к организменной среде, приводит примеры организмов.
Выступают представители каждой группы, записываем в тетрадь примеры организмов, обитающих в разных средах.
Учитель спрашивает: Легко ли организмам выжить в окружающей среде?
Обучающиеся говорят, что сложно: нужно бороться с факторами неживой природы ( низкой или высокой температурой, недостатком или избытком влаги т.е. с абиотическими факторами. А также организмы борются с другими организмами за еду, территорию – это биотические факторы.
На жизнь организмов влияет деятельность человека.
5.Закрепление изученного материала.
Учитель предлагает посмотреть видеоролик о влиянии человека на природу и
обсудить его в парах и от имени природы написать обращение к человеку с просьбой о ее защите.
Учитель совместно с обучающимися заслушивает обращения, комментирует и оценивает работу в парах.
6.Рефлексия:
Закончите фразы:
-Я сегодня узнал о том, что…
- Мне было сложно…
-Я буду стараться…
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Кусты, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек, вода, погода –
Это факторы природы.
7. Домашнее задание: прочитать пар.5, выучить определение, найти загадки об организмах разных сред обитания (по желанию)