kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок биологии с использованием технологий продуктивного чтения и интеллект-карт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведен пример использования технологий продуктивного чтения и интеллект-карт на  уроке  биологии, построенном с учетом требований ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок биологии с использованием технологий продуктивного чтения и интеллект-карт»

Ф.И.О. Суркова Наталья Владиславовна

Предмет: биология ( Сонин, ФГОС)

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового материала

Используемые технологии: продуктивного чтения, интеллект-карт.

Технологическая карта изучения темы


Тема

Мхи


Цели


Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации


Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

- Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями .

Планируемый результат

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений


Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний

Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи


Основные понятия

Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Учебники, гербарии мхов, дополнительная информация, рисунки мхов


Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности


( 7 мин)

Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя.

Загадывает загадку о болоте:


Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это?


Что там интересного?

Какая группа растений изображена на картинке?

Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах?

Записывает на доске высказанные предположения.

А что бы вы хотели узнать о мхах?

Записывает на доске вопросы, которые формулируют учащиеся, из них вытекают цели и задачи урока.



Загадка о болоте.

Потом появляется картинка болота.






Формулируют тему урока: Мхи





Мхи-это растения.

Мхи произрастают на болотах.

Мхи используют для удержания влаги.

Мхи играют важную роль в природе.

Мхи имеют практическое применение в жизни человека.


Почему кукушкин лен так называется?

Почему мох растет на болоте?

Почему сфагнум плавает на поверхности воды?

Где человек может использовать мхи?


Регулятивные

(самоорганизация к уроку)

Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников)

2. Изучение нового

(10 мин)














3. Работа с видеофрагментом «Кукушкин лен»















4. Работа с видеофрагментом «Сфагнум»




































































3.Работа с текстом.


1 этап: до чтения текста. Прием «Банк идей»








2 этап: во время чтения текста.



















3 этап: после чтения текста


Формулируют цель и задачи урока урока.















Просматривают видео и 1 группа учащихся отвечает на вопросы.

Оформление интеллект-карты.














Просматривают видео и 2 группа учащихся отвечает на вопросы.

Работа с микроскопами по изучению микропрепарата «Лист сфагнума».

Оформление интеллект-карты.





После просмотра отвечают на вопрос:


























































Предлагают варианты ответов на вопрос учителя.









Читают рассказ, ищут ответы на вопросы. Отвечают на вопросы указывая конкретно абзац и номер предложения.


Карандашом подчеркивают интересные моменты, о которых узнали из текста.





Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопрос учителя.











.


Цель: познакомиться с растениями класса мхов.

Задачи:

  1. Изучить строение мхов;

  2. Сравнить сфагнум и кукушкин лён

Рассмотреть практическое применение мхов.








Задает вопросы, корректирует деятельность учащихся по работе с микроскопами и составлению интеллект-карты.















Задает вопросы,

корректирует деятельность учащихся по составлению интеллект-карты.






Все ли мхи имеют одинаковое строение?


























































Какое значение в жизни человека имеют мхи?

Какие свойства мха позволяют его использовать и в каких сферах деятельности?


Чтобы ответить на этот вопрос предлагает прочитать рассказ Н.П. Верзилина.



Задает вопрос: а что позволило врачу решить проблему с медикаментами?





На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке.

Потом проговаривают.












Вопросы для учащихся:

  1. Какие органы имеет растение кукушкин лен?

  2. Что такое ризоиды? Какое значение они имеют?

  3. Способен ли кукушкин лен к фотосинтезу?

  4. В какой части растения кукушкин лен образуются мужские и женские половые клетки?

  5. Зачем кукушкину льну вода?

  6. Что такое коробочка и для чего она необходима?





Вопросы для учащихся:

1. Что означает название мха «сфагнум»?

2. Какие органы тела имеются у сфагнума? У него есть ризоиды?

3. Где образуются коробочки у сфагнума? Какой они формы? Что в них находится?

4. Из каких клеток состоит лист сфагнума? Какое это имеет значение?

  1. Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.


  1. Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.



Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да










Возможность применить научные знания для решения жизненной проблемы.


  1. Знание разных видов мхов

  2. Знание особенностей их строения

  3. Знание места их произрастания

  4. Знание способа их обработки и особенности химического состава.






































Изучить части растения

(стебель, лист, ризоиды, коробочка), выяснить роль воды в жизнедеятельности мха, повторить правила работы с микроскопом.



(Познавательные УУД).

Интерес к изучаемой теме

(Коммуникативные УУД).

Умение слушать

(Регулятивные УУД).

Умение ставить задачи на урок


























































































































(Познавательные УУД).

Умение выделять главное из прочитанного

(Коммуникативные УУД).

Умение слушать

(Регулятивные УУД).

Умение слушать других





















(Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга.


(Познавательные УУД)

Слушают информацию, делают краткие записи в тетради

Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию

4.Закрепление нового (15 мин)

(фронтальная работа)


Отвечают на вопросы учителя при помощи составленной интеллект-карты.



  1. Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

  2. Какое строение имеют мхи?

  3. Как они размножаются?

  4. Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?

  5. Почему мхи способствуют заболачиванию территории ?

  6. Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна












(Познавательные УУД).


(Коммуникативные УУД).

Умение слышать и слушать других

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)


Оценивают свою работу на уроке по алгоритму:





Возвращаются к записанным на доске задачам урока



Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания:

  1. Какие перед нами стояли сегодня задачи?

  2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?

  3. Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи?


Оцените свою работу на уроке.

Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке.









- Образовательное поле:

(учебники, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер,рисунки мхов, рассказ Н.М. Верзилина) и совместная деятельность.



(Коммуникативные УУД).


(Регулятивные УУД).


(Личностные УУД).

Итог урока.

Д\З

§ 14

Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы все

Знания, которые мы с вами приобретаем нашли применение в вашей жизни.












Тема:_______________________________________



Я хочу узнать______________________________________________

_________________________________________________________ __________________________________


_________________________________________________________ ___________________________________


__________________________________________________________ ___________________________________


__________________________________

Черты сравнения

Кукушкин лен


сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые


Не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Узкие

Более широкие


Наличие ризоидов

Есть

Нет

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Ярко-зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Нет

Да



Оцените свою работу на уроке







Оцените работу всего класса





Д\З: §14


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суркова Наталья Владиславовна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 345050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства