1. Мотивация к учебной деятельности ( 7 мин) | Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. | Загадывает загадку о болоте: Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Что там интересного? Какая группа растений изображена на картинке? Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах? Записывает на доске высказанные предположения. А что бы вы хотели узнать о мхах? Записывает на доске вопросы, которые формулируют учащиеся, из них вытекают цели и задачи урока. | Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота. Формулируют тему урока: Мхи Мхи-это растения. Мхи произрастают на болотах. Мхи используют для удержания влаги. Мхи играют важную роль в природе. Мхи имеют практическое применение в жизни человека. Почему кукушкин лен так называется? Почему мох растет на болоте? Почему сфагнум плавает на поверхности воды? Где человек может использовать мхи? | | Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) |
2. Изучение нового (10 мин) 3. Работа с видеофрагментом «Кукушкин лен» 4. Работа с видеофрагментом «Сфагнум» 3.Работа с текстом. 1 этап: до чтения текста. Прием «Банк идей» 2 этап: во время чтения текста. 3 этап: после чтения текста | Формулируют цель и задачи урока урока. Просматривают видео и 1 группа учащихся отвечает на вопросы. Оформление интеллект-карты. Просматривают видео и 2 группа учащихся отвечает на вопросы. Работа с микроскопами по изучению микропрепарата «Лист сфагнума». Оформление интеллект-карты. После просмотра отвечают на вопрос: Предлагают варианты ответов на вопрос учителя. Читают рассказ, ищут ответы на вопросы. Отвечают на вопросы указывая конкретно абзац и номер предложения. Карандашом подчеркивают интересные моменты, о которых узнали из текста. Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопрос учителя. . | Цель: познакомиться с растениями класса мхов. Задачи: Изучить строение мхов; Сравнить сфагнум и кукушкин лён Рассмотреть практическое применение мхов. Задает вопросы, корректирует деятельность учащихся по работе с микроскопами и составлению интеллект-карты. Задает вопросы, корректирует деятельность учащихся по составлению интеллект-карты. Все ли мхи имеют одинаковое строение? Какое значение в жизни человека имеют мхи? Какие свойства мха позволяют его использовать и в каких сферах деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос предлагает прочитать рассказ Н.П. Верзилина. Задает вопрос: а что позволило врачу решить проблему с медикаментами? | На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают. Вопросы для учащихся: Какие органы имеет растение кукушкин лен? Что такое ризоиды? Какое значение они имеют? Способен ли кукушкин лен к фотосинтезу? В какой части растения кукушкин лен образуются мужские и женские половые клетки? Зачем кукушкину льну вода? Что такое коробочка и для чего она необходима? Вопросы для учащихся: 1. Что означает название мха «сфагнум»? 2. Какие органы тела имеются у сфагнума? У него есть ризоиды? 3. Где образуются коробочки у сфагнума? Какой они формы? Что в них находится? 4. Из каких клеток состоит лист сфагнума? Какое это имеет значение? Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна. Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом. Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум | Стебли | не ветвистые | ветвистые | Листья | Узкие | Более широкие | Наличие ризоидов | Есть | Нет | Коробочка | Удлиненная | Круглая | Наличие воздушных клеток | Нет | Есть | Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая | Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое | Где растет | В лесу | На болоте | Образует ли торф | Нет | Да | Возможность применить научные знания для решения жизненной проблемы. Знание разных видов мхов Знание особенностей их строения Знание места их произрастания Знание способа их обработки и особенности химического состава. | Изучить части растения (стебель, лист, ризоиды, коробочка), выяснить роль воды в жизнедеятельности мха, повторить правила работы с микроскопом. | (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок (Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга. (Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Оценивают свою работу на уроке по алгоритму: Возвращаются к записанным на доске задачам урока | Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания: Какие перед нами стояли сегодня задачи? Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели? Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке. Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке. | - Образовательное поле: (учебники, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер,рисунки мхов, рассказ Н.М. Верзилина) и совместная деятельность. | | (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). (Личностные УУД). |