Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по биологии в 11 классе: "Анализ и оценка гипотез о происхождении жизни на Земле"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Боровская средняя общеобразовательная школа имени Героя России
Тимура Ибрагимова»
Методическая разработка урока
по биологии
11 класс
тема:
«Практическая работа № 2 « Анализ и оценка гипотез о происхождении жизни на Земле»
Учитель биологии: Гришина Н.М.
2024г.
Цели урока: Создать условия осознания и осмысления новой учебной информации о гипотезах возникновения жизни.
Деятельностная цель: способствовать усвоению умений самостоятельно в комплексе применять знания о существующих гипотезах происхождения жизни для выделения мировоззренческих идей.
Предметно- дидактическая цель: формирование представлений и раскрытие основных идей возникновения жизни.
Планируемые результаты
Личностные: - реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Метапредметные
Познавательные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,), анализировать и оценивать информацию;.
Коммуникативные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; развитие морального сознания на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для представления результата своей деятельности.
Регулятивные: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Предметные: давать целостную характеристику содержания гипотез происхождения жизни; доказывать вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений- практическая работа.
Форма организации учебной деятельности: виртуальноепутешествие в различные среды обитания живых организмов
Оборудование: видеофрагмент (сайт РЭШ) «Представление о происхождении жизни», текст учебника Пасечник В.В. «Биология. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень» п.15
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизнь, креационизм, абиогенез, панспермия, концепция биогенеза, гипотеза вечной жизни.
Место урокав структуре образовательного процесса: урок по учебному плану, № 25
УМК: Песечник В.В. «Биология. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень», издательство: М.: «Просвещение», 2024г.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
УУД
ЭОР
учителя
обучающихся
Организационный
этап
Добрый день. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Выполняют действия
Коммникативные: взаимодействие с учителем, одноклассниками.
Актуализация знаний
Перед учащимися на учительском столе стоит черный ящик (как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?») учащимся предлагается угадать что в нем находится. После ответов открывается крышка и изымается бутылка с водой и куриное яйцо. Внимание! Вопрос: что объединяет эти тела?
Просмотр видеофрагмента на платформе РЭШ, «Возникновение жизни»
Тема урока: Практическая работа №2 «Анализ и оценка гипотез о возникновении жизни»(выполняется в тетрадях для контрольных и практических работ, в конце урока сдается на проверку)
Высказывают предположения
Называют тему урока, цель и задачи
Личностные: действия смыслообразования. Соблюдение нравственно- этических норм поведения при фронтальной работе. Уважительное отношение к иному мнению.
Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Определяют тему, цели урока. обосновывают ее.
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.
2.“стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)
3.“совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)
4.“химическая функция” (А. Лавуазье)
5.“сложный химический процесс” (И.П. Павлов)
6.“особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)
7.“способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)
8.“форма движения материи, которая, возникнув из неупорядоченного вещества небиологической природы, существует как комплекс единых по происхождению, гетерогенных по большинству параметров, открытых самоорганизующихся, самовоспроизводящихся, морфобиологических систем; саморазвивается путем роста гетерогенности, выражающегося как в прогрессивной дивергентной эволюции при исторически преобразуемом отражении условий внешней среды, так и в форме индивидуальных онтогенезов при развитии особей каждого поколения; свойственные ей вещества (ДНК, РНК, белки) и энергия при единстве процессов синтеза и распада подчинены упорядоченному взаимодействию по сигналу исторически создаваемых программ, записанных в молекулярно-генетических структурах; обладает способностью к отражению, достигая высокой организации при наличии необходимых условий через осознаваемый труд, способно стать предпосылкой для появления высшей общественной формы движения материи, которая проявляет себя в виде надбиологического прогресса общества, преобразования мира человеком, познания им природы, самого себя” (Н.П. Дубинин)
9. “макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии” (проф. В.Н. Ярыгин)
10. “живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот” (М.В. Волькенштейн)
Современное определение: «Жизнь–это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии».
Практическая работа № 2 «Анализ и оценка гипотез происхождения жизни» (приложение1)
Ответы учащихся
1.Читают текст (кейс- технологии)
2. Отвечают на вопросы
3.Записывают в тетради современное определение жизни
Личностные: действия смыслообразования. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации, взаимодействовать с обучающимися в паре.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планирование, прогнозирование, определение индивидуального маршрута.
Предметные: называть характерные признаки, объяснять понятие жизнь.
Личностные: уважительное отношение к иному мнению Познавательные: умения доказывать, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся Регулятивные: по мере необходимости исправляют, уточняют, дополняют ответы.
Предметные: называть представителей и характеризовать условия обитания в разных средах жизни.
3. На столах лежат карточки, необходимо установить соответствие между гипотезой и ее пояснением.
Название гипотезы
Пояснение
1.Теория панспермии
А. Жизнь повсюду, достаточно вдохнуть жизнь
2. Креационизм
Б.Жизнь создана творцом, Богом
3. Самопроизвольное зарождение
В. Виды никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.
4. Теория стационарного состояния
Г.Все живое из неживого
5. Гипотеза Опарина
Д.Жизнь занесена на Землю метеоритами
Ответы.
1-Д
2-Б
3-А
4-Д
5-Г
Личностные: уважительное отношение к иному мнению Коммуникативные: понимать на слух ответы, уметь использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Предметные: узнавать представителей и характеризовать условия обитания в разных средах обитания.
Первичного закрепления учебного материала
1) Фронтальный опрос
1. Дайте определение понятию жизнь
2. Кратко охарактеризуйте каждую теорию о возникновении жизни. Предположите свою
2)Вам предлагается синквейнс открытыми строками
Ваша задача определить по указанным строкам, о какой гипотезе происхождения жизни идет речь, и
закончить синквейн.
1._____________
А). 1……………………………
2. Божественная, недоступная
3. Сотворил, дал жизнь, научил
4. Мир создал Бог
5. Бог или Творец
Б). 1……………………….
1._____________
2. современная, коацерватная.
3. проверили, поэкспериментировали, доказали
4. Все живое произошло от не живого (абиогенез)
5. Опарин – Холдейн
1._____________
В). 1…………………..
2. абсурдная, смешная
3. вырастают в пробирке, выходят из смолы, возникают при гниении
4. Живые организмы зарождаются самопроизвольно
5. Луи Пастер
1._____________
Г). 1……………………………….
2. космическая, инопланетная
3. попадают случайно, найдены на Луне, занесены на Землю
4. Жизнь на Землю занесена космическими телами или пришельцам
5. бактерии – зародыши жизни
Ответы обучающихся
Личностные: уважительное отношение к иному мнению.
Коммуникативные: инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату.
Рефлексия
«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди». Как вы понимаете смысл этого выражения?
Наверное, потому, что у каждого из нас своя дорога в жизни.
Да. Конечно! У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г. Скопье, современная Югославия, годы жизни1910-1997 г.г.) – это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.
Выберите высказывание, то которое соответствует вашему пониманию
«Жизнь – возможность, используйте ей,
Жизнь – красота, восхищайтесь ею,
Жизнь – мечта, осуществите ее,
Жизнь – игра, сыграйте ее».
Ответы обучающихся
Личностные: действия смыслообразования Коммуникативные: достаточно полно и точностью выражать свои мысли. Познавательные: участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов.
Информация о домашнем задании
П.15, составить тестовые задания по теме
Записывают задание
Коммуникативные: слушают учителя
Приложение 1
Практическаяработа № 2»Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
Цель:научиться анализировать и давать оценку различным гипотезам о происхождении жизни на Земле.
Оборудование:п.15, статьи о различных гипотезах происхождения жизни на Земле.
Ходработы
Используя дополнительные источники информации заполните таблицу:
Согласно этой гипотезы основные формы органического мира (жизнь, человечество, планета Земля, а также мир в целом), рассматриваются как непосредственно созданные Творцом, или Богом.
По библейскому сказанию о сотворении мира, Бог создал Землю за 6 дней.
Этой теории придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.
Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии экспериментально проверить или опровергнуть эту концепцию.
Научный креационизм ― ищет доказательство этой гипотезы в ряде различных эпизодов библейской истории, описанных в Книге Бытия Ветхого завета.
Научный креационизм это одно из наиболее активных движений христианских фундаменталистов, возникшее и активно
развивающееся в США, а также получающее некоторое распространение в других странах. Оно стремится доказать абсолютную библейскую безошибочность в вопросах естествознания и опровергнуть научные свидетельства эволюции.
Однако многие священники выступают против научного креационизма. Так как полагают, что верующие постигают истину через Божественное откровение и веру, а поэтому им не нужны доказательства Божественного возникновения жизни.
Таким образом, гипотезу божественного возникновения живого можно принять только на веру и нельзя рассматривать с научной точки зрения.
Гипотезасамопроизвольногозарожденияжизни
Ее приверженцы убеждены, что жизнь зарождается самопроизвольно из неживой материи.
Так, великий Аристотель,изучая угрей, установил, что среди них не встречаются особи с икрой или молоками. На основании этого он предположил, что угри рождаются из «колбасок» ила, образующихся от трения взрослой рыбы о дно.
А голландский учёный Ян ван Гельмонт в 17 веке описал свой опыт, утверждая, что живые мыши якобы зарождались у него из грязного белья и горсти пшеницы, запертых в шкафу.
Другой натуралист, Гриндель фон Ах, писал о якобы наблюдавшемся им самозарождении живой лягушки. Натуралист взял каплю майской росы и, тщательно наблюдая за ней под микроскопом, заметил какое–то существо. Наблюдая за ним через некоторое время, заметил, что появилось уже туловище, но голова ещё казалась не ясно сформированной. Продолжая свои наблюдения убедился, что наблюдаемое существо не что иное, как лягушка с головой и ногами.
Предполагалось также, что одни формы могут порождать другие, например, из плодов могут образовываться птицы и животные. Первым кто попытался проверить идею о самопроизвольномзарождениибыл итальянский учёный, врач и натуралист ―
ФранческоРедив 1668 году.
Он взял четыре сосуда.
В один из них он поместил мёртвую змею, в другой ― немного рыбы,
в третий ― дохлых угрей,
в четвёртый ― кусок телятины.
Затем плотно закрыл их и запечатал.
После он поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми.
Вскоре мясо и рыба зачервивели. Можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в
запечатанных сосудах такого не наблюдалось. На основании данного эксперимента был сделан вывод, что личинки появились не самопроизвольно, а из отложенных мухами яиц.
Таким образом, Франческо Реди породил сомнения о самопроизвольном зарождении жизни. Но многие все же оставались приверженцами этой идеи. Так как факты, открытые Реди, не были до конца обоснованными.
Следующим, кто попытался опровергнуть эту идею, стал итальянский учёный Ладзаро Спалланцани в 1675 году. Он прокипятил в сосуде крепкий мясной бульон. Оставил его на несколько дней и заметил, что в бульоне стали развиваться
микроорганизмы…. Затем он проделал тот же опыт, но уже с запаянным сосудом. Прошло несколько дней, но никаких признаков жизни в бульоне не обнаружилось.
Но и здесь сторонники идеи о самопроизвольном зарождении жизни не стали в это верить так как считали, что «жизненная сила» разрушилась от высокой температуры.
В 1862 году французский микробиолог Луи Пастер совместно с физиологом Клодом Бернаром доказали, что жизнь не может зарождаться самопроизвольно.
Луи Пастер взял сосуд, в котором содержался настой из органического вещества, прозрачный, как дистиллированная вода. Сначала он прокипятил этот сосуд, для того что бы уничтожить зародыши организмов, которые, возможно, находились в жидкости или на поверхности стенок сосуда. Но через какое-то время в сосуде все же появились маленькие организмы и хлопья
плесени.
Затем он повторил опыт, но уже с другим сосудом, горлышко которого было вытянуто и имело s-образную форму. Настой из органического вещества в сосуде он довёл до кипения, затем охладил. Жидкость осталась неизменной в течение длительного времени.
Секрет долгого хранения жидкости кроется в горлышке сосуда s-образной формы.
В сосуде с обычным горлышком пыль, взвешенная в воздухе, и зародыши организмов свободно проходят через горлышко сосуда и приходят в соприкосновение с жидкостью, в которой они
находят пищу, обеспечивающую их развитие. Отсюда и появление микроскопических существ. А в сосуде с вытянутым s- образным горлышком попадание внутрь пыли затрудняется. S-образная трубка изолировала содержимое колбы от внешнего воздуха, благодаря оседавшему на её внутренних стенках водяному пару. Образовавшаяся в результате его конденсации влага играла роль фильтра, не пропускавшего бактерии из окружающего колбу воздуха. Пыль и все плотные частицы соединялись с каплями воды, попадали в шейку сосуда и задерживались в месте изгиба.
Однако стоило отломить горлышко, как вскоре в колбе начинали развиваться бактерии. Это убедительно доказывало, что микроорганизмы распространяются по воздуху, а не зарождаются самопроизвольно. Пастер показал, что бактерии могут возникнуть только от других бактерий.
Так окончательно была опровергнута гипотеза самозарождении жизни. На основании этого был сформулирован закон «Всёживоепроисходитиз живого».
Однако учёные задумались над вопросом. Если для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда взялся первый живой организм? Это дало толчок к возникновению гипотезы панспермии.
Гипотезапанспермии
Эта концепция не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной.
Гипотеза была выдвинута Ю.Либихоми Г.Рихтеромв середине XIXвека.
Согласно гипотезы панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным.
Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной – единственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса.
Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, древние наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами.
При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю.
Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелевской премии Френсис Крик и Лесли Оргел. (см. ссылку https://studbooks.net/1290163/meditsina/obzor_literatury )
Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:
универсальности генетического кода;
необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко.
Таким образом, гипотеза панспермии пытается лишь объяснить появление жизни на Земле, но не отвечает на вопрос, как возникла жизнь вне Земли.
Гипотезастационарногосостояния
Гипотезу стационарного состояния иногда называют гипотезой этернизма (от лат. еternus – вечный), которая была выдвинута немецким учёным В.Прейером в 1880 г.
Согласно этой гипотезы, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а
если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.
Взгляды Прейера поддерживал академик ВладимирИвановичВернадский, автор учения о биосфере. Вернадский считал, что жизнь — такая же вечная основа космоса, которыми являются материя и энергия.
Исходя из представления о биосфере как о земном, но одновременно и космическом механизме, Вернадский связывал ее
образование и эволюцию с организованностью Космоса. «Для нас становится понятным, — писал он, — что жизнь есть явление космическое, а не сугубо земное». Эту мысль Вернадский повторял многократно: «...Жизнь вечна, поскольку вечный Космос».
По современным оценкам, основанным на учете скоростей радиоактивного распада, возраст Земли исчисляется 4,6 млрд. лет. Более совершенные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля существовала всегда.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в
качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию (целаканта). Считалось, что кистепёрая рыба (целакант) представляет собой переходную форму от рыб к земноводным и вымерла 60-90 млн. лет назад (в конце мелового периода). Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в 1939
году у побережья о. Мадагаскар был выловлен живой целакант. Таким образом, целакант не является переходной формой.
Были найдены и многие другие, считавшиеся вымершими, животные, например, лингула – маленькое морское животное, якобы вымершее 500 миллионов лет назад, живы солендон – землеройка, туатара – ящерица. За миллионы лет они не претерпели
никаких эволюционных изменений.
Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо
ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.
Гипотезабиохимическойэволюции
Гипотеза Опарина ― Холдейна, которую высказали в 20-е годы 20-го века русский учёный Александр Иванович Опарин и англичанин Джон Холдейн.
В 1924 г. Опарин опубликовал основные положения своей гипотезы происхождения жизни на Земле. Он исходил из того, что в современных условиях возникновение живых существ из неживой природы невозможно. Абиогенное (т. е. без участия живых организмов) возникновение живой материи возможно было только в условиях древней атмосферы и отсутствия живых
организмов.
По мнению Опарина, в первичной атмосфере планеты, насыщенной различными газами, при мощных электрических разрядах, а также под действием ультрафиолетового излучения и высокой радиации могли образовываться органические соединения,
которые накапливались в океане, образуя «первичный бульон».
Известно, что в концентрированных растворах органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, липидов) при определённых условиях могут образовываться сгустки, называемые коацерватнымикаплямиили коацерватами.
Коацерваты в условиях восстановительной атмосферы не разрушались. Из раствора в них поступали химические вещества. В результате чего они росли и усложнялись.
Коацерваты, которые были способны к примитивному обмену и росту в ходе дальнейшей эволюции, превратились в пробионты,
которые Опарин рассматривал как ― предшественниковживыхорганизмов.
На границе между пробионтами и окружающей средой появлялись молекулы липидов, что приводило к образованию примитивной клеточной мембраны.
Под действием каких-либо внешних сил пробионты дробились. А благодаря наличию белков, и возможно, нуклеиновых кислот они были способны передавать наследственную информацию.
Такие пробионты с маточной наследственностью, может быть, множились. И именно возникновение наследственности представляло собой переход от химической эволюции к биологической.
Пробионты, в которых обмен веществ сочетался со способностью к самовоспроизведению, можно уже рассматривать как примитивныепроклетки.
Таким образом, по мнению Опарина, главную роль в зарождении жизни играют белки, именно они дали начало обмену веществ, обеспечив обособление коацерватныхкапель друг от друга и от окружающей среды.
Но эта гипотеза не давала объяснения способности к самовоспроизведению.
Для решения этого вопроса английский биохимик и генетик Джон Холдейн в 1929 г. выдвигает «генетическую гипотезу о происхождении живого», которая гласит, что в основе создания простейших живых систем (протобионтов) лежат не белки, а нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК), поскольку они служат матричной основой синтеза белков.
Так, Александр Иванович Опарин отдавал первенство белкам, а Джон Холдейн ― нуклеиновым кислотам.
Гипотеза Опарина – Холдеина завоевала много сторонников, так как получила экспериментальное подтверждение, проведённое в 1953 году американским учёным СтенлиМиллером.
Стенли Миллер провёл эксперимент, в котором моделировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности
химической эволюции.
В один из резервуаров установки помещается смесь газов (водорода, аммиака, метана и водяных паров), которые входили в состав первичной атмосферы. Через эту смесь при помощи электродов пропускаются электрические
разряды (которые имитируют разряды молнии) и ультрафиолетовое облучение.
В другой камере налита вода, и эта камера подогревается (для насыщения газовой смеси парами воды).
Ещё одна камера подвергается охлаждению, и здесь вода конденсируется, она имитирует «дождевые осадки».
В колбу–«ловушку», которая располагается ниже резервуара, стекает охлаждённая вода, содержащая
органические соединения ― аминокислоты, которые входят в состав современных белков.
Ещё один эксперимент позволяет, понять какие соединения возникали под действием радиации в первичной атмосфере планеты: если облучить электронами смесь метана, водорода и аммиака, то получатся азотистые основания – предшественники
нуклеиновых кислот, а также АТФ ― основной аккумулятор энергии живых систем.
Используя различные виды энергии, учёные доказали возможность синтеза в условиях первичной земли всего алфавита жизни трёх десятков типов мономеров.
Но гипотеза Опарина — Холдейна имеет и слабую сторону. Не удаётся объяснить главную проблему: как произошёл
качественный скачок от неживого к живому. Ведь для саморепродукции нуклеиновых кислот необходимы ферментные белки, а для синтеза белков — нуклеиновые кислоты.