kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на  особенности  индивидуального развития  организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.                                                                                           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма»

Класс: 10 «Б» класс

Дата проведения: 11.02.2016г. (4 урок)

Время: 10.35

Открытый урок по теме: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.  Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства)   

Цель: Формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на  особенности  индивидуального развития  организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития. Задачи: Образовательные: формировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Развивающие: развивать умение обосновывать роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма; учить учащихся формулировать выводы; развивать монологическую речь учащихся. Воспитательные : формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов, основы здорового образа жизни.

Оборудование: презентации, видеоматериал.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята садитесь!

II. Проверка знаний: письменно, дописать недостающее слово

  1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

  2. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

  3. Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

  4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

  5. Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

  6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

  7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

  8. Третий зародышевый листок (мезодерма)

  9. Авторы биогенетического закона(Мюллер, Геккель)

  10. Хромосомный набор гамет (гаплоидный)

Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценки:

“5” - 0 ошибок

“4” - 1-2 ошибки

“3” - 3-4 ошибки

“2” - 5 и более ошибок

Закрепление домашнего задания: Итак, ребята на прошлом уроке мы с Вами изучили тему урока: «Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.» И узнали, что многоклеточные организмы в эмбриональном развитии проходят одни и те же стадии: дробление, гаструляцию и органогенез. Большой вклад в развитии науки эмбриологии внесли ученые К.М.Бэр, А.О.Ковалевский, И.И.Мечников, казахстанские ученые И. Чагиров, К. Баймухамбетов. И завершили изучение главы «Онтогенез – индивидуальное развитие организма.» Онтогенез подразделяется на 2 этапа: эмбриональный и постэмбриональный. И переходим к изучению новой главы «Развитие организма и окружающая среда». Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

III. Изучение новой темы урока Повторение основных понятий (фронтальный опрос)

  1. Что такое оплодотворение?

  2. Что такое размножение?

  3. Что такое онтогенез?

  4. Что такое эмбриональное и постэмбриональное развитие организма?

Учитель: Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Вы должны сформулировать свои выводы после изучения темы. Тема урока: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.    

  Учащиеся формулируют цель, записывают в тетрадь новую тему урока. Влияние токсических веществ :

  1. табачного дыма, никотина

  2. алкоголя

  3. наркотиков

  4. элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).

Рождение нового человека представляет ряд сложнейших физиологических процессов, и начинается он с оплодотворения.

Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265-270 дней. В течение этого времени из исходной одной клетки образуется более 200 миллионов клеток, а размеры эмбриона увеличиваются от микроскопического до полуметрового.

После рождения ребенка, начинается второй этап развития. Период от рождения, до смерти, в ходе которого организм претерпевает достаточно значительные изменения: из крошечного беспомощного малыша вырастает полноценный взрослый организм, который теперь сам способен оставлять после себя потомство и продолжить свой род.

Начиная с эмбриональной стадии развития, организм испытывает на себе различные влияния внешней среды. Но больше всего проблем человек создает себе сам.

Я считаю, что тема о внешнем воздействии различных факторов на онтогенез человека достаточно актуальна в наши дни.

Сейчас употребление алкоголя, табака и наркотиков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь, табак и наркотики особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Целью данной работы является выявление отклонений в развитии организма человека, как на эмбриональном, так и на постэмбриональном этапах развития, при воздействии на организм никотина, алкоголя и наркотических веществ.

1 Влияние алкоголя Женщинами, являющимися продолжательницами рода человеческого, закладывается здоровье будущих поколений. Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает и нормальное функционирование ее половых органов. Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела , рожденных детей, мертворождению. Кормящая мать должна помнить, что алкоголь оказывает крайне вредное воздействие на организм грудного младенца и в первую очередь на его нервную систему. Даже ничтожные дозы алкоголя, попадающие с молоком матери в организм младенца, могут вызвать серьезные нарушения в деятельности центральной нервной системы, а в отдельных случаях даже иметь необратимые последствия. Ребенок под воздействием алкоголя становится беспокойным, плохо спит, у него могут наблюдаться судороги, а в последующем и отставание в психическом развитии. Если же кормящая мать страдает хроническим алкоголизмом, и в организм младенца регулярно попадает алкоголь, то, помимо вышеупомянутых осложнений, у ребенка может возникнуть «синдром алкогольной зависимости грудного возраста». Попав в организм, алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму. Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.

2 Влияние наркотических веществ Вызывает тревогу рост числа женщин употребляющих наркотики во время беременности. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление психоактивного вещества может оказать влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма. Употребляемые в процессе вынашивания беременности наркотические вещества многообразно влияют на развивающийся плод. У матерей наблюдается тяжелое течение беременности и различные осложнения при родах, часто заканчивающиеся бесплодием. Нередко чрезмерное употребление опиоидов приводит к смерти и матери, и ребенка. В частности употребление опиатов ведет к нарушению роста плода, микроцефалии и высокой заболеваемости и смертности вследствие угнетенной иммунной системы в младенчестве, замедленному умственному, двигательному и речевому развитию ребенка к восемнадцати месяцам, осязательное, зрительное, слуховое восприятие ниже нормы и т.д. Отдаленными последствиями героиновой наркозависимости чаще всего являются задержки психического развития и психические нарушения. Психические нарушения у детей, перенесших внутриутробное воздействие опиатов, могут возникнуть уже в раннем возрасте. Наркотические препараты вызывают патологические изменения в организме, оказывающее негативное влияние на течение беременности, родов, состояние внутриутробного плода и новорожденного. Употребление психоактивных веществ имеет весьма тяжелые последствия, начиная от фетального алкогольного синдрома, абстинентного синдрома и различных отклонений при развитии ребенка в первые годы жизни и заканчивая выкидышами на различных сроках беременности и мертворождением.

3 Влияние никотина Курение является, можно сказать, вредной привычкой, принятой обществом. Осложнения беременности у курящей матери: вагинальные кровотечения, нарушения кровообращения в зоне плаценты. Выше риск замедленного протекания родов, спонтанных абортов, преждевременных родов - 14% (недоношенные дети) или отслоения плаценты (мертворождение). Возможные последствия, влияющие на дальнейшее развитие ребенка: задержка умственного и физического развития, отклонения в поведении, повышенная предрасположенность к респираторным заболеваниям.У детей курящих родителей, в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка. Так же он влияет на обмен веществ, ухудшается усвояемость сахара и разрушается витамин- С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Показ презентаций (картинки, фото по теме)

Сообщения учащихся по каждому пункту (Ельчев М, Старов Д, Сергазина Г, Пирка Н.)

Учащиеся демонстрируют эксперимент (Старов Д, Ельчев М.)

  Показ видеофрагмента: влияние алкоголя.

Вывод по новой теме урока: Вредное влияние на развитие эмбриона человека оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курения табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курения табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему развитию детей с умственной отсталостью и или врожденными уродствами. В течение постэмбрионального периода развивающиеся организмы также очень чувствительны к вредным воздействиям внешней среды. Это объясняется тем, что формирование систем поддержания гомеостаза продолжается и после рождения. Поэтому алкоголь, никотин, наркотики, являющиеся ядами и для взрослого организма, особенно опасны для детей. Эти вещества тормозят рост и развитие всего организма, а особенно головного мозга, что приводит к умственной отсталости, тяжелым заболеваниям и даже смерти. Необходимо знать о влиянии токсических веществ : табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального развития. Взрослым избегать употребления лекарств без назначения врача, наркотиков, алкоголя. Следить за своим здоровьем.

Закрепление новой темы урока:

Ответить на вопросы

  1. В какой период развития зародыш особенно уязвим для действия повреждающих факторов?

  2. Чем защищен зародыш и растений и животных?

  3. От куда зародыш получает необходимые питательные вещества, для развития?

  4. Что вызывает вредное влияние на развитие организма?

  5. Какая ткань особенно чувствительна к недостатку кислорода?

Заполните пробелы в тексте:

Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курения табака, злоупотребление лекарствами часто приводят ________ (повреждению эмбриона, развитие детей с умственной отсталостью и врожденными уродствами). Алкоголь, никотин, наркотики являются ядами для _______ (взрослых и детей). Значительное воздействие на здоровье и индивидуальное развитие оказывают факторы ________ (окружающей среды и которые можно подразделить на необходимые и вредные). К необходимым для нормального развития факторам относится _______ (полноценная пища, которая содержит все необходимые витамины, минеральные соли и воду). Вредное воздействие на развитие организма человека оказывают _______ (алкоголь, никотин, наркотики).

Вставить пропущенные слова:

  1. Способствует дегидратации клеток и обезвоживанию организма, а в высоких концентрациях вызывает денатурацию белковых молекул. (алкоголь)

  2. Вызывает поражение в первую очередь легких и дыхательных путей, в которых развиваются хронические воспалительные процессы, например бронхов, затрудняя дыхание и газообмен. (никотин)

  3. У плода развивается зависимость, дети рождаются с недоразвитием дыхательного аппарата, нарушением внешнего дыхания, а также с расстройствами ЦНС. (центральной нервной системы)

  4. Показано, что она развивается внутриутробно у детей от матерей с хроническим алкоголизмом и характеризуется отставанием в росте зародыша и родившегося ребенка. (алкогольный синдром плода)

  5. Большой вред плоду наносят загрязнение окружающей среды химическими и радиоактивными веществами (тяжелыми и цветными металлами)

Используя полученные данные ответьте на вопросы :

  1. В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

  2. До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

  3. Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.

  4. Один из будущих родителей систематически употребляет алкоголь. Как это может повлиять на развитие плода и протекание беременности.

  5. Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?


Составить рекомендации будущим родителям: (задание учащимся)

  1. За месяц до планирования ребенка перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.

  2. Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.

  3. Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.

  4. Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку. Малышу также может повредить инфекция из больного зуба.

Оценивание учащихся. Подведение итогов.

Домашнее задание:

Легкое – подобрать поговорки и пословицы об алкоголе и табаке;

Среднее – нарисовать рисунки, пропагандирующие ЗОЖ;

Усложненное – подготовить статью, составить тест опрос из 10-15 вопросов

Параграф 40 стр 201 – 204
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Камысбаева Гульмира Амангалиевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Онтогенез "
    ["seo_title"] => string(12) "ontoghieniez"
    ["file_id"] => string(6) "126488"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415188504"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства