2.Актуализация знаний. Цель: подведение учащихся к вопросу: «Что такое цветок?», «Какое строение имеет цветок?», «Какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями?» «Что такое соцветие?» «Какова биологическая роль соцветия?» | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование мысли о необходимости изучения предмета биология, о необходимости получения знаний о строение и значении цветка. Применение знаний на практике. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Проверка домашнего задания. Задание 1 1. Ползучие стебли земляники называются ... . (усы.) 2. Стебель – составная часть ... . (побега.) 3. Под кожицей стебля находится слой клеток ... . (пробки.) 4. Ситовидные трубки входят в состав ... . (луба.) 5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.) 6. У ландыша в почве имеются корни и ... . (корневища.) 7. Клубни развиваются на концах ... . (подземных побегов.) Задание 2. Выбрать правильный ответ. 1. У большинства видов растений стебли прямостоячие. 2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве. 3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками. 4. Стебли винограда цепляются за опору усиками. 5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины. 6. Клетки пробки мертвые. 7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани. 8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки. 9. Ситовидные трубки входят в состав древесины. 10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками. Ответы: 1, 4, 6, 7, 10. | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию, готовятся к выполнению заданий по изученной теме «Строение стебля». Выполняют задания в индивидуальном порядке. Взаимопроверка в парах. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний. Определение целей и задач урока | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Метапредметные: Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; корректировать собственные ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения; осознание учебно-познавательной задачи | Загадка: «Это радость, это любовь, это вечный источник вдохновения. Нашу Землю и жизнь людей украшают не только садовые, но и всегда радуют глаз скромные полевые …….(Цветы). Вопросы: -У всех ли растений образуются цветки? (Только у цветковых) - Какие растения могут цвести только 1 раз в жизни? (Бамбук. После цветения погибает.) -Какова функция цветка? -Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (генеративным) | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что для того, чтобы ответить на все вопросы, нужно изучить строение цветка. Делают выводы, определяют цели и задачи урока. |
4. Изучение нового материала. Цель: Изучить строение цветка, определить, какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями; изучить, что такое соцветие, какие бывают соцветия. Что такое опыление, оплодотворение. Определить биологическую роль цветка и соцветий. | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах Предметные: овладение понятийным аппаратом урока | Рассказ учителя. Цветок-это видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для семенного размножения. Развитие: все цветки и соцветия развиваются на генеративных побегах цветкового растения. Функция: образование плодов и семян в результате полового размножения. Зарисовать строение цветка и подписать его части. Цветоножка - это тонкий боковой побег с междоузлием, в узле которого находится цветок. Цветоложе-расширение, главная ось цветка, состоящая из одних узлов, в которых размещаются все части цветка. Чашечка-образована чашелистиками. Имеет зеленый цвет. Чашечка Раздельно- Сростнолепестная лепестная листки чашечки листки чашечки несросшиеся срослись между собой герань гвоздика, вьюн поле- вой Венчик-состоит из лепестков. Венчик Раздельно- Сростнолепестной лепестной состоит из отдель- лепестки срос- ных лепестков лись полностью или частично лютик, слива дурман, колоколь- чик, табак. Функция венчика: привлечение насекомых-опылителей. Околоцветник: чашечка+венчик. Типы цветков по строение околоцветника: 1.Голый цветок. 2. Цветок с простым околоцветником. 3. Цветок с двойным околоцветником. Функции околоцветника: защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды, а своей яркостью и ароматом привлекает внимание насекомых, опыляющих цветок. Цветок. Основная часть цветка-пестик и тычинки. Тычинка(муж.орган) Пыльник Тычиночная нить Созревает Поднимает пыльник Пыльца на необходимую высо- ту Пестик(женск. орган) Рыльце столбик завязь Служит поднятие содержит для удержив рыльца семязачатки в нем на пыльцы высоту Типы цветков: Однополые –цветки, содержащие либор пестики, либо тычинки (огурец, тополь, облепиха). Обоеполые – цветки, содержащие одновременно и пестик и тычинки. (вишня, тюльпан). Значение пестика и тычинок: Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода. Перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика называют опылением. После опыления в семязачатке происходит слияние мужских и женских половых клеток в одну -зиготу. Этот процесс называется - оплодотворением. Из завязи пестика после опыления цветка и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков - семена. Растения Однодомные двудомные Однодомные -растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении. Пример: огурец,кукуруза. Двудомные - растения, у которых пестичные цветки располагаются на одном растении, а тычиночные на другом. Пример: конопля, тополь, ива, облепиха. Соцветия - это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия Простые сложные Простой колос- образуют не имеющие цветоножек(т.е. сидячие цветки), расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя-сложный колос. Початок – отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия (кукуруза). Простой зонтик – соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула, вишня). Сложный зонтик –морковь, петрушка. Корзинка –это соцветия подсолнечника, астры, одуванчика. Мелкие, сидячие цветки расположенные на утолщенном и расширенном ложе соцветии. Щиток-сходен с кистью, но у щитка нижние цветоножки длиннее верхних, и поэтому цветки его расположены на одном уровне, в одной плоскости (рябина, боярышник). Головка –видоизмененный зонтик, у которого разрастается главная ось в виде головки, а на ней располагаются цветки на укороченных цветоножках (клевер). Метелка (сложная кисть)- главная ось ветвится, т.е. образует боковые побеги первого и второго порядка, на котором располагаются цветки на цветоножках (сирень). Биологическая роль соцветий: Собранные вмести цветки, увеличивают яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения насекомых-опылителей; образование большого количества плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растений. Цветение и опыление: Цветением называют состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и пестика или всего околоцветника. Продолжительность цветения- от 20-25 мин до 70-80 суток. Перекрестное опыление: перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. Имеет преимущество перед самоопылением, т.к повышает возможность получения дочерним растительным организмам новых свойств от 2-х его родителей. Этого не происходит при самоопылении. Самоопыление: перенос пыльцы на рыльце пестика одного и того же растения. Перенос пыльцы –ветер(ветроопыляемые растения),вода, животные, насекомые, птицы. Искусственное опыление-человек. | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию. Выполняют рисунок: стр.61 учебника, рис.71. Записывают определения в тетрадь. Составляют кластер. Составляют кластер. Составляют кластер. Записывают определение в тетрадь. Записывают определение в тетрадь. Записывают определение в тетрадь. Записывают определения. |
6.Закрепление материала. Цель: обобщение и систематизация полученных знаний. | Личностные УУД: Умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности Метапредметные Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах | Решение практических заданий. Тест Цветок – это: а)яркий венчик в)пестик и тычинки б)околоцветник г)столбик и рыльце 2. Главные части цветка: а)лепестки и чашелистики б)пестик и тычинки 3. Часто яркоокрашены: а)чашелистики в)лепестки венчика б)тычинки г)пестик 4. Раздельнополые цветки, у которых: а)есть тычинки и пестик в) есть только тычинки б)есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик 5.Функции цветка: а)образование плодов в)фотосинтез б)минеральное питание г) дыхание Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г ;5-А Интересно: Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса. У архидеи цветок цветёт от 45-50 дней. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает. Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги: 1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 2) Главные части цветка – пестик и тычинки. 3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян. Выставление оценок. | Выполняют задания. Участвуют в обсуждениях, дополняют друг друга, анализируют ответы. Подводят итоги урока. Убирают рабочее место. |