kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к уроку биологии 6 класс (ФГОС) "Цветок, его строение и значение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока:

  1. Организационный этап-2 мин.
  2. Актуализация знаний-5 мин.
  3. Постановка учебной задачи-3 мин.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление-15 мин.
  5. Физкультминутка- 3 мин.
  6. Закрепление изученного материала-15 мин.
  7. Домашнее задание-2 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку биологии 6 класс (ФГОС) "Цветок, его строение и значение".»

УРОК

Тема: Цветок, его строение и значение.

Разработала: Терюкова Елена Александровна

учитель биологии и химии

г.о. Балашиха МБОУ «Школа№30»

Цели урока: создать условия для изучения новой темы; формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения; На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

- образовательные:

1.Расширить знания учащихся о цветке и его значение и строение. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик 2.Показать значение цветка, особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. 3.Ознакомитьспонятиями:однополый,обоеполый,тычиночный,пестичный,околоплодник простой и сложный. 4.Способствовать формированию умения определять Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик 5.Продолжить развитие умения определять значение всех частей цветка, их особенности.

- развивающие: уметь выделять главное, сопоставлять факты, формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации;

  • формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

  • развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

  • продолжать формирование биологической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

  • организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний

  • развивать навыки работы с гербарными материалами.

- воспитывающие: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

1) раскрыть эстетическую ценность цветков

2) показать необходимость бережного отношения и охраны растений

3) воспитывать любовь к природе

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение понятийным аппаратом урока:

- знать и уметь характеризовать строение и функции цветка;

-уметь определять связь между особенностями строения цветка и выполняемыми функциями;

-уметь характеризовать биологическую роль цветка;

-знать разнообразие соцветий;

- отличать однодомные растения от двудомных;

Давать четкую характеристику определениям: цветок, цветоножка, околоцветник, семязачаток ,опыление, оплодотворение, зигота, обоеполые цветки, однополые цветки, растения однодомные, двудомные, соцветия.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

  • использование различных источников для получения биологической информации;

  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Метапредметные связи: экология, литература.

Методы и приёмы: 1.словесные 2.наглядные 3.практические

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • УМК: учебник для 6 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова,В.С.Кучменко (ФГОС)

Структура урока:

  1. Организационный этап-2 мин.

  2. Актуализация знаний-5 мин.

  3. Постановка учебной задачи-3 мин.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление-15 мин.

  5. Физкультминутка- 3 мин.

  6. Закрепление изученного материала-15 мин.

  7. Домашнее задание-2 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель:

Создание рабочего настроя учащихся на урок, мотивация на учебу. Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Личностные:

определять общие для всех и индивидуальные правила поведения и работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Сообщаю, что у нас урок изучения нового материала.

Подготовка к проверке домашнего задания.








Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала.







2.Актуализация знаний.

Цель: подведение учащихся к вопросу:

«Что такое цветок?», «Какое строение имеет цветок?», «Какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями?» «Что такое соцветие?» «Какова биологическая роль соцветия?»

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование мысли о необходимости изучения предмета биология, о необходимости получения знаний о строение и значении цветка.

Применение знаний на практике.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Проверка домашнего

задания.


Задание 1

1. Ползучие стебли земляники называются ... . (усы.)

2. Стебель – составная часть ... . (побега.)

3. Под кожицей стебля находится слой клеток ... . (пробки.)

4. Ситовидные трубки входят в состав ... . (луба.)

5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.)

6. У ландыша в почве имеются корни и ... . (корневища.)

7. Клубни развиваются на концах ... . (подземных побегов.)


Задание 2.


Выбрать правильный ответ.

1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.

2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.

3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками.

4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.

5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.

6. Клетки пробки мертвые.

7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.

8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.

9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.

10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.


Ответы: 1, 4, 6, 7, 10.

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию, готовятся к выполнению заданий по изученной теме «Строение стебля».




Выполняют задания в индивидуальном порядке.





Взаимопроверка в парах.



3.Постановка учебной задачи.

Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Определение целей и задач урока

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:
Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

осознание учебно-познавательной задачи


Загадка: «Это радость, это любовь, это вечный источник вдохновения. Нашу Землю и жизнь людей украшают не только садовые, но и всегда радуют глаз скромные полевые …….(Цветы).


Вопросы:

-У всех ли растений образуются цветки? (Только у цветковых)

- Какие растения могут цвести только 1 раз в жизни? (Бамбук. После цветения погибает.)

-Какова функция цветка?

-Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (генеративным)

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.



Отвечают на вопросы.

Делают вывод, что для того, чтобы ответить на все вопросы, нужно изучить строение цветка.

Делают выводы, определяют цели и задачи урока.

















4. Изучение нового материала.

Цель:

Изучить строение цветка, определить, какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями; изучить, что такое соцветие, какие бывают соцветия. Что такое опыление, оплодотворение. Определить биологическую роль цветка и соцветий.

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Предметные:

овладение понятийным аппаратом урока

Рассказ учителя.


Цветок-это видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для семенного размножения.

Развитие: все цветки и соцветия развиваются на генеративных побегах цветкового растения.

Функция: образование плодов и семян в результате полового размножения.


Зарисовать строение цветка и подписать его части.


Цветоножка - это тонкий боковой побег с междоузлием, в узле которого находится цветок.

Цветоложе-расширение, главная ось цветка, состоящая из одних узлов, в которых размещаются все части цветка.

Чашечка-образована чашелистиками. Имеет зеленый цвет.

Чашечка



Раздельно- Сростнолепестная

лепестная




листки чашечки листки чашечки

несросшиеся срослись между

собой



герань гвоздика, вьюн поле-

вой


Венчик-состоит из лепестков.


Венчик



Раздельно- Сростнолепестной

лепестной



состоит из отдель- лепестки срос-

ных лепестков лись полностью

или частично



лютик, слива дурман, колоколь-

чик, табак.

Функция венчика: привлечение насекомых-опылителей.

Околоцветник: чашечка+венчик.


Типы цветков по строение околоцветника:


1.Голый цветок.

2. Цветок с простым околоцветником.

3. Цветок с двойным околоцветником.


Функции околоцветника: защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды, а своей яркостью и ароматом привлекает внимание насекомых, опыляющих цветок.

Цветок. Основная часть цветка-пестик и тычинки.


Тычинка(муж.орган)



Пыльник Тычиночная нить




Созревает Поднимает пыльник

Пыльца на необходимую высо-

ту


Пестик(женск. орган)




Рыльце столбик завязь




Служит поднятие содержит

для удержив рыльца семязачатки

в нем на

пыльцы высоту

Типы цветков:

    1. Однополые –цветки, содержащие либор пестики, либо тычинки (огурец, тополь, облепиха).

    2. Обоеполые – цветки, содержащие одновременно и пестик и тычинки. (вишня, тюльпан).

Значение пестика и тычинок:

Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода.

Перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика называют опылением.

После опыления в семязачатке происходит слияние мужских и женских половых клеток в одну -зиготу. Этот процесс называется - оплодотворением.

Из завязи пестика после опыления цветка и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков - семена.

Растения


Однодомные двудомные

Однодомные -растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении.

Пример: огурец,кукуруза.

Двудомные - растения, у которых пестичные цветки располагаются на одном растении, а тычиночные на другом.

Пример: конопля, тополь, ива, облепиха.

Соцветия - это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия


Простые сложные


  1. Простой колос- образуют не имеющие цветоножек(т.е. сидячие цветки), расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя-сложный колос.

  2. Початок – отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия (кукуруза).

  3. Простой зонтик – соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула, вишня).

Сложный зонтик –морковь, петрушка.

  1. Корзинка –это соцветия подсолнечника, астры, одуванчика. Мелкие, сидячие цветки расположенные на утолщенном и расширенном ложе соцветии.

  2. Щиток-сходен с кистью, но у щитка нижние цветоножки длиннее верхних, и поэтому цветки его расположены на одном уровне, в одной плоскости (рябина, боярышник).

  3. Головка –видоизмененный зонтик, у которого разрастается главная ось в виде головки, а на ней располагаются цветки на укороченных цветоножках (клевер).

  4. Метелка (сложная кисть)- главная ось ветвится, т.е. образует боковые побеги первого и второго порядка, на котором располагаются цветки на цветоножках (сирень).

Биологическая роль соцветий:

Собранные вмести цветки, увеличивают яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения насекомых-опылителей; образование большого количества плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растений.

Цветение и опыление:

Цветением называют состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и пестика или всего околоцветника. Продолжительность цветения- от 20-25 мин до 70-80 суток.

Перекрестное опыление: перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. Имеет преимущество перед самоопылением, т.к повышает возможность получения дочерним растительным организмам новых свойств от 2-х его родителей. Этого не происходит при самоопылении.

Самоопыление: перенос пыльцы на рыльце пестика одного и того же растения.

Перенос пыльцы –ветер(ветроопыляемые растения),вода, животные, насекомые, птицы.

Искусственное опыление-человек.

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.





Выполняют рисунок: стр.61 учебника, рис.71.



Записывают определения в тетрадь.


Составляют кластер.









Составляют кластер.





















Составляют кластер.











Записывают определение в тетрадь.












Записывают определение в тетрадь.













Записывают определение в тетрадь.












Записывают определения.










5.Физкультминутка.

Здоровьесберегающий компонент.

Упражнения для глаз.

Выполняют упражнения.

6.Закрепление материала.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Личностные УУД:

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Решение практических заданий.


Тест

Цветок – это:

а)яркий венчик в)пестик и тычинки

б)околоцветник г)столбик и рыльце


2. Главные части цветка:

а)лепестки и чашелистики

б)пестик и тычинки

3. Часто яркоокрашены:


а)чашелистики в)лепестки венчика

б)тычинки г)пестик


4. Раздельнополые цветки, у которых:

а)есть тычинки и пестик в) есть только тычинки

б)есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик

5.Функции цветка:

а)образование плодов в)фотосинтез

б)минеральное питание г) дыхание


Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г ;5-А


Интересно:


  1. Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.

  2. У архидеи цветок цветёт от 45-50 дней.

  3. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса.

  4. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает

  5. 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает.




Вывод урока:

 Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:

1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 
2) Главные части цветка – пестик и тычинки.
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.







Выставление оценок.


Выполняют задания.




Участвуют в обсуждениях, дополняют друг друга, анализируют ответы.







































Подводят итоги урока.



















Убирают рабочее место.

7. Домашнее задание.


П.11 читать, вопросы стр.66 устно. Используя информационные ресурсы, подготовить сообщение о типах опыления растений.

Записывают домашнее задание, анализируют, задаю вопросы учителю.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка к уроку биологии 6 класс (ФГОС) "Цветок, его строение и значение".

Автор: Лущеко Валентин Павлович

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства