ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.
Задачи:
Образовательные
-сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа.
-научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и листорасположение.
-продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, натуральными объектами, учебником и тетрадью.
Развивающие
- продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности;
-осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;
-формулировать выводы.
Воспитательные
- продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения, показав взаимосвязь внешнего строения листа с выполняемыми функциями и взаимосвязь со средой обитания.
-продолжить формирование эстетического и экологического воспитания, показав необходимость охраны зелёных насаждений.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, лабораторный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ:
-комнатные растения с простыми и сложными листьями,
-гербарный материал простых и сложных листьев
-гербарные образцы с различным листорасположением.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ:
Таблица « Простые и сложные листья»;
Таблица « Листорасположение листьев»;
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
Приветствую учащихся и настраиваю их на успешную работу. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.
2.Актуализация знаний.
Письменная работа
1-в
1.почка это - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Главная функция почки-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на уроке?( определяем тему урока, и вопросы которые будут рассмотрены на уроке).
Информация:
Листья разных растений разнообразны. Они отличаются по форме, размерам, окраске! Например ,лист водного растения ряска от0,5 до 3мм в поперечнике( на ногте вашего пальца свободно размещается 25 листочков.( продемонстрировать) Листья некоторых тропических пальм (рафия)-20 м в длину.
Но несмотря на различия во внешнем строении листья имеют общие черты.
Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.
Оборудование: гербарии листа тополя (на каждую парту).
Ход работы.
Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.
Найдите листовую пластинку - расширенную часть листа. Найдите черешок - стеблевидную часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. Найдите основание листа - часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. У основания листа найдите прилистники. На листовой пластинке найдите жилки - проводящие сосуды листа.
Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части.
Сделайте вывод о наличии схожих черт строения у листьев растений разных видов используя рисунок учебника.
Посмотрите на комнатные растения и определите всели растения имеют черешок? Какие комнатные растения не имеют черешка?
Учитель:
Существуют три способа прикрепления листьев к стеблю( демонстрация таблицы листьев черешковые, сидячие, и влагалищные).
Листовой черешок может менять свое положение в пространстве. А вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения.
Классификация листовых пластинок по форме.( демонстрация таблицы « Простые и сложные листья»).-рассказ учителя с элементами беседы.
Лабораторная работа№______ «Простые и сложные листья»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения простого и сложного листа растения на примере листьев каштана и тополя.
Оборудование: листья каштана и тополя.
Ход работы:
1 Рассмотрите внешнее строение листьев. Найдите его составные части. Найдите схожие черты и черты отличия.
2.Зарисуйте внешнее строение листьев. Подпишите какой из листьев сложный, а какой простой.
3.Рассмотрите гербарии различных растений, определите к какой группе относятся листья растений и занесите их в таблицу.
Растения с простыми листьями
Растения со сложными листьями.
1
1
2
2
3
3
4.Сделать вывод.
Рассказ учителя с элементами беседы
Листовые пластинки можно классифицировать по форме. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловдные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и называются цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый.
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки – пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое).
Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных. Вспомните, какие растения являются двудольными? (Дети отвечают). Какие еще признаки двудольных растений вы знаете? (Дети отвечают). Приведите примеры однодольных и двудольных растений. (Дети отвечают).
Жилкование листьев
сетчатое параллельное
дуговое
двудольные однодольные
4.2.Осознание.Осмысление.
По описанию найди лист в гербарии
------Лист простой, черешковый, форма пластинки яйцевидная, основание сердцевидое, верхушка заостроенная, косая; жилкование сетчатое, пластинка цельная, край ее зубчатая.
-----Лист простой черешковый; пластинка округлая ее основание сердцевидное, верхушка острая. Пластинка из 3-5лопастей по краям с небольшим зубцом. Край выемчатый. Выемки между зубцами округлые.
Делимся на группы.
.Задания . Каждая группа составляет характеристику листа из коллекции гербария, а другая группа отгадывает.