БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ. 9 класс. ТЕМА УРОКА «РОЛЬ КОЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD».
БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ. 9 класс. ТЕМА УРОКА «РОЛЬ КОЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD».
БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ. 9 класс.
ТЕМА УРОКА «РОЛЬ КОЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ
MICROSOFTWORD».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ. 9 класс. ТЕМА УРОКА «РОЛЬ КОЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD».»
Погожих Татьяна Николаевна
Погожих Анастасия Николаевна
БИНАРНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ. 9 класс.
ТЕМА УРОКА «РОЛЬ КОЖИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ
MICROSOFTWORD».
Цели урока биологии:
- сформировать у обучающихся представление о роли кожи в процессах терморегуляции;
- развить и углубить идею гомеостаза;
- используя межпредметные связи, углубить знания учеников о закономерности энергосбережения и процессах теплообразования и теплопередачи;
- объяснить на конкретных примерах опасность и причины перегрева и переохлаждения;
- выявить положительную роль и выяснить основные методы закаливания для поддержания здоровья человека.
Задачи урока биологии:
Обучающие:
- закрепить имеющиеся знания по теме «Кожа»;
- дать знания о строении, функциях и значении кожного покрова человека.
Развивающие:
- способствовать развитию навыка работы с учебником и демонстрационными таблицами, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, согласование.
Коррекционные:
- формирование социально-нравственного поведения, учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, создание благоприятной социальной среды на уроке.
- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Здоровьесберегающие:
- формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье; выполнять правила охраны труда в кабинете биологии.
Оборудование и материалы: таблица "Кожные покровы человека", презентация к уроку: «Роль терморегуляции в жизни человека. Работа в текстовом редакторе Microsoft Word».
Цели урока информатики:
- сформировать навыки работы с таблицами и графическими изображениями средствами текстового редактора Microsoft Word;
- обучить приемам редактирования графических объектов: изменять размеры, поворачивать объекты, вставлять объекты в таблицу в текстовом редакторе Microsoft Word;
Задачи урока информатики:
Обучающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся,
- получение обучающимся новых знаний, практических умений.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы;
- развивать навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения выбирать и конспектировать в рабочую тетрадь самое главное на уроке.
- формирование социально-нравственного поведения, учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, создание благоприятной социальной среды на уроке.
- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Здоровьесберегающие:
- формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье; выполнять правила охраны труда в кабинете информатики.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютеры, раздаточный материал, презентация к уроку: «Роль кожи в процессе терморегуляции. Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word».
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Повторение техники безопасности при работе за компьютером.
Учитель информатики: Работа за компьютером в текстовом редакторе Microsoft Word.
- составьте схему «Строение кожи человека»
- заполнить таблицу.
Название слоя кожи
Из какой ткани образуется
Функции слоя кожи
Учитель биологии: Биологический диктант (да или нет)
Тело человека покрыто кожей.
Ногти являются производными кожи.
Сальные железы выделяют секрет, который смазывает волосы.
В состав волос и ногтей входит белок кератин.
Потовые железы расположены в эпидермисе.
Подкожная клетчатка образована эпителиальной тканью.
Терморецепторы расположены в коже.
Волосы состоят из мозгового вещества, покрытого кутикулой.
Цвет кожи придает пигмент меланин.
Кожа выполняет функцию термостата.
Учителя биологии и информатики: проверка работы на компьютере и правильности биологического диктанта.
Учитель биологии: беседа с обучающимися. Почему лягушке не холодно, а рыбы мирно плавают даже в Северном Ледовитом океане? Почему мы с вами в классе при 20°C сидим в теплых туфлях и одежде?
II. Изучение нового материала.
Работа в группах. Каждой группе обучающихся предлагается найти ответ на вопрос.
Все вы знаете историю одной из величайших катастроф двадцатого века. Потопление «Титаника». Объясните, почему большинство людей в воде погибли несмотря на то, что у них были спасательные круги и жилеты.
Попробуем объяснить эксперимент доктора C. Благдена, который он провел более 200 лет назад. Вместе с друзьями и собакой он находился в сухой камере в течение 45 минут при t +126°С без каких-либо осложнений со здоровьем.
Почему жители Центральной Азии гуляют в жару в теплых шапках и халатах?
Почему зимняя дубленка изготавливается с мехом внутри.
Обучающиеся обсуждают поставленные вопросы в течение 5 минут и приходят к выводу:
Человек – теплокровный живой организм.
В холодной среде человек замерзает, потому что происходит физический процесс теплопередачи.
В нагретой среде человек не перегревается, если осуществляется процесс потоотделения.
Одежда защищает человека от контакта с окружающей средой и защищает как от перегрева, так и от переохлаждения при условии, что между одеждой и телом есть слой воздуха, а сама одежда будет проницаемой для воздуха («дышащей»)
Повторение факторов гомеостаза.
смерть 24°С 43°С смерть
Учитель биологии: с точки зрения физики, человек является лишь обычным физическим телом, и с ним должны происходить те же процессы, что и с любым физическим телом. Если температура человека составляет 36,6 С а в классе 20 С, то человек должен отдавать часть своей внутренней энергии окружающему воздуху до тех пор, пока температура не выровняется. Почему температура нашего тела остается неизменной и когда ее можно нарушить?
Когда говорят о стабильной температуре тела, имеют в виду температуру внутренних слоев тела, лежащих глубже 2,5 см под слоем кожи. Температура поверхности кожи не одинакова на разных участках.
Рассмотрим термографию человека. Горячие участки тела красные, холодные – синие.
Постоянство температуры тела поддерживается только за счет тепловой регуляции.
Учитель информатики:
Практическая работа на компьютере № 1: прочитайте § 43 стр 167 учебника биологии и составьте схему в текстовом редактореMicrosoft Word «Функции кожи в организме».
III. Физкультминутка.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Учитель биологии: рассмотрим, какие органы формируют наибольшее тепло.
Учитель информатики: на рабочем столе каждого компьютера расположена папка «Биология», в этот папке находится изображение с органами, которые формируют наибольшее тепло. Разверните это изображение на весь экран.
Практическая работа на компьютере № 2: рассмотрев внимательно картинку, вставьте ее в текстовый редактор Microsoft Word с учетом таких параметров вставки:
Размер: высота - 9.9 см, ширина - 13.7 см;
Положение: по горизонтали 19, 97 см, по вертикали – 0,02 см;
Обтекание текстом: по контуру;
Формат рисунка: тень, прозрачность 12 %, размер 100 %, размытие 4 пт, угол 90℃, расстояние 4 пт;
Учитель биологии: Процесс теплопередачи включает в себя теплоотдачу, конвекцию, теплопроводность, испарение воды.
В организме человека за один час образуется столько тепла, что достаточно нагреть 1 л ледяной воды до кипения. Если бы кожа человека не излучала тепло, то через час температура тела поднялась бы на 1,5 градуса, а через сорок часов достигла бы точки кипения воды. Во время физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. 2,45 кДж тепла расходуется на испарение 1 г воды. Какой орган больше всего участвует в испарении воды?
Наш организм воспринимает колебания температуры окружающей среды с помощью терморецепторов. На 1 см² кожи приходится 12 холодовых и 1-2 тепловых рецептора, а вся поверхность кожи содержит 250 тысяч тонн. холодные рецепторы и только 30 000 тепловых рецепторов.
Чем комфортнее условия для жизни человека, тем менее защищенным он становится от воздействия окружающей среды. Повысить уровень устойчивости к изменениям окружающей среды можно путем закалки.
Учитель информатики: есть такая песня (звучит песня)
«Если хочешь быть здоров» Музыка: В. Соловьёв – Седой;
Слова: В. Лебедев-Кумач.
Закаляйся, Если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов, Водой холодной обливайся Если хочешь быть здоров. Нам полезней Солнце воздух и вода. От болезней Помогают нам всегда. От всех болезней нам полезней Солнце воздух и вода. Закаляйся, Если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов, Водой холодной обливайся Если хочешь быть здоров.
Учитель информатики: о чем эта песня?
Учитель биологии:
Что такое закаливание?
Каковы правила и методы закаливания?
IV. Подведение итогов урока. Оценивание.
1. Воздействие алкоголя на организм вызывает расширение кровеносных сосудов. Какой человек быстрее замерзнет на морозе: трезвый или пьяный?
2. Почему в тесной обуви ноги зимой быстрее замерзают, а летом больше нагреваются?
V. Домашнее задание.
Составьте краткий отчет о заболеваниях и поражениях кожи, оформите отчет в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием графических изображений на данную тему.