kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая работа по теме: "Культура огурца на Среднем Урале и изучение тыквенных в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по биологии студентки УрГПУ географо-биологического факультута. В работе имеется элективный курс по биологии "Секреты огуречной грядки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме: "Культура огурца на Среднем Урале и изучение тыквенных в школе"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный

педагогический университет»


Географо-биологический факультет


Кафедра биологии, экологии и методики их преподавания









Культура огурца на Среднем Урале и изучение тыквенных в школе


Курсовая работа














Исполнитель:

Ларионова Ирина Владимировна

студент ___ группы

заочного отделения


Научный руководитель:

Таршис Людмила Григорьевна

профессор кафедры биологии,

экологии и методики

их преподавания




Екатеринбург 2017


СОДЕРЖАНИЕ


Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Особенности агротехники огурца

    1. История возникновения вида культуры огурца……………………..…...6

    2. Биологические особенности вида огурец обыкновенный………………8

    3. Особенности выращивания огурца на Среднем Урале……………….11

    4. Сорта, рекомендуемые на Среднем Урале…………………………….12

Глава 2. Агротехника огурца

    1. Предшественник огурцу………………………………………………..18

    2. Технология выращивания огурца в открытом грунте………………18

    3. Уход за растениями……………………………………………………..22

    4. Борьба с вредителями …………………………………………………..25

    5. Сбор урожая……………………………………………………………..26

    6. Оценка урожайности огурцов на своем участке.………………...…...28

Глава 3. Формирование познавательного интереса и изучение тыквенных в школе

    1. Формирование познавательного интереса у школьников…………….31

    2. Учебно – тематический план элективного курса «Секреты огуречной грядки»……………………….…………………….…………………...33

    3. Содержание элективного курса……………………..………………..…33

    4. Элективный курс «Секреты огуречной грядки»………………………36


Заключение…………………………………………………………………….....43

Список использованной литературы…………………………………………...46






ВВЕДЕНИЕ

Я длинный и зеленый,

 То свежий, то соленый,

 Расту я в огороде,

 Любим во всем народе,

 Вот какой я молодец,

 Называюсь огурец.

(Е.Жуковская)


Овощеводство – одна из древнейших отраслей сельского хозяйства. Отрасль имеет свои особенности, прежде всего это сезонность сельскохозяйственного производства, проведение того или иного агротехнического приема в определенные сроки. Я проживаю в сельской местности и поэтому должна обеспечивать свою семью овощами. Овощи - источник здоровья и долголетия. Человек давно оценил пользу овощных растений и возделывает их с давних времен, усовершенствовав технологии выращивания сельскохозяйственных культур. Новые методы исследования позволили проводить точные анализы почвы, определять химический состав растений и питательных растворов для них. Среди овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы[16].

Огурец, например, издавна пользуется большой популярностью у населения в разных регионах. Его используют в пищу в свежем и консервированном виде (соленом и маринованном). Пищевая ценность огурца содержит щелочные минеральные соли (К, Мq), соли фосфора и железа, а также ферменты, способствующих усвоению витамина В2 и белков животного происхождения. В них много воды 95-98% и не смотря на это, они имеют огромное значение в питании человека. Огурцы также содержат небольшое количество витаминов А и С и микроэлементов, в том числе йод, оказывая лечебный эффект при многих заболеваниях. Полезность огурцов, как продукта повседневного и лечебно-профилактического питания трудно переоценить[4].

За многочисленные заслуги в Луковицах (Московской области) открыли памятник огурцу. В городе Нежине также установлен памятник Нежинскому огурчику. В 2007 году в Беларуси в городе Шклове Могилевской области тоже был открыт памятник огурцу. А 27 июля отмечают «Огуречный фестиваль» в Суздале.

Чтобы получить высокий урожай, этому растению необходимо много тепла и света, а также влажность воздуха и почвы. Культура огурца требовательна к плодородной почве и в целом к уходу [9].

Актуальность темы моей курсовой работы, состоит в том, что Средний Урал относится к регионам рискованного земледелия, где наиболее вероятны ранние заморозки уже в августе и поздние возвраты холодов вплоть до второй декады июня. Выращивание огурца здесь представляет определенные трудности. Период с биологически активными для данной культуры температурами более короток, чем в южных районах России. И в тоже время, этот овощ растет быстро, культура огурца не требует использовать для его возделывания каких либо особенных приспособлений. Процесс посева семян и дальнейшего ухода за рассадой не особенно трудоёмкий, но достаточно интересный. А сколько положительных эмоций вызывает процедура уборки урожая!

Цель работы: развитие познавательного интереса учащихся при выращивании культуры огурца на Среднем Урале.

Объект исследования: курс внеурочной деятельности «Секреты огуречной грядки», посвященный агротехнике огурцов в открытом грунте на Среднем Урале.

Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса к растениеводству у учащихся 3 класса.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

  1. Из литературных источников узнать историю происхождения культуры огурца, его сортов.

  2. Исследовать влияние различных факторов (температура, влажность, состав почвы) на развитие растения и на его урожайность.

  3. Опытным путём разработать технологию выращивания выбранных сортов и определить их пригодность для выращивания на Среднем Урале.

  4. Рассмотреть изучение тыквенных в школе.

  5. Проанализировать литературу посвященную формированию познавательного интереса у учащихся общеобразовательной школы.

  6. Организовать внеурочную деятельность учащихся 3 класса с целью повышения интереса к растениеводству на примере выращивания огурцов.

Методы исследования: изучение литературы по вопросам выращивания огурцов, опрос учащихся, анкетирование, эксперимент, наблюдение, анализ результатов.

Теоретическая значимость исследования позволяет в дальнейшем применять его результаты по формированию познавательного интереса в практической работе с учащимися.

Практический эффект от работы заключается в том, что данную экспериментальную, нами апробированную технологию выращивания огурцов можно будет применять в будущем у себя на приусадебном участке.





Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АГРОТЕХНИКИ ОГУРЦА


    1. История возникновения культуры огурца.


Огурец является овощем, который мы едим недозрелым. В зеленом виде. В качестве овощной культуры огурец выращивают уже около 6 тысяч лет назад. Родина огурца влажные тропические леса Индии и Китая. Где он растет до сих пор. Плод огурца. Как и тыквы, - ягода. В настоящее время его дикие родственники (огурец – Хардвика), обвивая деревья, как лианы блаженствуют в Индийских джунглях и оплетают зелеными гирляндами заборы в деревнях. При густой посадке плети культурных огурцов поднимаются в верх, цепляясь за подставленные для них подпорки. Существует легенда, связывающая появление огурца с индийским раджой, у которого было шестьдесят тысяч детей, что как будто бы соответствует количеству семян в одном плоде [16].

Именно из Индии началось путешествие этой культуры на восток – в Китай, где возникли первые теплицы для круглогодичного выращивания, и на запад – в Турцию, о чем также сложена легенда. В старое время, когда огурец был редкостью, турецкий султан Магомед Второй, властолюбивый, жестокий и жадный, получил в подарок от индийского раджи десять удивительных зеленых плодов. Их разложил на драгоценном блюде, а полюбоваться ими пригласил, только семь самых близки придворных. И, тем не менее, один огурец пропал! Чтобы узнать, кто съел огурец, присланный ему в подарок, приказал вспороть животы семи своим придворным[5]. Подтверждение существования огурца в жизни древних людей мы находим в различных литературных и художественных источниках. Изображения огурца найдены на фресках Древнего Египта и греческих храмах, позволяет судить о довольно почтенном его возрасте. Аристотель в своих трудах описывал полезные свойства огурца, а лечебные качества этой культуры изучались Гиппократом. В Древнем Риме, чтобы угодить императору Тиберию, придворный садовник выращивал огурцы в ящиках на колесах, обеспечивая, таким образом, растениям наилучшие условия. Тогда же появились первые рецепты соления огурцов. Скорее всего, именно римляне способствовали дальнейшему продвижению продукта по Европе под названием «огурец» от греческого слова «Аорос» как неспелый. И вот огурец уже упоминается в рационах армий, в меню королей и простолюдинов.

А на самом деле, когда огурец появился в России точно сказать нельзя. Предполагают, что он был известен русским еще до IX столетия. Первое литературное упоминание об огурцах в Московском государстве было сделано германским послом Герберштейном в 1528 году. Несколько позднее, в 30-х годах XVII века, похвальный отзыв русским огурцам, дал немецкий путешественник Адам Олеарий (Эльшлегер) в своем «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию»[9].

Петр Первый издал указ о создании специального хозяйства по выращиванию огурцов в Просяном царском саду в Измайлово. Было это XVII веке, у простых русских людей огурец уже не был экзотическим продуктом. Путешественники из Западной Европы отметили, что огурцы на Руси разводятся в невероятном количестве и не могли понять, почему это они растут у нас лучше, чем в Европе. В книгу рекордов Гиннеса занесен огурец, длинна которого составила 1,83 м. Он относиться к китайской разновидности огурцов, а выращен был в Венгрии[9]. А в Суздальских архивах найдены записи XVIII века ключаря Рождественского собора Анания Федорова: «Во граде Суздале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно». Тогда же постепенно формируются и другие «огуречные столицы»: Муром, Клин, Нежин. Начинается выведение местных сортов, некоторые из которых дошли и до нашего времени, претерпев небольшие усовершенствования.

Огурец был первой культурой в России, выращиваемой в защищенном грунте. В начале (до XVIII в.) для огурца использовали холодные гряды и теплые рассадники со светонепроницаемыми укрытиями, паровые гряды, гребни и кучи (с навозом в качестве почвенного обогрева). С XVIII века начинают строить классические русские парники с биологическим обогревом (тот же навоз). В XIX веке появляются полу теплицы с остеклёнными рамами и знаменитые клинские односкатные теплицы с боровым отоплением[16].


    1. Биологические особенности вида огурец обыкновенный.


Огурец – однолетнее травянистое растение. Семейство тыквенных, род огурец, вид – огурец обыкновенный. Ближайшие родственники: тыква, дыня, кабачок, арбуз. С точки зрения ботаники, огурец должен относиться к ягодам (ложная ягода), но все-таки с кулинарной точки зрения огурец обычно воспринимается как овощ [13].Стебель длинный ветвистый, стелящиеся по земле или цепляющиеся за опору. Листья крупные, в пазухе одного листа формируются только мужские или только женские цветки. Мужские цветки собраны в соцветия по 5-7 штук, женские одиночные или пучками по 2-4 штуки, иногда больше образуя соцветие — щиток. Однако, иногда зацветают одновременно и те и другие цветки. Более раннее цветение женских цветков чаще наблюдается при пониженных температурах и хороших условиях питания растений. Огурец начинает цвести через 30-40 дней после всходов, поздние сорта через 40-50 дней.

Рис. 1. Листовая пазуха огурца. Видны лист, мужской и женские цветки, усик, боковой побег и образующиеся из нижней части пазухи придаточные корни.

Корень мощный, сильноветвистый масса корней 20-40 см.Корневая система находится в верхнем слое почвы.

Огурцы энтомофильное перекрестноопыляющиеся растение. После опыления насекомыми в основном пчелами на растении завязываются плоды, которые убираются в 7-10 дневном возрасте «Зеленцы – огурцы» с недозрелыми семенами, цвет зеленцов, в зависимости от гибрида, может изменятся – от светло-зеленого до темно – зеленого, есть партенокарпические сорта, образующие плоды без опыления. [16].Плоды огурца иногда бывают горькими из-за накопления глюкозида калацантина, это зависит от сорта, или приостановкой роста при засухе, похолоданиях, естественным старением. Огурцы некоторых сортов и гибридов например: Капелька, Водолей, Родничок – никогда не бывают горькими.[7]

Главным показателем качества овощей, является биохимический состав, т.е.состав биологически важных соединений, которые требуются для нормального функционирования организма. В огурцах содержаться белки, сахар, витамины А и С, Br,B9,P,ферменты способствующие пептизации, минеральные соли и ароматические вещества. В огурце высокое содержание калия, что позволяет выводить лишнюю воду из организма. Оказывает благотворное влияние на работу почек, сердца и печени, содержание в огурце щелочные соли способствуют снижению кислотности желудочного сока. Огурец в народной медицине применяют для лечения подагрических опухолей, болезней легких и почек. Кроме этого еще он известен как косметическое и омолаживающее кожу средство.[4]

Растение - огурец предъявляет высокие требования к теплу и влажности, а также к плодородию и структуре почвы. Минимальная температура для роста и развития 15оС, при температуре 12 – 13оС семена прорастают медленно, большой процент их гибнет, не давая всходов. При понижении температуры до 10оС,рост корней приостанавливается, а при 3С приводит их к гибели. Оптимальная для роста и развития огурцов температура 24 - 28 оС[1].

Огурцы влаголюбивые растения. Плоды содержат до 96 - 98% воды. Повышенная требовательность огурцов к влажности воздуха и почвы объясняется тем, что корни слабо развитые, и расположены неглубоко в земле, у огурцов еще короткий вегетационный период, в течение которого растения должны сформировать урожай. При повышенной влажности огурцы испаряют меньше воды и потребность почвенной влаги намного меньше или наоборот чем суше воздух, тем больше нужно их поливать. Наибольшие урожаи можно получать при относительной влажности воздуха 90% и более и влажности почвы 85-90%. ,но нельзя допускать и избытка влаги, особенно на Урале, где температура почвы часто низкая.

Растения огурцов наиболее нуждаются во влаге и фазы прорастания семян, прироста вегетационной массы, заложения и развития генеративных органов, формирования органов плодоношения. Но и переувлажнение губительно для растений[1].

Огурец относительно светолюбив, относится к растениям короткого дня и на повышение освещенности реагирует до определенного предела. Хотя он и переносит слабое затемнение, но резко снижает урожайность. И поэтому при выращивании рассады применяют 12-ти часовой день для ускорения развития растений. Тепличные сорта огурца менее требовательны, чем грунтовые к интенсивности оснащения, что можно их возделывать в зимнее и осеннее время в условиях недостаточной оснащенности[4].

Для быстрого роста и плодоношения, растению необходима почва с благоприятными физическими свойствами (почва должна быть пористой), и содержать много минеральных элементов: азот, фосфор, калий, кальций, магний, а также бор, марганец, цинк, молибден и другие особенно в период вегетации. Почва для огурцов должна быть слабокислой или нейтральной реакции, так как на кислой почве огурцы хуже усваивают питательные вещества. Такие почвы необходимо «раскислять», внося в них известь, мел, золу. Внесение отдельных элементов питания по фазам роста и развития изменяется. В первые2—3 недели после появления всходов растения используют мало питательных веществ. Максимум поглощения приходится на фазы цветения и плодоношения. В первые 10—15 дней после появления всходов необходимо усиленное азотное питание, затем до начала цветения — фосфорное, а во время плодоношения — азотно-калийное[16].


    1. Особенности выращивания огурца на Среднем Урале


Растениеводство на Среднем Урале является второй по значимости отраслью сельского хозяйства. Добиться высокой продуктивности оптимизации одного только минерального питания невозможно. Применение удобрений и усвоение питательных веществ нельзя рассматривать отдельно от условий роста и развития растений. Грамотное регулирование минерального питания на различных фазах развития огурца позволяет в значительной мере управлять процессом создания качественного урожая. В то же время незнание механизма воздействия элементов питания на растения огурца может привести к печальным последствиям[4].

Как уже и описывалось огурец – растение теплолюбивое. На Среднем Урале температурный фактор не постоянный, опасность заморозков сохраняется до июня, и уже начинается в августе. Поэтому на Среднем Урале для получения раннего урожая огурцов лучшие результаты имеет рассадный способ их выращивания. Но поскольку корневая система огурца очень ранима, чтобы избежать ее травмирования при пикировке рассаду лучше выращивать не в рассадных ящиках, а в торфоперегнойных горшочках, в пленочных или бумажных пакетиках без пересадки. Высаживать рассаду раньше мая опасно, из-за заморозков и низкой температуры почвы, как правило, рассаду высаживают в возрасте 20-25 дней [4]. На Урале высаживать в грунт рассаду огурца можно в пленочные парники и стеклянные теплицы. В Теплицах создаются необходимые условия для роста и развития растений, регулируя количество тепла, воды, воздуха, света. По способу обогрева различают теплицы на биологическом, солнечном, и техническом обогреве[16].


1.4. Сорта огурцов рекомендуемых для посадки на Среднем Урале


Первое сортовое районирование в СССР было разработано в 1929году. Это был список (каталог) сортов, рекомендованных для выращивания в производственных условиях. Начиная с 1938г. сортовое районирование ежегодно пересматривалось, обновлялось. Районировали лучшие сорта, которые по комплексу признаков (урожайности, качеству продукции, устойчивости к болезням и вредителям приспособлены к интенсивной агротехнике)[16].

Селекционеры овощных культур относят огурцы к теплолюбивым растениям. Они хорошо развиваются при значительных положительных температурах и достаточной влажности. Огурцы успешно выращивают в южных регионах РФ, но на Урале подобное занятие принесло немало хлопот. В рассматриваемом регионе тёплый период непродолжительный, поэтому культуры нужно выращивать на тёплых грядках для увеличения вегетационного периода. На данный момент селекционерами выведено множество сортов огурца, но в уральском климате нужно высевать сразу несколько разновидностей культур, чтобы получить гарантированный урожай[8].Селекция уральских огурцов была направлена не только на урожайность, но и на морозостойкость, все сорта огурцов для Урала демонстрируют выносливость и продуктивность, а также превосходные вкусовые качества. Рассмотрим следующие лучшие сорта огурцов для Урала:

По своему использованию сорта огурцов разделяются на консервные (для засолки или маринования), салатные и универсальные. Лучшие сорта огурцов для теплицы на Урале — гибриды F1. Гибриды дают растения с однородными признаками и более высокий, выровненный и качественный урожай[10].


Сорта для Урала:


Амур F1 – это ранний сорт огурцов, хорошо переносят пониженную температуру. Высаживать их можно в открытый грунт рассадой и семенами. Плоды созревают за 40-45 дней. Огурцы для засолки и для еды в свежем виде.

Арина F1 – Этот один из самых урожайных видов. Их холодостойкость позволяет им входить в лучшие сорта огурцов для Урала, они предназначены только для употребления в свежем виде Гибрид устойчив к различным заболеваниям.

Вояж F1 – Это представитель скороспелого вида. Созревают за 40дней. Сорт хорошо переносит перепад температур, но все же рекомендовано высаживать их в теплицу. Огурцы не требует опыления

Подмосковные вечера F1. Скороспелый сорт подходит для выращивания в открытом грунте или теплице. Огурцы этого вида можно выращивать на самых затененных участках. Гибрид хорошо переносит такие заболевания, как мучнистая роса, оливковая пятнистость и другие.


Выносливые сорта:


Алтай. Это ранний сорт, который может высаживаться в открытый грунт или теплицу. Хорошая урожайность и перенос различных температур помогает оставаться плодам вкусными и хрустящими. Подходят для употребления в свежем виде и на засолку.

Белый сахар F1. Этот сорт относится к среднеспелым овощам. Новый вид огурцов для Урала. Плоды имеют особенный бело-сливочный оттенок. Огурцы применяют для салатов, маринования и засолки.

Аякс F1. Этот сорт считается раннеспелым. Гибрид опыляется исключительно пчелами. Масса одного плода достигает 100 грамм. Голландские семена отлично подходят для выращивания в суровом климате.

Самые урожайные сорта огурцов для Урала:

Зозуля F1. Относится к скороспелым сортам. Этот гибрид созревает уже через 42 дня. Плод достигает в массе до 320 грамм. Подходит для употребления в свежем виде, а также в соленом. Огурец способен выстоять болезни как белая гниль, грибок, вирус огуречной мозайки.


Герман F1.Самый ранний сорт огурца. Первые плоды созревают уже через месяц. Огурчики вырастают маленькие примерно по 120грамм каждый. Отлично подходит для засолки и употребления в свежем виде.

Кураж F1.Самоопыляющийся сорт огурцов. Первые плоды созревают примерно через 55-57 дней. Масса одного огурца может достигать 170-180 грамм. Чтобы этот сорт дал как можно больше урожая выращивать его нужно в теплице.



Маша F1.Ранний сорт. Маленькие хрустящие корнишоны. Повышенная урожайность. Переносят такие болезни, как мучнистая роса, вирус мозайки и кладоспориоза. Хороши для засолки.


Китайский болезнеустойчивый F1

Хрустящие, вкусные, без горечи и переростков плоды универсального назначения.Мощный, 50-дневный гибрид формируется в 1 стебель и радует нас 30-сантиматровыми огурчиками, восхитительными в салатах и консервации.Ценность гибрида: абсолютная устойчивость к болезням, полное равнодушие к холоду и слабой освещенности.



Для Уральских теплиц:

Емеля F1. Ранний сорт, созревает в среднем за 39 дней, отлично подходит для употребления в свежем и соленом виде. Масса плода 150 грамм. Обладает повышенной урожайностью.

Динамит F1. Ранний сорт созревает 40-42 дня. Выращивать их можно круглый год. Гибрид – самоопыляющийся, масса плода 100-120грамм.

ГеркулесF1. Позднеспелый сорт, созревают плоды за 65 дней. Требуется искусственное опыление. Сорт болезнеустойчив. Урожайный.

Конечно, еще довольно много сортов огурцов для уральских теплиц. Это только малая часть.



Для открытого грунта на Урале:



Нежинский 12. Этот вид отлично подходит для открытого грунта. Для опыления огурцов необходимо пчелы. Эти огурцы считаются среднеспелым сортом. Масса одного плода не превышает 150 грамм. Хорошо подходит для засолки.

Деликатесный. Ранний сорт. Плоды не желтеют, вид переносит недолговременные низкие температуры. Можно использовать для салата и засолки. Грунт для таких урожаев должен быть плодородным и рыхлым, сеют сразу семена на глубину 2 см.

Мадам. Этот вид корнишонов созревает примерно за 40-42 дня. Масса одного плода не превышает 80 грамм. Удобно применять для маринования или употребления в свежем виде. Вид огурцов хорошо переносит все заболевания корневой системы.

Засолочный. Этот сорт относится к среднеспелому виду, который созревает за 50-52 дня. Плоды вырастают массой от 115 – 140 грамм. Идеально подходит для маринования и засолки. Сорт хорошо адаптируется к пониженным температурам[10].









Глава 2. АГРОТЕХНИКА ОГУРЦА


Опираясь на то, что огурец – растение короткого дня, лучшим временем его выращивания выступает начало и конец лета. Данный факт, при грамотном подходе, позволяет не просто получать высокие урожаи культуры, но использовать полезную площадь огорода с максимальной пользой, заполняя опустевшие после ранних овощей грядки летними (июньскими) посевами огурца[1].


    1. Предшественник огурцу


Огурец — культура, требовательная к почвенному плодородию и структуре почвы. Лучшие предшественники — многолетние и однолетние травы и залежь. Огурцы не нужно выращивать по близости посадок ягодных кустарников, земляники садовой и помидоров. Огурцы часто бывают поражены мучнистой росой, от них могут заразиться смородина крыжовник и помидоры. Потому в одной теплице томаты и огурцы не стоит выращивать.

Для получения высоких урожаев огурец размещают в севообороте овощных культур после гороха и других бобовых, лука, раннего картофеля, среднеранней капусты, баклажана и перца[13].


    1. Технология выращивания огурца в открытом грунте


Что может быть лучше, чем похрустеть своими выращенными свежими огурчиком со своей грядки. Свежие огурчики с начала лета и до самых заморозков, не каждый может похвастаться успехами.

Представляю свой опыт по возделыванию культуры огурца в открытом грунте, используя рациональные приемы, которые успешно опробованы мной на своем участке и принесли прошлым летом 2016 года, хороший урожай огурцов.

Какие только методы и технологии не придумывают для выращивания овоща. Технология выращивания огурца во многом зависит от специфических качеств гибрида и непосредственных условий выращивания.

Выращивание рассады для теплиц и открытого грунта одинаковая. Чтобы огурчики на протяжении всего вегетационного периода оставались здоровыми, перед их посадкой обязательно нужно продезинфицировать грунт. Для уничтожения вредных микроорганизмов, чтобы растения росли без проблем, обычно используют хлор или медный купорос.

В первом случае порошок просто рассыпают по земле в количестве 150 г/м2 и распределяют граблями, далее сверху засыпав землей. Медный купорос разводят в воде в соотношении 10 ст. ложек на ведро воды и проливают грунт получившимся раствором (1,5-2 м2) [1].

При выращивании растений очень важно подготовить состав почвы. Почва должна постоянно сохранять высокую пористость, структура должна быть прочной и не разрушаться при частых поливах. Огурцы требовательны к плодородию почвы и, особенно к содержанию органического вещества. Они хорошо растут на легких и средних почвах. Концентрация солей в почвенном растворе не должна превышать 15г/л. Избыточную кислоту устраняют внесением состава 10-30 г. мела или золы древесной на 1 ведро воды. Можно и использовать и другие составы почвосмесей внося в них указанные нормы [11].

Я же приготовила свою заготовку: взяла 3 части состава из дерновой земли, 3 части разложившегося торфа, 1 часть старых древесных свежих опилок и немного золы 3,4 столовых ложек, спичечный коробок мочевины, ну и, конечно же, 3 части навозного перегноя - это самая важная часть состава. Все тщательно перемешала.

Огурцы удобнее вырастить рассадным способом. Заранее посаженная рассада ускоряет процесс плодоношения, саженцы получаются крепкими и жизнеспособными. Чтобы не ошибиться, нужно правильно выбрать время для посадки и провести всю агротехнику правильно. Заглубление семян, полив, размещение баночек с будущими растениями, зависит будущий урожай [5].

Где - то примерно 20июня я подготовила семена на посадку рассады. Посадку лучше протянуть на более поздние сроки из-за наших Уральских условий.

Семена для изучения выбрала такие:

-«Алтай» - скороспелый среднеплетистый, пчелоопыляемый;

- «КитайскийF1» - жароустойчивый, устойчив к болезням;

- «Антошка» - партенокарпический гибрид для открытого грунта и теплиц


Семена огурцов замочила на 30 мин. в слабом растворе марганцовки, затем положила на мокрую марлю для прорастания в теплое место, постоянно смачивая теплой водой, когда появились из семян проростки я посадила их в землю, заранее приготовленную в маленьких баночках на глубину около 1 см. Полила и поставила на солнечное место на подоконник при температуре 22-25 0С днем, ночью 180С. Затем я периодически поливала землю в баночках теплой водой иногда (с удобрением) до появления первого листочка (на 5-6 день после посадки). При появлении всходов дождавшись 3-х листочков (на 10-14 день)..Высадила рассаду в начале 10 июля в парник без пленки в прогретую землю до 150С, в открытый грунт в шахматном порядке по 35 см друг от друга, согласно приметам, это время для массового цветения одуванчиков. С предшественником перцем.


За 2 недели до высадки рассады я выбросила всю землю из парника с переработанным уже навозом с прошлого года, уложила туда (свежий навоз 1 ведро на 1м2, затем растительный мусор, сверху перегоревший навоз, немного торфа), слоем 40 см. Полила горячей водой для перегорания и присыпала землей еще 20 см, все почва готова.

Корни у огурца более чувствительны к холоду, чем наземные органы. Даже маленькие заморозки, губительны для культуры огурца. И при температуре 100С корни могут погибнуть [9].Средством защиты рассады огурца от заморозков и на период длительного похолодания у меня, всегда лежит приготовленный кусок пленки тепличной для временного укрытия.

Так, как грядка теплая, растения смогли перенести температуру до +150С. В течение несколько суток растения прижились, стали расти, листья приобрели темно - зеленый цвет листьев. Полив в первое время после высадки рассады ограничен. При температуре + 25+270С растение начало цвести на 20 день.


    1. Уход за растениями огурца


Уход за культурой огурца заключается в проведении таких операций, как рыхление почвы, прополка сорняков, пикировка побегов, а также регулярные поливы и подкормки [8].

В первый раз я начала проводить рыхления на 7 день после высадки растения с периодичностью 10 дней. Чтобы не образовалась корка. Для рыхления почвы я использовала маленькие грабельки, дабы не повредить корни, втыкала их и вытаскивала не шевеля. Благодаря осторожному рыхлению почвы, мое растение образовало новую корневую систему, которая развилась под семядольным стеблем. В первый период до появления четвертого настоящего листа защитная зона (возле стебля, где нельзя почву рыхлить) должна быть 6-7 см. Рыхление прекратила, как только растения в рядках начали смыкаться потому, что в дальнейшем возникнет опасность их повреждения, но прополку проводила вокруг растения по мере необходимости. Прореживания огурцов мне не понадобилось, так как растения я заранее высадила на расстоянии35 см друг от друга, а прополку проводила по мере необходимости.

Чтобы затраченные усилия были вознаграждены хорошим урожаем, я проводила формирование растений, что поспособствовало отрастанию еще плодоносящих боковых побегов, больше женских. Прищипнула центральный стебель огурца над 3 листочком. Чтобы зеленцы скорее достигли зрелости, огуречные плети можно зафиксировать на земле, но я же зафиксировала их, привязав нить, немного обвив растение к верхушке парника, чтобы обеспечить осветление для быстрого развития зеленцов.Когда растения вступают в фазу вегетации и плодоношения (начинается в середине июля), но я посадила позже и, поэтому у меня начали растения плодоносить с 29 июля, вот тогда начался уход за огурцами, а уход заключается в поливе и подкормке. Если в почве будет мало влаги, то это отрицательно скажется на росте, и, как следствие, формирующиеся плоды будут горчить. Поэтому поливаю культуру всегда умеренно, лейкой в основном вечером и, всегда теплой водой. После каждого полива или дождя почву рыхлю, когда немного подсохнет. Но, когда, шел сильный дождь, укрывала их пленкой, чтобы уберечь огурцы от переувлажнения корней. Огурцы не любят переувлажнение так, как создаются благоприятные условия для развития белой гнили и иные заболевания огурцов, еще может завестись паутинный клещ.

Ну, вот и начали мои огурчики появляться (29 июля) после высадки саженцев,

а еще через 6 дней огурцы подросли (т.е. на 25 день 06 августа) На фазе цветения и плодоношении, особенно подкармливала огурцы органическими удобрениями, сделанными самой (на ведро воды я собрала коровьего гумуса, примерно 2 литра, настояла 10 дней, получился коровяк), 1 ковш настоя на 1 ведро воды. Поливала раз в 2 недели. Лучше проводить подкормку после дождя или полива. В то же время огурцы не выносят высокой концентрации солей в почве, поэтому применять минеральные удобрения нужно с осторожностью. За температурой я следила немного, пока растение было маленькое, а дальше у меня росло все как на дрожжах потому, что в этом году 2016г., лето было жаркое и, до самого сентября был урожай. Но только болезнь и вредители одолевали мои огурчики.

    1. Борьба с болезнями и вредителями


В борьбе с вредителями культуры огурца, применяют агротехнические, биологические и химические методы.

Наибольшую опасность представляют собой белокрылка, паутинный клещ, и вредоносные заболевания огурца белая гниль, мучнистая роса [9].

Но для меня химическое оружие для вредителей не безопасно, не хочется получить химию при поедании огурчиков, поэтому я на своем участке для борьбы с вредителями применяю настой трав, содержащие ядовитые вещества для насекомых (тысячелистника с мылом - помогает от тлей, клещей, белянок,- ботву томата от сосущих и грызущих вредителей).

Против мучнистой росы (белый мучнистый налет на верхней стороне листьев и стеблей) применяют натрий фосфорнокислый двузамещённый, а так же коллоидную серу и изофен (два последних эффективны и против клещей)[13].

После борьбы с вредителями огурцов, все пришло в норму.



    1. Сбор урожая



Сбор урожая, нужно проводить вовремя, через день, максимум через два, в ранние утренние часы, так как огурцы, собранные в вечернее время быстрее вянут и хуже хранятся. Убирала все огурцы, в том числе покрученные и некрасивые плоды, так как они замедляют закладку новых завязей, которые ожидают своей очереди и могут не дождаться её, засохнуть в самом начале. Таким образом, стимулируя развитие новых плодов, получила хорошую урожайность. При сборе урожая огурцы нельзя дергать или откручивать, нужно отщипнуть ногтями, я же аккуратно обрезала садовыми ножницами, иногда ножом, потому, что можно повредить растение, а травмированные плети болеют и хуже формируют урожай. Заодно при сборе урожая, удаляла пожелтевшие и пораженные болезнями листья, это сохранило растения сильными и здоровыми, и продлило их плодоношение.

Чтобы собранные плоды не завяли, я их прикрываю полотенцем. Для употребления в свежем виде огурцы беру длиной 11-13 см, а для консервирования - покороче, 6-11 см. В свежем виде огурцы (обязательно немытые) хорошо хранятся до двух недель в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Плоды белошипных сортов хранятся лучше, чем черношипные. Но у нас они не успевают сохраниться, либо мы их съедаем, либо я закатываю банки с огурцами. Вот такой урожай.







    1. Оценка урожайности овощей выращенных на своем участке.



Все сорта посажаны были в открытом грунте.

Сорт Алтай

Пчелоопыляемый для теплиц. Огурец вырастает до 11 см, массой 90 грамм, растет быстро, удлиненный овальный с плотной кожицей, вкусовые качества отменные не сильно сластит, но приятен, хрустящий, немного колючий, на кусте 6 зародышей. Климат позволил вырасти огурцам на нашем Северном Урале, собрала урожай с одного куста примерно 10 кг. Подходит для засолки. Растет до 45 дней.

Сорт китайский

Гибрид для теплиц. Огурец вырастает до 30 см длиной, 100гр. Вес, может вырасти и больше, если не срывать, плод темно – зеленый, очень бугристый, (колючий), форма удлиненная, на вкус сладковатый, сочный, хорош для еды в свежем и маринованном виде. Подходить для маринования. На маленьком кусте 3-5 зародышей. Урожай собрала с куста 3 кг. Устойчив к болезни и холоду. Растет все лето до 48 дней. Мне понравился. Думаю, буду садить еще. Может расти на Северном Урале.

Сорт Антошка

Партенокарпический для открытого грунта. Огурец вырастает до 10 см длинной, весом 80-85гр., плодоносит до 53 дней. Не колючий, не очень вкусный, но сочный, быстро перерастает на кусте много зародышей, вид пучковый, не привередлив, не горчит, не устойчив к болезням. Собрала 13 кг с куста. Пригоден для засолки.

Вырастив огурцы, на своем участке в открытом грунте в мини парнике и получив, отличный урожай плодов, я больше не стала выращивать их в теплице. Простота ухода летом и урожай огурцов превзошли все мои ожидания.


Одновременно у моего мужа шел и другой эксперимент в теплице, в которой росли огурцы. Если честно, они у него росли хуже, чем у меня, постоянно болели и желтели.

И ребенок мой Савелий, заинтересовался и тоже начал растить свои огурчики и вот пока, что у него получается.























Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ИЗУЧЕНИЕ ТЫКВЕННЫХ В ШКОЛЕ


    1. Формирование познавательного интереса у школьников



Познавательный интерес – это особая направленность личности на познание, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении [19].

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания с разной стороны развитой личности. Можно определить конкретную проблему, и сформулировать ее так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки [18]. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т. е. школа должна найти оптимальные пути ее решения. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса школьников:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

  • учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков, в постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся.

  • благоприятное общение в учебном процессе. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки [19].

Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы[18].







    1. Учебно-тематический план элективного курса «Секреты огуречной грядки»



№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные часы


всего

лекции

практические

Самостоятельная работа

1

Введение Огурец – важная овощная культура.

Огурцы бывают разные.

4

2

2

-

2

2

Строение огурца.

От семечки до плода.

4

2

2

-

2

3

Условия для жизни огурца.

Чем болеет огурец.

5

3

2

1

2

4

Правила и приемы выращивания огуречной культуры.

Будущий урожай.

7

5

3

2

2


Итог:

20

12

9

3

8




    1. Содержание элективного курса

Важную роль в изучении тыквенных в школе играют натуральные, объекты, обеспечивающие наглядность и восприятие объекта исследования. Объект исследования может быть осуществлен с помощью наглядных средств обучения на элективном курсе. На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему элективного курса по растениеводству [15]. Элективный курс является частью учебно-воспитательного процесса, он ориентирован на расширение и углубление базовых умений и навыков, необходимых для развития способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Требования современных образовательных программ подразумевают активную самостоятельную деятельность школьников по освоению содержания [16]. Изучая раздел «Растений», школьники могут включаться в исследовательскую деятельность в природе, на пришкольном участке, лаборатории. При этом у них не только повышается интерес к предмету, но также формируются, умения наблюдать за растениями, сравнивать полученные результаты с образцом, определять растения, ставить опыт, выявлять причинно-следственные связи биологических явлений (предметные результаты обучения) [15].

Элективный курс – это такая форма организации учебной деятельности для выполнения обязательных, связанных с предметом, работ по индивидуальным или групповым заданиям. К ним относятся фенологические наблюдения, летние задания, опыты в кабинете и на пришкольном участке, работа с дополнительной литературой[16].

Признаками элективного курса являются:

  1. Непосредственная связь заданий с программным материалом;

  2. Обязательное участие школьников в работе над заданиями;

  3. Использование полученных результатов на последующих уроках;

  4. Оценка работы школьника.

Значение элективного курса:

  • Расширяют рамки изучения предмета, формируют познавательный интерес;

  • Способствуют развитию самостоятельности как качества личности;

  • Формируют исследовательские умения учащихся, содействуют развитию практических умений, предусмотренных программой;

  • Способствуют применению теоретических знаний на практике.

Для организации элективного курса «Секреты огуречной грядки» объем рассчитан на 20 часов в течение 4 четверти. Материал курса разделен на разделы. Им предшествует

1. Раздел. «Введение» Огурец – важная овощная культура. Составляет объем 4 часа.

Учащиеся знакомятся с правилами поведения в практической работе, проходят инструктаж. Знакомятся самостоятельно с новой информацией по истории возникновения огурца и появления его в рационе человека.

Знакомство с сортами и особенностями произрастания огурцов, понятиями «микроклимат», «парник». Игра с использованием загадок, ребусов о садово – огородных культурах.

2. Раздел Строение плода от семечки до плода. Составляет объем 4 часа.

«Из чего состоит растение» знакомит учащихся со строением растения, понятием образования органов побега, цветение, плодоношение с помощью слайдов. Самостоятельно дома сделать зарисовки частей растения, семени, строение семени растения, внутреннего строения плода. При изучении данного раздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему они имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы [16]. Для повышения интереса целесообразно использовать загадки, пословицы, стихи, занятия в форме занимательных конкурсов и игр [14].

3 раздел. Условия для жизни огурца, чем болеет огурец. Составляет объем 5 часов.

Знакомство с почвой, подготовкой почвы для рассады, с удобрениями для огуречных культур, учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении, и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Чем питаются? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.». Учащиеся приобретают умения работать с лабораторным оборудованием, а так же описывать и анализировать полученные результаты.

Знакомство с вредителями и болезнями огурца, с помощью слайдов.

4 раздел. Правила и приемы выращивания огуречной культуры. Составляет объем 7 часов.

«Вырасти сам» предполагает самостоятельную работу, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для пришкольного участка. Занятия проводятся в кабинете биологии в форме урока. Особое внимание уделялось работе с биологическими приборами (лупы, микроскопы). Обучающиеся учились самостоятельно готовить микропрепараты.

На практических занятиях с учащимися были посеяны семена огурцов, в течение апреля-мая дети ухаживали за рассадой. В конце мая планируется высадка рассады в грунт. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 3 класса находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.


    1. Элективный курс «Секреты огуречной грядки»


Тема: «Секреты огуречной грядки»

Цель: ознакомить учащихся со строением и особенностями огурца.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с многообразием овощей, выращиваемых в условиях Среднего Урала.

  • Рассказать о том, как в практической деятельности выращиваются огурцы, какими они свойствами обладают.



Коррекционно-развивающие:

  • Работать над развитием внимания и техники речи учащихся.

  • Развивать умения наблюдать, сравнивать.

  • Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся к сельскохозяйственному труду.

Тип урока: приобретение новых знаний. Методы – словесный, наглядный.

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Физминутка для глаз Вопросы на повторение: - Чем занимаются люди, живущие в деревне ? - дети (животноводством, растениеводством) - Найдите общую часть у этих отраслей.- дети - водство - разведением - Для чего люди трудятся? -дети - Труд облагораживает и даёт человеку всё что необходимо для жизни. – А сейчас мы с вами вспомним пословицы, я начну, а вы закончите: -1)Терпенье и труд ……………. -2)Кто рано встаёт,……………………….. -3)Кончил дело ………………………. -4)Делу время………………………………….. -5)Кто не работает,………………………………………..

Дети найдите лишнее (малина, капуста, перец, редис, огурец)

Овощеводство - одна из древнейших отраслей сельского хозяйства.

Более 6000 тыс. лет выращивает человек различные виды овощей. На огромной территории нашей страны, по различным данным выращивают 40 видов овощных культур.

2. Актуализация знаний учащихся.

Мы приступаем к изучению интересной темы, название которой вы определите, решив кроссворд.

  1. Кафтан на мне зеленый и сердце, как кумач, на вкус, немного сладок,
    на вид похож на мяч.…(помидор)

  2. На жарком солнышке подсох и рвется из стручка...(горох)

  3. И зелен, и густ –на грядке вырос куст,
    началищипать–стали плакать и рыдать. …(лук)

  4. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове...(редис)

  5. От простуды нас избавил, витаминов нам добавил и от гриппа он помог, горькой доктор наш…(чеснок)

  6. Видишь, конус непонятный, а на вкус такой приятный, зеленый, жёлтыйкрасный, салат с ним очень классный…(перец)





П

о

м

и

д

о

р




г

о

р

о


Х








Л

у

к











Р

е

д

и

с








ч

е

с

н

о

к


п

е

р

е

ц











3. Изучение новой темы.

Итак, начнем. Я длинный и зеленый,

 То свежий, то соленый,

  Расту я в огороде,

 Любим во всем народе,

  Вот какой я молодец,

  Называюсь огурец.

Слайд: Знаете ли вы откуда появился у нас огурец? Рассказ с демонстрацией презентации. Огурец появился в культуре более 6 тыс. лет назад. Его родина - тропические и субтропические районы Индии и Китая, где он до сих пор растет в естественных условиях . Огурцы - древняя культура, их возделывание началось за 4000 лет до н. э. Но широкое распространение огурцы получили при правлении Петра 1. Им в 17 веке было создано два больших овощеводческих хозяйства в Подмосковье, где в основном выращивали огурцы, капусту.

А по поводу самого название "огурец", происходит от греческого "агурос", что значит "незрелый".

Слайд: памятники.

Из-за его вкусовых качеств люди поставили ему памятники.

Слайд: Строение растения.

Огурец – однолетнее травянистое растение, корни – многочисленные, располагаются в верхнем слое почвы (на глубине до 30-40 см). Стебель – ползучий, стелющийся (длина 0,5-2 м). Стебель сильно ветвится. Листья – крупные с очередным расположением на длинных черешках, опущенные. В пазухах образуются боковые побеги, усики, придаточные корни и цветки.

На растении огурца образуются женские и мужские обоеполые цветки.

Женский цветок имеет завязь в виде маленького огурчика, внутри цветка находится пестик с рыльцем. Внутри мужского цветка имеется только тычинки, пыльца с которых, при опыление попадает на рыльце женского цветка.

Слайд: формы и окраски. Окраска – зеленая, светло-зеленая, темно-зеленая. Плоды огурца удлиненные, кожура плодов может быть гладкой, мелкобугорчатой, крупнобугорчатой. Плоды должны расти 40-50 дней. Семена внутри огурцов у молодых еле заметны, у созревших – белые, удлиненные.

Требования к условиям выращивая.

Опираясь на то, что огурец – светолюбивое, растение короткого дня, при слабой освещенности его рост и развитие замедляется. Огурец – теплолюбивое растение. Семена его начинают прорастать при температуре 13-15 С. Растения особенно требовательны к теплу влаге при появлении цветков и начале роста плодов. Благоприятная температура для роста 25-28 С. Важной особенностью растения огурца является потребность к высокой влажности почвы и воздуха. Лучшим временем выращивания огурца выступает начало и конец лета.

Агротехника огурцов.

Огурец – одна из самых распространенных овощных культур. Его выращивают, как в открытом грунте, так и в закрытом грунте. Он ценится за вкусовые качества и содержание минеральных солей. Употребляется в пищу незрелым в свежем, соленом и маринованном виде, используется при приготовлении салатов.

Физ.минутка.

Закрепление полученных знаний:

  1. Зарисовать огурец (пазухи, первого порядка образуются побеги второго порядка, пикули, корнишоны) работа в тетрадях.

  2. Сделать поделку огурца.

Слайд: развитие плода огурца.

Пикули – 2-3 дневные плоды получили названия.

Корнишоны – 4-5 дней

Зеленцы – очень молодые.

Задание на повторение. Составьте рассказ по следующим фразам:

-Огурец – это…

-Родиной огурца является…

- Завез в Россию огурец…

- Когда сажаю огурцы…

- Из огурцов можно приготовить…

Подведение итогов.

Что нового узнали на курсе внеурочной деятельности? (оценки учащимся)

Пожелание: То, что мы узнали, вам в жизни пригодится.

Пусть наш нынче огурец, в нашей теплице уродиться!

Домашнее задание: повторить записи в тетради.


Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

- проявление познавательных интересов и активности в области здорового образа жизни и питания;

-формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

-умение работать в коллективе и оценивать личный вклад в общее дело.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

- умение осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках;

- умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- умение строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений о растении, его строении.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

Умение раскрывать содержание биологических терминов;

Обеспечение ухода за растениями в учебном кабинете и на пришкольном участке;

Прогнозирование воздействия различных факторов на растение.










Заключение


Огурец – представитель семейства тыквенных. Единственный овощ, плоды которого (зеленцы), едят в зеленом недозрелом виде, в консервированном (соленом и маринованном). Огурчики с отличным вкусом, и имеют пищевую ценность, как продукта повседневного и лечебно-профилактического питания.

Пищевая ценность огурца связана с содержанием щелочных минеральных солей (К, Мq), солей фосфора и железа, а также ферментов, способствующих усвоению витамина В2 и белков животного происхождения. Свежие огурцы имеют огромное значение в питании человека, способствует поддержанию оптимальной щелочной реакции крови, снижает кислотность желудочного сока, благотворно влияет на работу сердца, почек, печени также содержат небольшое количество витаминов А и С и микроэлементов, в том числе йод, оказывая лечебный эффект при многих заболеваниях. В народной медицине его применяют как мочегонное и жаропонижающее средство.

Средний Урал относится к регионам рискованного земледелия, где наиболее вероятны ранние заморозки уже в августе и поздние возвраты холодов. Период с биологически активными для данной культуры температурами более короток, чем в южных районах России, поэтому нужно осмотрительно относиться к выбору места для посадки огурцов. Для получения высоких урожаев, этому растению необходимо много тепла и света, а также высокая влажность воздуха и почвы. Культура требовательна к плодородию почвы и в целом к уходу.

Для открытого грунта:

Как и тепличные огурцы, растения, для открытого грунта можно выращивать из рассады, и можно высаживать сразу в землю, заранее посаженная рассада ускоряет процесс плодоношения, саженцы получаются крепкими и жизнеспособными. Чтобы не ошибиться, нужно правильно выбрать время для посадки и провести всю процедуру правильно. Огурцы требовательны к плодородию почвы и, особенно к содержанию органического вещества.

При выращивании растений в открытом грунте разрастающиеся плети растений ползут по земле.

Чтобы затраченные усилия были вознаграждены хорошим урожаем, я проводила формирование растений, прищипнув верхушку над четвертым листом, что поспособствовало отрастанию еще плодоносящих боковых побегов. Растения обильно плодоносят, поэтому их постоянно нужно подкармливать и поливать жидкими удобрениями. На растениях оставляют и женские и мужские цветки.

Во время сбора огурцов, для срезания их плодоножек, пользуются ножом или садовыми ножницами. Резать нужно осторожно, чтобы не повредить растения и плоды.

В открытом грунте растения вырастают, и даже очень вырастают при правильном уходе, как и в тепличных условиях.

При выращивании засолочных сортов, предпочтительны небольшие плоды 7-10см. в длину. А для еды 13см.

У растения огурца происходит саморегуляция числа закладываемых на нём плодов, поэтому многие женские цветки, образующиеся, как правило, в избытке, опадают. Если число плодов на одном растении увеличится, средняя масса одного огурца может снизиться.

14 марта 2017года был проведен элективный курс с использованием презентации. В ходе практики апробировала предварительно разработанный мною элективный курс "Секреты огуречной грядки" направленный на повышение познавательного интереса и мотивации обучающихся к изучению предмета биологии по ФГОС.

Особенность - практическая направленность, заключалась в том, что были использованы разные интересные формы - (загадки, кроссворд, пословицы, стихи для развития интереса к процессу выращивания, простой, на первый взгляд, культуры огурец!

В моей курсовой работе подобраны, 2 сайта и 17 литературных источников, которые я изучила, но проявила я большой интерес к изучению энциклопедического словаря «Юного земледельца» написан писателями А.Д. Джахангиров, В.П. Кузьмищев. – М.;. В источниках литературы были рассмотрены особенности, технология выращивания культуры огурца. Мной была разработана программа курса внеурочной деятельности «Секреты огуречной грядки». Рассказала о своей практике выращивания культуры огурца, показав слайды, увидела у ребят интерес, внимание, мышление, эмоциональность, доброту и активность. Дети сделали свои поделки огурцов. Все учащиеся 3 класса убедились в том, что существует много вариантов интересного время препровождения.

Считаю, что в ходе моей работы были достигнуты цель и задачи: сформировала познавательный интерес у учащихся при выращивании культуры огурца на Среднем Урале.

Вырастила огурчики, замариновала, и наелись всей семьей от души.





Список литературы

  1. Андреев В.М., Марков В.М. «Практикум по овощеводству» издательство «Колос», Москва 1981

  2. Григорьев Д.В. - Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /. Григорьев, Д.В Степанов П.В.– М: Просвещение, 2011-223с – (Стандарты 2 го поколения).

  3. Долмачева, В. С. Растениеводство: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368 с.

  4. Дъяченко В.С. Овощи и их пищевая ценность.- М.: Россельскохозиздат, 1979-159с.

  5. Захарова Л.Ф., Толчинская Е.И. Путишествия в страну кулинарию/ Худож. Пантофель Н.И. – 2-е изд. Кишинев: Тимпул, 1987 – стр.8

  6. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М., 2004. –С. 311.

  7. Овощеводство открытого грунта / В.А. Алексашин, Р.А Андреева, Ю.П. Антонов и др.; Под ред. Белика . В.Ф – М.: Колос, 1984 -336с.

  8. Овощеводство / Тараканов Г.И., Мухин В.Д., Шурин К.А. и др. под ред. Тараканова Г.И. и Мухина В.Д/. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Колос, 2002.-472с.

  9. Сайт Ru-dachniki.ru

  10. Сайт http:// www.glav-dacha.ru Обзор лучших сортов для Урала.

  11. Селевцев В.Ф. «Огородникам о почвах и удобрениях», 2000г.

  12. Пословицы поговорки [электронный ресурс] http://aphorismlist.com 20.12.2015

  13. Трудовое обучение «Сельскохозяйственные работы» уч. пособ. /З.А. Клепнина, В.С, Капралова, Д.И. Трайкпод.ред. Д.И. Трайка -2-е изд-М.: Просвещение, 1990г. – 191 с.

  14. Уральский садоводwww. sadovodu.ru

  15. Формы организаций внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы [электронный ресурс] http://nsportal.ru/ page/formy-organizacii-vneurochnoy-deyatelnosti-vsrednem-zvene-shkole-v-usloviyah

  16. Энциклопедический словарь юного земледельца. Э 61 Сост. А.Д. Джахангиров, В.П. Кузьмищев. – М.; Педагогика, 1983. – 368 с., ил.

  17. Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов/ — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

  18. Электронный ресурс http://nenyda.ru “Развитие познавательной активности младших школьников 2015г.

  19. Электронный ресурс http:// festival.iseptember – статьи фестиваля открытый урок «Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников 2011г.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Курсовая работа по теме: "Культура огурца на Среднем Урале и изучение тыквенных в школе"

Автор: Ларионова Ирина Владимировна

Дата: 19.10.2017

Номер свидетельства: 433275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства