Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по биологии в 6 классе" (Учебник Н. И. Сонина с учетом реализации регионального компонента)»
Рабочая программа по биологии, 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе документов:
Государственный стандарт общего образования по биологии.
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы / сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)
Никаких изменений в авторскую программу не внесено.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов, предусмотрено 9 практических работ и 1 экскурсия для реализации регионального компонента (изучение курса «Живой организм» на примере живых организмов и экосистем своей местности).
Реализация регионального компонента предусмотрена также в ходе выполнения практической части темы 1 «Строение и свойства живых организмов» и темы 2 «Жизнедеятельность организмов», так как предусмотрена работа с гербариями растений местной флоры и коллекциями раковин моллюсков местной фауны, собранными учащимися Ларневской СОШ. Изучение темы 3 «Организм и среда» дает особенно широкие возможности для реализации регионального компонента, т.к. кабинет биологии располагает богатым материалом по этой теме – летними заданиями предыдущих лет.
Для преподавания используется учебно – методический комплект:
1. Учебник: Н. И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс», Дрофа, 2011
2. «Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм»/ Н. И. Сонин, Е. Т. Бровкина.
3.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм»/ Н. И. Сонин, Москва, 2012.
4. «Биология. Живой организм: опорные конспекты»/ Алексеева Е. В. И др., Классикс Стиль, 2003
2. «Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области»/ Булохов А. Д., Величкин Э. М. , Брянск, 1998.
3. «Биологический словарь школьнтка»/ А. М. Дорофеев, Г. А. Иванов, Минск, «Народная асвета», 1993
4. Статья «Всегда волновала история родного края»/ Е. П. Севрюк, «Красногорская жизнь», № 57, 2008
5. Карта охотника и рыболова Брянской области.
6. «Рекомендации к проведению семинарских занятий в рамках спецкурсов по экологии в общеобразовательной школе»/ Л. Н. Анищенко, Д. Н. Зайцев, Брянск, издательство БГУ, 2003
7. «Человек, спаси себя сам… от радиации»/ Л. Жирина, Брянская областная типография, 1991
8. Лекция Сулоева А. Т. «Редкие и охраняемые животные Брянской области» , 09. 01. 2004, курсы «Применение здоровьесберегающих технологий в условиях радиационного загрязнения»
9. Лекция Ахромеева Л. М. «Экологическая обстановка Брянской области», 10.01.2004, курсы «Применение здоровьесберегающих технологий в условиях радиационного загрязнения»
Изучение биологии в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по биологии (с.3 , предисловие - «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь (с. 13, 21 - «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)
Уровень знаний учащихся должен соответствовать базовому.
Учебно – тематический план:
№ темы
п/п
Тема
Количество часов
1
Тема 1 «Строение и свойства живых организмов
22
Тема 1.1.Основные свойства живых организмов
2
Тема 1.2.Химический состав клеток
2
Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток
2
Тема 1.4. Деление клетки
2
Тема 1.5. Ткани растений и животных
2
Тема 1.6. Органы и системы органов
10
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы
2
2
Тема 2 «Жизнедеятельность организмов»
36
Тема 2.1. Питание и пищеварение
8
Тема 2.2. Дыхание
3
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме
4
Тема 2.4. Выделение
4
Тема 2.5. Опорные системы
2
Тема 2.6. Движение
2
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности
5
Тема 2.8. Размножение
4
Тема 2.9. Рост и развитие
4
3
Тема 3 «Организм и среда»
4
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.
2
Тема 3.2. Природные сообщества
2
Резервное время
8
ИТОГО
62 + 8 резерв
№ урока
п/п
1.
2.
3.
Контроль знаний по биологии в 6 классе:
№ п/п
Тема
Вид контроля
1
Тема 1 «Строение и свойства живых организмов
Тесты
2
Тема 2 «Жизнедеятельность организмов»
Тесты
3
Тема 2 «Жизнедеятельность организмов»
Письменная проверочная работа
4
Тема 3 «Организм и среда»
Тесты
5
Итоговый контроль
Тесты
2.
3.
6 класс, 2 часа в неделю, всего 70 часов;
поН. И. Сонину «Биология. Живой организм».
(Программы для общеобразовательных учрежде-
ний к комплекту учебников , созданных под руко -
водством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы /
сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)
№ урока
п/п
№ урока
в теме
Тема урока
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Практические работы,
повторение
Тема 1 «Строение и свойства живых организмов (22 часа).
1.
1.
Многообразие живых организмов, их основные свойства. § 1
2.
2.
Основные свойства живых организмов (продолжение) . § 1
3.
3.
Строение растительной клетки. § 3
4.
4.
Строение животной клетки
(продолжение) . § 3
Практическая работа № 1
«Строение клеток живых
организмов»
5.
5.
Химический состав клетки. § 2
6.
6.
Химический состав клетки.
(продолжение). § 2
Практическая работа № 2
« Определение состава семян пшеницы». «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов (крахмал, сахар).
7.
7.
Деление клетки. § 4
8.
8.
Мейоз и его биологическое значение.
§ 4
9.
9.
Ткани растений. § 5
Практическая работа № 3
«Растительные ткани»
10.
10.
Ткани растений (продолжение). § 5
11.
11.
Ткани животных: эпителиальная и соединительная. § 5
12.
12.
Мышечные ткани. § 5
13.
13.
Нервная ткань. § 5
Практическая работа № 4
«Ткани животных организмов»
14.
14.
Органы цветковых растений.
Корень. § 6
15.
15.
Побег. § 6
16.
16.
Цветок и плод. § 6
17.
17.
Строение семян, их функции. § 6
Практическая работа № 5
«Изучение органов цветкового растения»
18.
18.
Органы и системы органов животных. § 7
19.
19.
Органы и системы органов животных (продолжение). § 7
Практическая работа № 6
«Распознавание органов у животных»
20.
20.
Организм – единое целое. § 8
21.
21.
Целостность животного организма.
§ 8
22.
22.
Что мы узнали о строении живых организмов. § 9
Обобщение
Тема 2 «Жизнедеятельность организмов» (36 часов).
23
1
Питание. Почвенное питание растений. § 10
24
2
Фотосинтез. § 10
25
3
Питание животных. § 10
26
4
Питание животных. § 10
27
5
Пищеварение. Особенности пищеварения простейших. § 10
28
6
Особенности пищеварения беспозвоночных животных. § 10
29
7
Особенности пищеварения позвоночных животных. Пищеварительные ферменты. § 10
30
8
Дыхание. Дыхание растений. § 11
31
9
Дыхание животных. § 11
32
10
Передвижение воды и минеральных веществ в растении. § 12
33
11
Практическая работа № 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Практическая работа № 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
34
12
Передвижение органических веществ в растении. § 12
35
13
Перенос веществ в организме беспозвоночных животных. § 12
36
14
Перенос веществ в организме позвоночных животных. § 12
37
15
Выделение. § 13
38
16
Выделение у растений . § 13
39
17
Обмен веществ и энергии у растений. § 14
40
18
Обмен веществ и энергии у животных. § 14
41
19
Опорные системы и их значение в жизни организмов. § 15
42
20
Опорные системы у растений и позвоночных животных. § 15
43
21
Движение. Движение одноклеточных и многоклеточных животных.
§ 16
44.
22
Двигательные реакции растений.
§ 16
45.
23
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой. § 17
46.
24
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой. § 17
47.
25
Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой. § 17
48.
26
Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений. § 17
49.
27
Размножение, его виды. Бесполое размножение. § 18
50.
28
Вегетативное размножение растений.
§ 18
Практическая работа № 8
«Черенкование комнатных растений»
51
29
Практическая работа № 8
«Черенкование комнатных растений»
52
30
Половое размножение животных.
§ 19
53
31
Половое размножение растений.
§ 20
54
32
Рост и развитие растений. § 21
55
33
Особенности индивидуального развития цветкового растения. § 21
56
34
Рост и развитие животных. § 22
57
35
Рост и развитие животных. § 22
Практическая работа № 9
«Прямое и непрямое развитие насекомых»
58
36
Что мы узнали о жизнедеятельности организмов. § 23